Пленарное заседание Государственной Думы

Работа Государственной Думы на 6 октября 2010 года


Социальная помощь вынужденным переселенцам

135204-5 "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (принят в первом чтении 24.04.09).

Законопроект направлен на приведение базового закона в соответствие с положениями Бюджетного кодекса РФ, предусматривающими предоставление бюджетных ассигнований на реализацию мер социальной поддержки населения в форме социальных выплат.

Предлагается предоставлять вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальных выплат только на приобретение жилья, которые будут предоставляться за счет федерального бюджета, в порядке, определяемом Правительством РФ (в настоящее время предусмотрено предоставление безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья).


Сергей Чижов: «Вынужденные переселенцы – это особая льготная категория граждан, которая досталась нам в наследство от неспокойных 90-х, и ежегодно их количество сокращается, что не может не говорить об эффективности государственной поддержки наших граждан в жилищном вопросе. Еще не все обязательства выполнены перед мигрантами, сегодня их насчитывается более 20 000 человек, именно поэтому государство не спешит скидывать со счетов проблему обустройства бывших сограждан СССР. В этом направлении проводится активная законодательная деятельность, направленная на совершенствование действующих законов в пользу переселенцев. В этом плане новый законопроект о внесении изменений в ст. 7 ФЗ «О вынужденных переселенцах» станет новым шагом в укреплении позиций наших сограждан, гарантирующих им достойные жилищные условия в РФ».


Подробнее о законопроекте…


Законопроект подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № АЖ-П12-3924 в целях приведения Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" в соответствие с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 741 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает бюджетные ассигнования на реализацию мер социальной поддержки населения в форме социальных выплат.

В этой связи законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений в подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".

Одновременно подпункт 3 пункта 3 этой же статьи предлагается изложить в новой редакции, что связано с изменением форм государственной поддержки вынужденным переселенцам в обеспечении жильём для постоянного проживания.

Предлагаемые изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" не требуют дополнительных расходов федерального бюджета.



Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.



После распада СССР мобильность населения в России существественно снизилась, внутренние миграции уступили место внешним. Первая волна - начало 1990-х годов - возвращение этнических русских на историческую родину. Общее число приехавших в Россию в 1992-2000 гг. оценивается в 8 млн. человек. Отток русского населения из неблагополучных регионов, как Северный Кавказ, продолжается.

В международном праве и национальном зарубежном законодательстве термин "вынужденный переселенец" не применяется - это исключительно российское определение.

В I квартале 2010г. в территориальных органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца получили 853 человека (в I квартале 2009г. - 2516 человек). Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,09%.

По данным ФМС России, на 1 апреля 2010г. в стране насчитывалось 56,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Более 35% из них (19,8 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 19% (10,6 тыс.) - Грузии, 12% (7,0 тыс.) - Узбекистана, 5% (3,0 тыс.) - Таджикистана. Более 12 тыс.человек (21%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.

Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем субъектам Российской Федерации. Наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев выбирали новым местом жительства Республику Северная Осетия - Алания (10,7 тыс.человек), 6,5 тыс. - Республику Ингушетия, 2,8 тыс. - Белгородскую область, от 2,0 тыс. до 1,6 тыс. - Самарскую и Оренбургскую области, Краснодарский и Ставропольский края, от 1,3 до 1,1 тыс. - Нижегородскую область, Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую и Волгоградскую области


Рисунок 1 – Динамика вынужденных переселенцев в РФ
По данным Управления Федеральной миграционной службы России по Воронежской области, с момента начала регистрации (1 июля 1992 года) на учете состоит 397 семей с численностью 860 человек, имеющих статус вынужденных переселенцев. В первом полугодии 2010 года зарегистрированы 3 вынужденных переселенца.


По количеству мигрантов Северная Осетия занимает одно из первых мест в стране. Жилищное обустройство вынужденных переселенцев и беженцев сегодня одна из самых острых проблем республики.

В более чем 70 местах компактного проживания вынужденных переселенцев и беженцев из стран СНГ обстановка ненамного лучше, нежели в стихийных поселениях. Исключение составляют, пожалуй, лишь те, где с участием международных организаций создается необходимая инфраструктура. В большинстве случаев, здания ведомственного фонда, промышленных предприятий, общежитий, в которых проживают мигранты, за последние годы сильно обветшали, находиться в них небезопасно. Кроме того, собственники помещений, в частности, общежитий, на основании законных судебных решений просят освободить площади. А долги по коммунальным платежам приближаются к суммам в сотни миллионов рублей.

