Пленарное заседание Государственной Думы

Работа Государственной Думы на 5 октября 2010 года


Налоговое законодательство. Продление срока налоговых проверок.

189343-5 "О внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки).

Законопроектом предлагается установить исчерпывающий перечень оснований для продления срока выездной налоговой проверки, исключив одновременно положение, предусматривающее наделение федерального органа власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, полномочиями по установлению оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки.


Сергей Чижов: «Данный законопроект осложняет взаимодействие налоговых органов и налогоплательщика. В продления срока проведения выездной налоговой проверки нет прямого интереса как со стороны налогоплательщика, вне зависимости от категории, так и со стороны Федеральной налоговой службы. В дополнении можно добавить, что предлагаемый перечень не позволит налоговым органам учитывать все фактические обстоятельства конкретной проверки, что, в свою очередь, может способствовать снижению эффективности этой формы налогового контроля».


Подробнее о законопроекте…

Согласно действующему законодательству пункт 6 статьи 89 НК РФ является законченной и четко понимаемой как налоговыми органами, так и налогоплательщиками: «6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».


Предлагается новым законопроектом внести в статью 89 части первой НК РФ следующие изменения:

1) в абзаце первом пункта 6 статьи 89 после слов «Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев" дополнить словами "если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших, либо полученная от правоохранительных органов информация свидетельствует о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, либо имеют место чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (непреодолимая сила), либо налогоплательщик имеет в своем составе от четырех до десяти обособленных подразделения, либо имеет место непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной проверки, а в случае, если налогоплательщик имеет в своем составе более десяти обособленных подразделений, - до шести месяцев».

2) «а в исключительных случаях – до шести месяцев» исключить;

3) абзац второй пункта 6 исключить.

По пункту первому: введение данной нормы существенно усложняет понимание НК РФ и вводит существенные рычаги воздействия на налогоплательщика со правоохранительных органов.


По пункту второму: есть четкое понимание «в исключительных случаях», у сотрудников налоговых органов: несвоевременное представление документов от налогоплательщика либо вновь открытые обстоятельства по итогу встречных налоговых проверок и т.д.


По пункту третьему: в случае исключения данной нормы, хотелось бы иметь понимание, кому переходят функции по принятию решения по основаниям и порядку продления срока проведения выездной налоговой.


Резолюция: перенести рассмотрение законопроекта на другое пленарное заседание.


Налоговое законодательство.
Введение обязанности по предоставлению налоговых деклараций по НДФЛ налоговыми агентами.

338842-5 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части введения обязанности предоставления налоговыми агентами налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц).

Законопроектом предлагается возложить на налоговых агентов обязанность по представлению налоговых деклараций и предусмотреть ответственность за их непредставление. Предлагается установить отчетные периоды для налоговых агентов (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) по налогу на доходы физических лиц, а также обязанность для налоговых агентов по истечении налогового (отчетного) периода представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации, отражающие сведения об исчисленных и удержанных суммах налога в целом по налоговому агенту (его обособленному подразделению) без детализации по конкретным налогоплательщикам.

Сергей Чижов: «Предлагаемые изменения в Налоговый кодекс существенно усложняют налоговое администрирование и увеличивают административные расходы, как у налоговых агентов, так и у налоговых органов, что не согласуется с целями и задачами основных направлений налоговой политики, поставленными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", предусматривающими необходимость совершенствования процедур налогового администрирования, ведения и представления действительно востребованной налоговой отчетности».


Подробнее о законопроекте…


Статьей 230 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено представление налоговыми агентами в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, сведений о доходах физических лиц по форме

№ 2-НДФЛ, которые не имеют статуса налоговой декларации (расчета). Таким образом, данные сведения не могут являться основанием для начисления налога в лицевых счетах налоговых агентов, что исключает возможность определения суммы текущей задолженности по налогу и применения к ней процедур принудительного взыскания без проведения выездной налоговой проверки, периодичность которой строго регламентирована.