Раньше жилищным обустройством вынужденных переселенцев занималась Федеральная миграционная служба. И люди видели реальный результат: по линии ФМС для них приобретались квартиры. С 2006 года за жилищное благополучие переселенцев отвечает Росстрой, который и распределяет сертификаты в рамках федеральной целевой программы "Жилище".

Стоит отметить, что с правовой точки зрения, для решения жилищных проблем беженцев предусматривается создание специального жилищного фонда для временного поселения. Пользование данным фондом возможно лишь в том случае, если беженец поедет жить в ту местность, куда его направит ФМС России.

Рассчитывать на предоставление жилых помещений могут только представители социально незащищенных лиц из числа беженцев: одинокие пенсионеры, инвалиды I группы, одинокие матери с детьми до трех лет, многодетные семьи с детьми до 18-летнего возраста.

Проживание в жилом помещении из данного фонда возможно лишь в течение срока действия статуса беженца, который составляет три года.

Сегодня проблема обеспечения жильем остается не менее актуальной: затронуты интересы 27 тысяч семей вынужденный переселенцев. Это почти 70 тысяч представителей коренных народов России, вынужденных после разрушения СССР покинуть новые государства СНГ и Балтии, а также граждан России, пострадавших в результате кризиса в Чеченской республике.

За последние 9 смогли получить жилищные сертификаты1419 семей вынужденных переселенцев, т.е. по 158 семей в год. С 2002 по 2006 год был изменен механизм финансирования. С 2006 года по настоящее время действует третий механизм решения проблемы. Субсидии заменили государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми только на приобретение жилья.

Как отмечают эксперты, установленный Росстроем порядок распределения сертификатов между регионами не учитывает их особенности с точки зрения социальной напряженности в среде вынужденных переселенцев. Например, самое большое в России количество вынужденных переселенцев сконцентрировано в республике Северная Осетия-Алания – 4,3 тысячи семей из 28,6 тысяч. Это почти 15 процентов от числа всех семей, перед которыми не выполнила государственные обязательства Российская Федерация. Казалось бы, именно сюда должны быть направлены наибольшие финансовые ресурсы. Но в соответствии с порядком Росстроя этой республике выделены для решения проблемы в 2006 году один государственный жилищный сертификат, в 2007 году два сертификата, а в 2008 году – три. Таким образом, обустроены шесть семей из четырех с лишним тысяч.

Сейчас получают жилье те вынужденные переселенцы, кто встал в очередь в 1997 году, хотя по закону вынужденные переселенцы должны обеспечиваться постоянным жильем в течение пяти лет. В 2010 году заканчивается срок действия Программы «Жилище» и других подзаконных актов, нацеленных на решение этой проблемы. Федеральная миграционная служба, многие регионы России, обращались в Госдуму с просьбой увеличить финансирование строительства жилья для вынужденных переселенцев, чтобы закрыть эту проблему полностью до 2011 года.

Возможно, решить эту проблему удастся с помощью новой законодательной инициативы – федерального проекта о внесении изменений в ст. 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах»



Резолюция: принять законопроект во втором чтении. Проголосовали «За» 354 депутата.


Мобильная платежная система

405325-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 45 Федерального закона "О связи" (в части регулирования мобильных платежей) (зарегистрирован 12.07.10).

Законопроект направлен на создание правовых условий для развития института мобильных платежей и совершенствование информационных технологий их осуществления. Перечень банковских операций дополняется расчетами, осуществляемыми кредитной организацией от своего имени по обязательствам физических лиц без открытия им банковских счетов. Определяются особенности осуществления кредитными организациями таких расчетов, требования к договору кредитной организации и оператора связи (договор о мобильных платежах). В ФЗ «О связи» вносится соответствующее дополнение, определяющее полномочия оператора связи и порядок регулирования отношений с его абонентом – физическим лицом.


Подробнее о законопроекте…


Президент Российской Федерации обозначил приоритеты модернизации экономики и технологического развития страны, являющиеся ключевыми факторами для выхода России на новый технологический уровень, для обеспечения лидерских позиций Российской Федерации в мире. Одним из таких приоритетов является развитие и внедрение новейших информационных технологий.

Информационные технологии фактически формируют телекоммуникационную отрасль экономики, предоставляющую населению информационные услуги и средства коммуникации. Телекоммуникационная отрасль в России развивается опережающими темпами, находится на уровне мировых достижений и может конкурировать на различных рынках с любыми глобальными конкурентами.

Важным и перспективным направлением развития телекоммуникационной отрасли представляется возможность предоставления финансовых и банковских услуг населению посредством средств мобильных коммуникаций. Достаточно отметить, что по экспертным оценкам показатель проникновения услуг сотовой связи (количество SIM-карт на 100 жителей) в России превышает 140%, в то время как, например, уровень проникновения банковских карт (активных) оценочно не превышает 45%.

Во всем мире практика осуществления различных операций по банковским счетам, либо осуществления платежей без открытия банковского счета, с использованием различных устройств сотовой связи (далее – мобильный банкинг) получила широкое распространение и развивается очень быстрыми темпами.

По экспертным оценкам количество пользователей мобильного банкинга в США и Европе возрастет с 12 и 7 миллионов пользователей в 2009 году, до 86 и 115 миллионов пользователей в 2015 году, соответственно. В целом, количество пользователей мобильного банкинга будет ежегодно возрастать на 60% (CAGR) и достигнет 894 млн. пользователей в 2015 году.

В Российской Федерации развитие услуг по предоставлению финансовых и банковских продуктов населению посредством устройств сотовой связи традиционно осуществляется через банковскую систему и использует банковские счета физических лиц и различные финансовые продукты основанные на предоплате.

В последнее время все большее развитие приобретают услуги по осуществлению физическими лицами – абонентами операторов услуг связи платежей за товары, работы услуги с использованием устройств сотовой связи без открытия им банковских счетов (так называемые мобильные платежи).

Технологии осуществления мобильных платежей в мире развиваются очень быстро и предусматривают такие возможности как осуществление платежей/покупка товаров (в том числе в Интернете) с помощью СМС или с помощью установки на устройство связи специального программного обеспечения и т.д. Также получает развитие технология так называемых «бесконтактных платежей» (Near Field Communication) – с использованием аппарата сотовой связи для осуществления платежей по аналогии с транспортными картами в метрополитене.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 45 Федерального закона «О связи» (далее - законопроект) направлен на создание правовых условий для развития института мобильных платежей, а также на создание условий для совершенствования информационных технологий их осуществления.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 45 Федерального закона «О связи».

Часть 1 статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», содержащую перечень банковский операций, предлагается дополнить новым пунктом 10, отнеся к банковским операциям расчеты, осуществляемые кредитной организацией, в соответствии с банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, от своего имени по обязательствам физических лиц без открытия им банковских счетов.

Услуги по осуществлению указанных банковских операций уже фактически оказываются клиентам в виде расчетов чеками и выпуска предоплаченных карт. При этом, права и обязанности кредитной организации и пользователей - физических лиц определяются преимущественно банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Вместе с тем, существующее регулирование предоплаченных карт не соответствует порядку регулирования расчетов, установленному Гражданским кодексом (далее – ГК). В частности, часть 1 статьи 862 ГК определяет, что при осуществлении безналичных расчетов, помимо поименованных в данной статье (расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо) допускаются расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Если в отношении чеков ГК содержит их определение в качестве формы безналичных расчетов (§ 5 главы 46 ГК), то в отношении предоплаченных карт регулирование нормами федеральных законов отсутствует. Предоплаченные карты регулируются лишь подзаконным актом в виде Положения Банка России от 24 декабря 2004 года № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».

Кроме того, законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» новой статьей, определяющей особенности осуществления кредитными организациями расчетов по обязательствам физических лиц, являющихся абонентами операторов связи, без открытия им банковских счетов.

В частности, предлагается определить, что кредитная организация вправе заключить с оператором связи договор по условиям которого, кредитная организация осуществляет расчеты от своего имени по обязательствам физических лиц, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности, являющихся абонентами этого оператора связи, без открытия им банковских счетов, а оператор связи обеспечивает указанным физическим лицам на основе оказываемых услуг связи информационное взаимодействие с кредитной организацией, необходимое для осуществления указанных расчетов, а также осуществляет последующее перечисление кредитной организации денежных средств своих абонентов – физических лиц.