Кроме того, в связи с отсутствием у налоговых агентов квартальной отчетности у налоговых органов нет возможности применения механизмов контроля и обнаружения фактов неперечисления сумм налога в течение налогового периода.

Предлагаемые изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривают установление обязанности для налоговых агентов ежеквартально и по итогам налогового периода представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по исчисленным и удержанным (подлежащим уплате) суммам налога на доходы физических лиц, устанавливают ответственность налоговых агентов за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета), а также возможность приостановления операций налогового агента по его счетам в банке в случае непредставления им налоговой декларации (расчета) в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока.

Представление налоговыми агентами в налоговые органы расчетов предусмотрено статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации, однако в отношении налога на доходы физических лиц соответствующая норма не реализована.

Ежеквартальное представление налоговыми агентами предлагаемой отчетности позволило бы своевременно принимать меры по принудительному взысканию налога.

До 2010 года налоговые органы в целях оперативного выявления задолженности по уплате налога на доходы физических лиц в течение календарного года проводили работу с использованием единственного на тот момент аналитического инструмента – данных расчетов авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемых страхователями в налоговые органы в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Начиная с 2010 года в связи с принятием Федеральных законов от 24.07.2009 № 212-ФЗ и № 213-ФЗ, которыми отменена обязанность страхователей представлять в налоговые органы расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, налоговые органы лишены источника информации о сформировавшемся в течение года фонде оплаты труда.

Предлагаемые изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации позволят повысить эффективность администрирования и собираемость налога на доходы физических лиц и обеспечить увеличение поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе за счет работы, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления с должниками.


Комментарий:

1. Изменения предусматривают возложение на налоговых агентов обязанностей по представлению налоговых деклараций и установление ответственности за их непредставление. Данные изменения не согласуются с положением пункта 1 статьи 80 Кодекса, согласно которому налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Здесь следует отметить, что налоговая декларация является формой отчетности налогоплательщика, а не налогового агента; поэтому внесение указанных изменений в Налоговый Кодекса является необоснованным.

2. Поскольку налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, внесение в статьи 38, 44, 57 Кодекса предусмотренных законопроектом изменений, устанавливающих объект налогообложения, основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога, в том числе сроки его уплаты, в отношении налогового агента, также является необоснованным.

3. В статье 2 законопроекта предлагается внести в статьи 216 и 230 Кодекса изменения, устанавливающие для налоговых агентов отчетные периоды (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) по налогу на доходы физических лиц, а также обязанность для налоговых агентов по истечении налогового (отчетного) периода представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации, отражающие сведения об исчисленных и удержанных суммах налога в целом по налоговому агенту (его обособленному подразделению) без детализации по конкретным налогоплательщикам.

В настоящее время в соответствии со статьей 216 Кодекса налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

4. Согласно предлагаемым изменениям налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за данный налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п 5 статьи 226 Кодекса - при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Таким образом, законопроектом предусматривается введение дополнительной отчетности по налогу на доходы физических лиц для налоговых агентов. Реализация данных положений законопроекта существенно усложнит налоговое администрирование и увеличит административные расходы как у налоговых агентов, так и у налоговых органов, что не согласуется с целями и задачами основных направлений налоговой политики, поставленными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", предусматривающими необходимость совершенствования процедур налогового администрирования, ведения и представления действительно востребованной налоговой отчетности.

И к тому же реализация предлагаемых законопроектом изменений также не согласуется с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (подраздел 2 раздела IV "Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности"), согласно которой механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, в частности, упрощение процедур и форм налоговой отчетности.



Резолюция: перенести рассмотрение законопроекта на другое пленарное заседание.


Дополнительное материальное обеспечение граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги.

42959-5 внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (о выплате дополнительного материального обеспечения в период выполнения оплачиваемой работы) (зарегистрирован 08.04.08).