Проектируемой статьей предлагается установить определенные требования к указанному договору (договор о мобильных платежах), в соответствии с которыми, данный договор должен содержать следующие обязательные положения:

1) правила осуществления кредитной организацией расчетов по обязательствам физических лиц, являющихся абонентами оператора связи, в том числе права физического лица, по обязательству которого кредитная организация осуществляет расчеты;

2) порядок информационного и технологического взаимодействия кредитной организации, оператора связи и физических лиц, являющихся его абонентами, по обязательствам которых кредитная организация осуществляет расчеты;

3) порядок перечисления оператором связи кредитной организации денежных средств своих абонентов.

Так как предложенная в проектируемой статье Федерального закона «О банках и банковской деятельности» конструкция предполагает участие операторов связи, законопроектом предлагается внести в статью 45 Федерального закона «О связи», регулирующую особенности оказания услуг связи гражданам, изменение, дополнив ее пунктом 6 определяющим полномочия оператора связи и порядок регулирования его отношений с его абонентом – физическим лицом.

Представляется, что принятие законопроекта позволит обеспечить создание правовых условий для развития института мобильных платежей, придаст импульс к развитию и совершенствованию информационных технологий в финансовой сфере, а также позволит достичь целей поставленных руководством страны.



Резолюция: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту. Проголосовали «За» 356 депутатов.


Лесной кодекс РФ. Передача ряда полномочий федеральному центру

358872-5 внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования лесных отношений) (зарегистрирован 14.04.10)

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования лесных отношений в части лесоустройства и установления расчетной лесосеки. Предусматривается: закрепить распределение полномочий органов ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ по проведению лесоустройства непосредственно в Кодексе; передать полномочия по установлению расчетной лесосеки на федеральный уровень; заменить термин «вырубка» термином «сплошная и выборочная рубка» (для исключения неопределенности в использовании понятия «вырубка»); добавить к полномочиям, которые РФ передает органам государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах (в настоящее время – только установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор).


Подробнее о законопроекте…


Законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования лесоустройства и установления расчетной лесосеки, приведения в соответствие с терминологией Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) отдельных его статей, а также устранения содержащихся в нем пробелов.

Законопроект состоит из несколько тематических блоков, посвященных совершенствованию правового регулирования в области лесных отношений.


1. Лесоустройство

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, и государство должно иметь объективную информацию о состоянии лесов для выработки эффективной государственной политики в области использования лесных ресурсов.

Инструментом для получения полной и достоверной информации о качественных и количественных характеристиках лесных ресурсов является лесоустройство.

В Российской Федерации сложилась крайне негативная ситуация в части сроков давности материалов лесоустройства.

В большей части регионов материалы лесоустройства имеют нормативный срок давности до 10 лет, в некоторых срок давности проведения лесоустройства превышает 15 лет. В ряде лесничеств имеются только материалы аэровизуальных лесотаксационных обследований 50-х годов прошлого века, а на площади около 4 млн. га лесных участков в составе земель лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство не проводилось вообще или его материалы утеряны, что не позволяет включить их в хозяйственный оборот.

Особую тревогу вызывает тот факт, что сроки давности материалов лесоустройства практически во всех субъектах Российской Федерации с развитым лесопромышленным комплексом, где сконцентрированы основные объемы лесозаготовок, превышают 10 лет.

Вместе с тем, отсутствие такой информации не позволяет принимать экономически обоснованные управленческие решения, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Сложившаяся ситуация усугубляется значительным снижением объемов лесоустроительных работ в последние годы. Так, объемы лесоустроительных работ снизились с 45,1 млн. га в 2006 году до 5,8 млн. га в 2008 году, то есть почти в 8 раз.

Одной из причин возникновения указанной проблемы можно считать то обстоятельство, что Лесной кодекс, закрепляя общие положения о проведении лесоустройства и его содержание (статьи 67-70), не относит его проведение к полномочиям ни одного уровня публичной власти (статьи 81-84).

Законопроектом предлагается распределить полномочия по проведению лесоустройства между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также закрепить в главе 9 Лесного кодекса такое распределение.

Учитывая, что полномочия по установлению границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов и особо защитных участков лесов осуществляются на федеральном уровне (статья 81 Лесного кодекса), то соответствующая часть лесоустройства также должна осуществляться на уровне Российской Федерации (подпункт «б» пункта 7 статьи 1 законопроекта).

Полномочия по проведению лесоустройства в остальной части (проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов) предлагается передать субъектам Российской Федерации (подпункт «а» пункта 8 статьи 1 законопроекта).

Одновременно, учитывая положения части 1 статьи 23 Лесного кодекса, закрепляющей за лесничествами и лесопарками статус основной территориальной единицы управления, предлагается установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов и ведение государственного лесного реестра также осуществлять в отношении лесничеств, лесопарков (пункт 3 статьи 1 законопроекта).


2. Расчетная лесосека

В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса субъекты Российской Федерации в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливают виды и параметры разрешенного использования лесов, ограничения использования лесов, а также требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Среди параметров разрешенного использования лесов подлежат утверждению возрасты рубок, расчетная лесосека и сроки использования лесов.

В то же время согласно статье 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

Таким образом, субъекты Российской Федерации получили несовместимые полномочия: устанавливать ограничения использования лесов и на их основании предоставлять право использования лесов.

Так, в 1997-2007 годах расчетная лесосека в Российской Федерации оставалась на уровне примерно 525 млн. м3. Однако к 2010 году она без видимых объективных причин выросла до 650 млн. м3.

В этой связи предлагается передать полномочия по установлению расчетной лесосеки органам государственной власти Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 и подпункт «а» пункта 7 статьи 1 законопроекта).


3. Рубки лесных насаждений

Федеральными законами от 22.07.2008 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и от 14.03.2009 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отдельные статьи Лесного кодекса были внесены изменения, согласно которым в определенных случаях допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в защитных лесах.

При этом непонятно, как «вырубка деревьев, кустарников, лиан» соотносится с установленными статьей 17 Лесного кодекса формами рубок лесных насаждений (выборочная рубка и сплошная рубка). Остается открытым вопрос, допускается ли в указанных случаях осуществление сплошных рубок лесных насаждений.

Такое положение дел создает неопределенность и сложность в правоприменении Лесного кодекса, допускает двойное понимание его норм, что недопустимо.

В этой связи представляется необходимым привести указанные нормы в соответствие с терминологией Лесного кодекса и заменить термин «вырубка деревьев, кустарников, лиан» термином «сплошная и выборочная рубка при вырубке деревьев, кустарников, лиан» (пункты 2, 5, 6 статьи 1 законопроекта).

Одновременно предлагается устранить возникающее при замене терминов противоречие между частью 5№ статьи 21 Лесного кодекса, допускающей в определенных случаях сплошные рубки в защитных лесах, и соответствующими статьями Лесного кодекса, которые запрещают проведение сплошных рубок лесных насаждений в определенных категориях защитных лесов (пункты 11-15 статьи 1 законопроекта).


4. Государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах

Лесной кодекс передал субъектам Российской Федерации полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, а также пожарного надзора в лесах (пункт 6 части 1 статьи 83). При этом субъекты Российской Федерации также наделены полномочием по установлению перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (пункт 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса).

В то же время Лесной кодекс умалчивает о полномочиях по установлению перечня должностных лиц, осуществляющих пожарный надзор в лесах.

В целях устранения указанного пробела предлагается закрепить данное полномочие за органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт «б» пункта 8 статьи 1 законопроекта).

На заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол от 15.12.2009 г. № 94) было принято решение о нецелесообразности принятия предусмотренных статьями 96, 97 Лесного кодекса актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности правового положения государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах.

В этой связи предлагается исключить из Лесного кодекса часть 2І статьи 96 и часть 3 статьи 97 (пункты 9 и 10 статьи 1 законопроекта).



Резолюция: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту. Проголосовали «За» 371 депутат.


О депутатах Государственной Думы и членах Совета Федерации. Получаемая прибыль и владение ценными бумагами

380724-5 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (о запрете на занятие членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы любой оплачиваемой деятельностью и на владение ценными бумагами) (зарегистрирован 25.05.10).

Законопроектом предлагается установить запрет членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы заниматься любой оплачиваемой деятельностью, в том числе преподавательской, научной и творческой, а также приобретать и получать в дар доли участия в уставных капиталах организаций и ценные бумаги.