Законопроектом предлагается выплачивать дополнительное ежемесячное материальное обеспечение гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ, предусмотренное базовым законом, независимо от факта выполнения ими оплачиваемой работы (действует - выплата дополнительного материального обеспечения лицу, имеющему право на его получение, осуществляется только в случае, если это лицо является неработающим пенсионером).


Сергей Чижов:«Сегодня на федеральном уровне идет активная работа по оказанию государственной поддержки граждан России, особенно справедливо это замечании в отношении получателей правительственных наград и званий, чьи заслуги перед Отечеством никогда не будут забыты. Действующий ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" полностью позволяет реализовать право заслуженных деятелей РФ занять подобающее место в истории нашей страны, оставаясь в уверенности в завтрашнем дне после выхода на заслуженную пенсию».


Подробнее о законопроекте…


В рамках президентских выплат сегодня в РФ действуют: гранты президента для поддержки социальных проектов в области культуры и искусства, премии президента молодым ученым, ветеранам и др. Сегодня Совет при Президенте по науке, технологиям и образованию ведет прием документов на соискание премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2010 год.

Ранее Правительство РФ внесло в нижнюю палату парламента законопроект о полномочиях президента РФ определять размер дополнительных выплат гражданам за особые заслуги перед Россией.

Соответствующие изменения предлагается внести в статью 1 закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".

Законопроектом предусмотрены изменения, в соответствии с которыми президент РФ может устанавливать гражданам России размер дополнительного ежемесячного материального обеспечения за особые заслуги и условия для его назначения.

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменение, предусматривающее, что граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за ее пределы, реализуют свое право на получение полагающегося им дополнительного ежемесячного материального обеспечения вне зависимости от места их жительства.

Сегодня на пленарном заседании ГД РФ будет рассмотрен законопроект «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»

Действующий Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", зарегистрированного под N 21-ФЗ, был подписан Президентом 4 марта 2002 года. Государство, можно сказать, сделало важный шаг в интересах упорядочения системы поощрения своих наиболее отличившихся граждан, получающих пенсию и проживающих на территории России. В соответствии с указанным Федеральным законом дополнительное материальное обеспечение назначается:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации;

2) гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного;

3) гражданам, награжденным орденом Ленина;

4) гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени;

5) гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней;

6) Героям Социалистического Труда;

7) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней;

8) лауреатам Ленинской премии, лауреатам Государственных премий СССР и лауреатам Государственных премий Российской Федерации (РСФСР);

9) гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней;

10) чемпионам Олимпийских игр.

11) а также лауреаты Ленинской премии, государственных СССР и государственной премии РФ (РСФСР)

Материальное обеспечение выплачивается по достижении пенсионного возраста.


Дополнительное материальное обеспечение устанавливается в размере:



Категории граждан, имеющие право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся заслуги перед Российской Федерацией:

Размеры ДМО в % от БЧ трудовой пенсии по старости

Размеры ДМО после индексации с 01.04.2006

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации

415%

4295.62

Граждане, награждённые орденом Святого апостола Андрея Первозванного

415%

4295.62

Граждане, награждённые орденом «За заслуги перед Отечеством» 1 степени

415%

4295.62

Граждане, награждённые орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, граждане, награждённые орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 и 4 степени

330%

3415.80

Граждане, награждённые орденом Трудовой Славы трёх степеней

250%

2587.73

Граждане, награждённые орденом Славы трёх степеней

415%

4295.62

Герои Социалистического Труда

415%

4295.62

Лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР)

330%

3415.80

Граждане, награждённые орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» трёх степеней

250%

2587.73

Чемпионы Олимпийских игр, чемпионы Параолимпийских игр, чемпионы Сурдоолимпийских игр

250%

2587.73

Граждане, награжденные орденом Ленина

330%

3415.80



Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи.

Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.

Выплата дополнительного материального обеспечения прекращается в случаях лишения получателя государственных наград и званий, предоставляющих право на такое обеспечение, а также установления недостоверных или необоснованных данных, на основании которых было назначено дополнительное материальное обеспечение.