Ответственный комитет отмечает, что ФЗ уже устанавливает как запрет на получение в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации, депутата Госдумы вознаграждений от физических и юридических лиц, так и обязанность передачи в доверительное управление принадлежащих им ценных бумаг, акций, долей участия в уставном капитале организаций, если владение ими может привести к конфликту интересов.
Подробнее о законопроекте…

В соответствии с Законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы» депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы устанавливается одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение и одинаковые денежные поощрения в размерах, установленных для федерального министра. Законом также предусмотрены ежегодный оплачиваемый отпуск, медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью.

Вследствие этого законом установлен запрет на занятие членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.

Данным законом определены и формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. К ним относятся: участия в заседаниях Совета Федерации, Государственной Думы, участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, работа с избирателями.

Добросовестное и полное исполнение членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы своих обязанностей не оставляет времени на занятие какой-либо иной деятельностью. Получение денежного вознаграждения за занятие преподавательской, научной или иной творческой деятельностью не только не согласуется с формами деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, но и позволяет получать дополнительные и как правило, немалые доходы к высокому материальному и социально-бытовому обеспечению. Кроме того, формулировка «иной творческой деятельностью» имеет неоднозначный характер. Бывали случаи, когда за небольшую брошюру получали многомиллионные гонорары. Данным законопроектом предполагается ввести запрет на занятие членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы любой оплачиваемой деятельностью.

Другая предлагаемая поправка касается получения дополнительных доходов от операций с ценными бумагами. Действующая норма закона предполагает в случае, если владение приносящими доход ценными бумагами, акциями, долями участия в уставных капиталах организаций может привести к конфликту интересов, обязательность передачи ценных бумаг, акций, долей в уставном капитале в доверительное управление, что, в сущности, ни чего не меняет. Доходы, полученные по операциям с ценными бумагами отдельными членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы сопоставимы с годовым бюджетом города с населением 50 тысяч. Как правило, обосновывая получение дополнительных доходов, ссылаются на совершение сделок с акциями, другими ценными бумагами, что в принципе, ни чем не отличается от торгово-закупочных операций.

Предлагаемой поправкой устанавливается запрет для члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в течение срока полномочий на приобретение, получение в дар ценных бумаг, за исключением операций по банковским вкладам, депозитам.

Внесение данных изменений ограничит злоупотребления служебным положением и повысит коэффициент полезного действия Парламента России, а также укрепит авторитет высших законодательных органов страны.



Резолюция: перенести рассмотрение законопроекта на другое пленарное заседание.


Перечень видов ответственности, по которым депутат Государственной Думы и член Совета Федерации не может быть привлечен к ответственности

373674-5 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (о включении гражданско-правовой ответственности в перечень видов ответственности, по которым за определенные законом действия депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не может быть привлечен к ответственности) (зарегистрирован 13.05.10).

Законопроектом предлагается перечень видов ответственности, к которым член СФ, депутат ГД не могут быть привлечены за высказывания мнения или выражение позиции, дополнить гражданско-правовой ответственностью (в действующей редакции – не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности).


Отв. комитет отмечает, что расширение объема парламентской неприкосновенности может привести к ущемлению конституционных прав гражданина, в том числе на судебную защиту его прав и свобод, и нарушить общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.
Подробнее о законопроекте…

Главой II Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” установлен ряд гарантий деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – парламентарий Федерального Собрания), в том числе статьей 19 установлена неприкосновенность парламентария Федерального Собрания. Одним из элементов неприкосновенности парламентария Федерального Собрания является установленная частью шестой статьи 19 недопустимость его привлечения к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие его статусу.

В то же время названная норма закона не препятствует привлечению парламентария Федерального Собрания к гражданско-правовой ответственности за те же действия, в связи с чем получает все более широкое распространение подача в суд исков о привлечении парламентариев Федерального Собрания к гражданско-правовой ответственности (чаще всего – о взыскании компенсации морального вреда). В удовлетворении подавляющего большинства таких исков суды отказывают.

Авторы законопроекта предлагают дополнить содержащийся в части шестой статьи 19 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” перечень видов ответственности, к которым за определенные действия не может быть привлечен парламентарий Федерального Собрания, гражданско-правовой ответственностью.