Выплата дополнительного материального обеспечения возобновляется в случае восстановления гражданина в правах на государственные награды и звания.

Получателю дополнительного материального обеспечения, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, дополнительное материальное обеспечение выплачивается в полном размере.

Суммы дополнительного материального обеспечения, причитающиеся его получателю и недополученные им в связи со смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях.

Выплата дополнительного материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Федеральный законопроект предлагает изменить систему выплат дополнительного материального обеспечения и внести соответствующие изменения в статью настоящего ФЗ. В проекте указывается, что материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемых работ. По мнению авторов, такое положение ничем не обосновано. Также инициаторами обращается внимание, что федеральные выплаты носят не компенсационный, а поощрительный характер и представляют собой некую дань уважения за особые заслуги перед Отечеством. Поэтому не должны ставиться в зависимость от ведения гражданином трудовой деятельности, наличия или отсутствия иных, кроме пенсии, источников дохода, материального достатка.

Для сравнения авторы указывают, что право на получение других аналогичных поощрительных выплат по российскому законодательству не исключает возможность гражданина осуществлять трудовую деятельность.

Законопроектом предлагается выплачивать дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, предусмотренное Федеральным законом "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" независимо от факта выполнения оплачиваемой работы, тем самым избавив человека от трудного выбора в пользу или трудовой деятельности или получения заслуженных выплат.

Однако законопроект на сегодняшний день пока не получил одобрения у Правительства РФ. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А. Жуков в своем заключении отметил отсутствие в проекте финансового обоснования: несомненно, в случае принятия законодательной инициативы, нагрузка на федеральный бюджет будет увеличена. Согласно действующему законодательству, дополнительное материальной обеспечение гражданам производится на основе средств федерального уровня, в проекте не представлено никаких предложений по изысканию дополнительных источников покрытия расходов, а также осталась без внимания сама система организации выплат гражданам, не указан механизм распределения выплат, что не соответствует положениям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, также не указаны ответственные органы за этим процессом.

Следует также отметить, что предыдущее рассмотрение законопроекта уже проводилось в условиях принятия федерального бюджета РФ, что также затрудняло возможность принятия проекта в виду отсутствия выделенной для этой цели статьи расходов.



Резолюция: отклонить законопроект. Проголосовали «За» 134 депутата.


Градостроительный кодекс.
Организация и проведение гос.экспертизы проектной документации.

Проект федерального закона № 335399-5 "О внесении изменений в статью 4.2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части продления срока передачи полномочий Российской Федерации по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства органам государственной власти города федерального значения Москвы).


Законопроектом предлагается продлить органам государственной власти субъекта РФ - города федерального значения Москвы на 2 года (до 1 января 2013 года) срок осуществления полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов, а также государственному строительному надзору за их строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом.


Сергей Чижов: «Предлагаемый законопроект касается только города Москва. В Москве разработаны региональные нормативы градостроительного проектирования с учетом накопленного опыта. В каждом регионе такие нормы утверждаются индивидуально, с учетом местной специфики. Регионы в соей нормативной деятельности могут учитывать значительный опыт Москвы по проектированию и строительству уникальных высотных зданий».


Подробнее о законопроекте…


Данные законопроект территориально касается только города Москвы. В соответствии со ст.4.2 Градостроительного кодекса РФ, полномочия по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства переданы Москве до 1 января 2011 года. Кроме того, до 1 января 2011 года Москве предано полномочие по осуществлению строительного надзора. Администрация Москвы заинтересована в продлении перечисленных полномочий до 1 января 2013 года, объясняя это возможностью на базе Московского опыта закрепить и продолжить развитие строительно-инвестиционного процесса.

Данный законопроект одобрен Комитетом по строительству и земельным отношениям рекомендован к принятию в первом чтении.

В Воронежской области действует Региональный норматив градостроительного проектирования "Проектирование, строительство и рекультивация полигонов твердых бытовых отходов в Воронежской области" (утв. приказом Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 15 июля 2010 г. N 239)



Резолюция: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту. Проголосовали «За» 352 депутата.


Градостроительный кодекс.
Уточнение понятия сооружений связи как особо опасных и технически сложных объектов.

Проект ФЗ № 400308-5 "О внесении изменения в статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения понятия сооружений связи как особо опасных и технически сложных объектов).

Законопроект направлен на унификацию норм Градостроительного кодекса РФ и ФЗ «О связи» и устанавливает, что к особо опасным и технически сложным объектам относятся сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о связи.


Сергей Чижов: «Техническое развитие средств связи требует на ряду с введением новых понятий, еще и внесение изменений и дополнений в законодательство, регулирующее данную отрасль и смежные законы.

Принятие законопроекта существенно расширит перечень объектов являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными относящихся в свою очередь к сооружениям и средствам связи, кроме того, позволит обеспечить единообразие применения Градостроительного кодекса и закона «О связи».

Изменение законодательства коснется деятельности юридических и физических лиц в области проектирования, изыскательской деятельности, строительства и капитального ремонта, в части определения видов деятельности влияющих на безопасность и требующих членства в СРО».


Подробнее о законопроекте…


Целью проекта ФЗ «О внесении изменений в статью 48.1 Градостроительного кодекса РФ является совершенствование законодательства градостроительного законодательства. Закон уточняет формулировку пункта 3 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона от 29 июня 2010 года № 124 – ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О связи». В частности уточнены специальные понятия «линейно-кабельные сооружения связи» и «сооружения связи». Понятие «сооружение связи» включает в себя понятие «линейно-кабельные сооружения связи» и является более общим по отношению к последнему. Кроме того, этим же законом введено новое понятие «особо опасные, технически сложные сооружения связи». Введение нового понятия «особо опасные, технически сложные сооружения связи» определило необходимость внесения предлагаемых изменений в Градостроительный кодекс РФ.

Данный законопроект одобрен Комитетом по строительству и земельным отношениям рекомендован к принятию в первом чтении.

Принятие законопроекта обеспечит единообразие применения градостроительного кодекса и законодательства в области связи.



Резолюция: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту. Проголосовали «За» 352 депутата.


Заседание президиума Правительства РФ.

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 5 октября 2010 г. планируется рассмотреть проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год».

Проект федерального закона внесен Минфином России.

Законопроект подготовлен на основе результатов исполнения федерального бюджета за 1 полугодие 2010 года, оперативной информации об исполнении федерального бюджета за январь-август 2010 года, на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2010 год.

Сергей Чижов: «Бюджет текущего года разрабатывался Правительством РФ в разгар финансового кризиса, когда не было до конца понятно, как именно сложатся макроэкономические показатели, каким будет курс рубля и доллара, как именно изменятся цены на нефть. Фактическая ситуация оказалась несколько лучше, чем прогнозировалось. В настоящий момент необходимо скорректировать параметры бюджета 2010 года. В частности, Правительство предлагает увеличить на 16 млрд рублей дотации бюджетам регионов РФ, в том числе – около 5 млрд рублей для регионов, пострадавшим от засухи. Около 40 млрд выделяется дополнительно российским железным дорогам на ремонт железнодорожного полотна и строительство инфраструктуры к предстоящим в Сочи Олимпийским играм. Еще около 12 млрд выделяется Министерству обороны на содержание и эксплуатацию объектов военной инфраструктуры. После того, как Правительство подготовит поправки в бюджет, депутатами ГД они будут рассмотрены их на заседании Комитета по бюджету и налогам, а затем и на пленарных заседаниях Государственной Думы».


Подробнее о законопроекте…

Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в части показателей, утвержденных на 2010 год, показатели на плановый период 2011 и 2012 годов не изменяются.

1. Законопроект сформирован на основе следующих показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 году


Показатель

2009 год

2010 год

Отчет

Закон о бюджете

Уточненный прогноз

ВВП, млрд руб.

39 064

44 957

45 175

рост ВВП, %

-7,9

4,0

4,0

Цена на нефть марки "Юралс" (долл. США/бар.)