В связи с тем, что в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, предлагается внести в законопроект соответствующую норму – это часть 2 статьи 2 законопроекта.

Внесение в законодательство предлагаемого изменения не повлечет освобождения парламентария от гражданско-правовой ответственности за действия, не связанные с парламентской деятельностью (от возмещения причиненного имущественного вреда, от взыскания алиментов, от взыскания долгов и т.п.).

Принятие проекта федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.



Резолюция: перенести рассмотрение законопроекта на другое пленарное заседание.


Государственное регулирование торговой деятельности (ответственность перекладывается на регионы)

400727-5 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"(зарегистрирован 03.07.10). Доклад статс-секретаря - заместителя Министра промышленности и торговли РФ С.А. Наумова.

Законопроектом регламентируются полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере торговой деятельности, а также уточняется порядок организации ярмарок в связи с требованиями ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Предлагается: дополнить перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств собственного бюджета, полномочием по "реализации государственной политики, нормативно-правового регулирования и осуществления иных полномочий в области торговой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании торговой деятельности, за исключением вопросов, отнесенных к ведению РФ"; - уточнить, что требования к организации ярмарок и продажи товаров на них установлены ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ".


Сергей Чижов: Регулирование тарифов острая тема для населения. Деятельность органов местного самоуправления в установлении уровня тарифов не всегда была оправдана и подтверждена качественными и верными экономическими обоснованиями. Распределение полномочий и передача права регулирования тарифов в органы власти субъектов РФ позволит контролировать и сдерживать рост тарифов в соответствии с федеральными стандартами. Но в тоже время повысит ответственность субъекта РФ


Подробнее о законопроекте…

Изменения вносятся в «п.67 реализации государственной политики, нормативно-правового регулирования и осуществления иных полномочий в области торговой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании торговой деятельности, за исключением вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации».

В целом, предлагаемый закон регулирует торговую деятельность на территории Российской Федерации, к коей и относится деятельность по продаже тепловой энергии. Рынок продаж тепловой энергии относится к розничному рынку. Принятие поправок позволит уточнить вопросы регулирования отношений субъектов РФ и Федерации в части производства, поставки и потребления тепловой энергии. Разделение полномочий органов всех уровней власти.

Федерация по сути переложила возможную ответственность за рост тарифов на субъекты. Оставив за собой право определения основных стратегических направлений в области теплоснабжения.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - законопроект) разработан во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» с целью корректировки необходимой нормативно-правовой базы торговой деятельности в Российской Федерации, которую составляют ряд Федеральных законов.

Законопроект направлен на достижение корреспондирования норм Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и иных федеральных законов в части регламентации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере торговой деятельности, а также в части уточнения регулирования порядка организации ярмарок.

Принятие закона позволит реализовать положения Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», обеспечивая эффективное регулирование общественных отношений в установленной сфере.



Резолюция: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту. Проголосовали «За» 439 депутатов.


Закон о розничных рынках. Регулирование продаж на ярмарках.

381781-5 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (об уточнении правового регулирования деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках) (зарегистрирован 26.05.10).

Законопроект предусматривает, что настоящий ФЗ не распространяется на деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ФЗ от 28.12.2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации."


Подробнее о законопроекте…

С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ). В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона № 381-ФЗ установлено, что он регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Подпунктом 3 пункта 4 статьи 1 данного Федерального закона № 381-ФЗ установлено, что его положения не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, которая согласно пункту 2 статьи 3 указанного Федерального закона регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 271-ФЗ). Статьей 11 Федерального закона № 381-ФЗ устанавливает требования к организации ярмарок и продажи товаров на них. В частности, пункт 1 указанной статьи гласит, что ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажи товаров на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.

В то же время подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 271-ФЗ установлено, что его положения не распространяются на деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. При этом порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Из представленной нормы можно сделать вывод о том, что требования Федерального закона № 271-ФЗ распространяются на деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на любых иных ярмарках, организуемых в пределах розничных рынках, либо организуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В результате, складывается ситуация, в которой одновременно двумя нормативными правовыми актами федерального уровня регулируется один и тот же вопрос, при этом не вполне однозначно.

В этой связи проектом федерального закона предлагается установить в Федеральном законе № 271-ФЗ, что его положения не распространяются на деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральных законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.



Резолюция: отклонить законопроект.