61,1

75

75

Индекс потребительских цен (дек/дек)

8,8

6-7

7-8

Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США

31,7

30

30,4


Законопроектом предлагается утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2010 год, уточненные с учетом изменения ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 году:

млрд рублей



Показатель

Закон о бюджете

Законопроект

Изменение (+/-)

Доходы - всего

7 783,8

7 875,0

91,2

% к ВВП

17,3

17,4

0,1

Нефтегазовые доходы

3 744,3

3 737,1

- 7,2

% к ВВП

8,3

8,3

0,0

Ненефтегазовые

4 039,5

4 137,8

98,4

% к ВВП

9,0

9,2

0,2

Расходы

10 212,4

10 256,4

44,0

% к ВВП

22,7

22,7

0,0

Дефицит

- 2 428,6

-2 381,4

-47,2

% к ВВП

5,4

5,3

-0,1

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на конец года

3 726,7

3 499,2

- 227,5

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на конец года
(млрд дол. США (млрд евро)

53,0
(41,7)

53,0
(41,7)

0,0


Законопроект предусматривает увеличение общего объема доходов на 91,2 млрд рублей, или на 0,1% к ВВП, в основном за счет увеличения ненефтегазовых доходов.

Общий объем расходов федерального бюджета увеличивается на 44,0 млрд рублей. При этом по отношению к ВВП доля расходов к уточненному объему ВВП не изменится и составит 22,7 процента.

Дефицит федерального бюджета составит 2 381,4 млрд рублей или 5,3% к ВВП, что соответственно на 47,2 млрд рублей или 0,1% ниже уровня утвержденного Законом о бюджете (на 0,6% ниже уровня 2009 года).

Законопроектом предлагается утвердить расходы федерального бюджета на 2010 год в сумме 10 256,4 млрд рублей, что на 44,0 млрд рублей больше показателя утвержденного Законом о бюджете.

Изменение структуры расходов по разделам бюджетной классификации характеризуется следующими данными:

тыс. рублей



Наименование

Федеральный закон №308-ФЗ от 02.12.2009

Изменения, предусмотренные законопроектом

Бюджетные ассигнования на 2010 г. с учетом изменений законопроекта

Итого

10 212 419,9

44 000,0

10 256 419,9

Общегосударственные вопросы

1 110 177,1

-81 899,3

1 028 277,8

Национальная оборона

1 262 417,8

15 548,8

1 277 966,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 077 897,7

10 777,6

1 088 675,3

Национальная экономика

1 425 190,6

37 450,8

1 462 641,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

185 363,7

24 229,7

209 593,4

Охрана окружающей среды

12 340,3

452,5

12 792,8

Образование

406 377,1

3 359,3

409 736,4

Культура, кинематография, средства массовой информации

125 299,6

754,2

126 053,7

Здравоохранение, физическая культура и спорт

338 918,8

14 222,0

353 140,8

Социальная политика

346 311,6

-3 653,2

342 658,4

Межбюджетные трансферты

3 922 125,8

22 757,6

3 944 883,4


Законопроектом предлагается увеличение бюджетных ассигнований в связи с ожидаемой экономией бюджетных ассигнований в 2010 году в соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, а также экономией, сложившейся в ходе исполнении федерального бюджета у главных распорядителей средств федерального бюджета, вследствие влияния объективных факторов и в результате принятия мер по эффективному использованию бюджетных средств.


Данные изменения связаны с перераспределением бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям, которое в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 24 Закона о бюджете не может быть осуществлено участниками бюджетного процесса через внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2010 год по решению Министра финансов Российской Федерации.

Перераспределение включает экономию бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга Российской Федерации в сумме 60 350,0 млн рублей и экономию бюджетных ассигнований, сложившейся в ходе исполнения федерального бюджета у главных распорядителей средств федерального бюджета, принятия мер по эффективному использованию бюджетных средств, в сумме 16 448,7 млн рублей.


В соответствии с предложениями главных распорядителей средств федерального бюджета законопроектом предлагается уменьшение бюджетных ассигнований, в том числе на следующие направления:

(-) 60 350,0 млн рублей - сокращение расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации за счет смещения графика заимствований Российской Федерации на второе полугодие 2010 года, частичным переходом с квартальных купонных выплат по государственным облигациям на полугодовые, уменьшением процентных ставок;

(-) 22 565,1 млн рублей - сокращение расходов по прочим выплатам государства, в том числе в связи отсутствием решений, связанных со структурными изменениями федеральных органов исполнительной власти;

(-) 1 419,2 млн рублей - уточнение объемов использования средств займов международных финансовых организаций и средств софинансирования по международным проектам.

(-) 5 000,0 млн рублей - субсидии на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств со скидкой физическим лицам, сдавшим вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство на утилизацию;

(-) 3 000,0 млн рублей - субсидии на компенсацию части затрат, возникающих при реализации зерна и пшеничной муки на экспорт, в связи с временным запретом вывоза некоторых видов зерна и муки с территории Российской Федерации;

(-) 2 050,0 млн рублей - субсидии российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на закупку воздушных судов отечественного производства с последующей передачей их российским авиакомпаниям по договорам лизинга;

(-) 2 000,0 млн рублей - создание воздушных судов для Управления делами Президента Российской Федерации;

(-) 1 300,0 млн рублей - субсидии российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 году на срок до 5 лет для приобретения автотранспортных средств российского производства с последующей передачей их в лизинг;

(-) 900,0 млн рублей - субсидии российским организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009-2011 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет;

(-) 898,8 млн рублей - исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте в связи со своевременным исполнением принципалами своих обязательств;

(-) 791,3 млн рублей - уточнение объемов использования средств займов международных финансовых организаций и средств софинансирования по международным проектам;

(-) 520,0 млн рублей - субсидии дочерним и зависимым акционерным обществам открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года;

(-) 259,2 млн рублей - компенсация потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий;

(-) 200,0 млн рублей - субсидии российским производителям авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года.

(-) 3 738,4 млн рублей - выплаты пенсий военнослужащим и членам их семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, от планируемого количества из-за необеспеченности их жильем; снижением численности прокурорских работников, выходящих на пенсию по выслуге лет, вследствие ротации кадров прокурорских работников в системе прокуратуры Российской Федерации; снижением фактических расходов на одного пенсионера по сравнению с расчетными на текущий год.


Законопроектом предлагается увеличение бюджетных ассигнований, в том числе на следующие направления:

(+) 12 000,0 млн рублей - содержание и эксплуатация объектов инфраструктуры Минобороны России;

(+) 640,0 млн рублей - субсидии казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса для покрытия расходов, связанных с исполнением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд;

(+) 2 034,0 млн рублей - возмещение расходов МЧС России, связанных с ликвидацией пожаров в регионах Российской Федерации;

(+) 1 900,0 млн рублей - реализация решений Правительства Российской Федерации о поощрении военнослужащих, приравненных к ним лиц, государственных гражданских служащих и работников федеральных органов исполнительной власти и находящихся в их ведении государственных учреждений, принимавших участие в ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной масштабными природными пожарами в субъектах Российской Федерации;

(+) 20 000,0 млн рублей - имущественный взнос в уставный капитал ОАО "РЖД" в целях создании объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи;

(+) 20 000,0 млн рублей - взнос в уставный капитал ОАО "РЖД" в целях реконструкции (модернизации) железнодорожного пути;

(+) 10 919,5 млн рублей - взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "Особые экономические зоны" в целях создания на территории Ульяновской области, Хабаровского края портовой особой экономической зоны, Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа;

(+) 5 500,0 млн рублей - создание территориального обособленного комплекса "Сколково";

(+) 3 000,0 млн рублей - взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "Объединенная зерновая компания" в целях модернизации инфраструктуры агропродовольственного рынка;

(+) 1 700,0 млн рублей - взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "Холдинг МРСК" в целях строительства объектов внешнего электроснабжения шахты "Распадская";

(+) 1 500,0 млн рублей - взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "РусГидро" в целях проведения комплексной реконструкции Баксанской ГЭС;

(+) 25 000,0 млн рублей - дополнительный имущественный взнос в государственную корпорацию Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с целью предоставления дополнительной финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение до 31 декабря 2012 года граждан из аварийного жилищного фонда общей площадью не менее 3,2 млн кв. метров.

(+) 215,0 млн рублей - погашение кредиторской задолженности по оплате мероприятий по ликвидации лесных пожаров (оплата специальной техники и противопожарных работ) в связи с чрезвычайными ситуациями с лесными пожарами на особо охраняемых природных территориях и на осуществление дополнительных текущих и профилактических противопожарных работ;

(+) 500,0 млн рублей - обеспечение деятельности федерального государственного автономного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет";

(+) 193,6 млн рублей - проведение мероприятий Года учителя в Российской Федерации;

(+) 300,0 млн рублей - реконструкция объектов Русского музея (Летнего сада), г. Санкт-Петербург;

(+) 13 720,6 млн рублей - предоставление субсидии Государственной корпорации "Ростехнологии" в виде имущественного взноса в целях завершения строительства и ввода в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий, в том числе для проведения аудиторской проверки и оценки объектов незавершенного строительства;

(+) 1 092,4 млн рублей - меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в связи с индексацией в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 г. № 1024, увеличением числа инвалидов, переосвидетельствованием инвалидности;

(+) 16 000,0 млн рублей - дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, в том числе дополнительная поддержка субъектов Российской федерации, пострадавших от засухи в сумме 5 000,0 млн рублей;

(+) 2 000,0 млн рублей - предоставление субсидий бюджету Республики Татарстан на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в рамках подготовки к проведению XXVII Всемирной летней Универсиады в г. Казани;

(+) 2 900,9 млн рублей - обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;

(+) 1 222,0 млн рублей - компенсация части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений в связи с неблагоприятными природными условиями в 2009 - 2010 годах и в целях поддержания и выравнивания объема производства сельскохозяйственной продукции в 2011 году;

(+) 549,4 млн рублей - ремонт и капитальный ремонт улично-дорожной сети г. Петропавловска-Камчатского (Камчатского край).


Законопроект об «Образовании». Расширение перечня типов образовательных учреждений.

354069-5 внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части расширения перечня типов образовательных учреждений).

Законопроектом предлагается дополнить перечень типов образовательных учреждений «кадетскими образовательными учреждениями».


Сергей Чижов: «Российская система образования продолжает свое развития, все больше ориентируясь на потребности нового поколения и создавая все необходимые возможности для всестороннего развития ребенка. Действующее законодательство в сфере образования предоставляет это право каждому гражданину РФ, несмотря на то, пойдет ли он учиться в школу, в ВУЗ или выберет элитный кадетский корпус. В любом образовательном учреждении будущий ученик сможет получить весь комплекс необходимых знаний, умений, навыков, которые ему понадобятся при вступлении во взрослую жизнь».


Подробнее о законопроекте…

В России кадетских корпусов сейчас более 120, не считая многочисленных кадетских классов. Нужно отметить, что 80% кадетских учреждений находится в ведении региональных или муниципальных органов управления образованием: это кадетские школы и школы-интернаты. В кадетских школах учатся дети с 1 по 11 класс, в школах-интернатах - с 5 по 11 класс.

Два корпуса находятся в федеральном подчинении. Остальные 20% - суворовские и нахимовское училища, кадетские корпуса – относятся к Минобороны, МВД и ФСБ РФ. Недавно открыт первый кадетский корпус Следственного комитета при Прокуратуре РФ.

По мнению сторонников развития кадетского образования, развитии данной системы сегодня позволяющий другим регионам использовать использовать накопленный опыт, с другой – отсутствие федерального законодательства мешает развитию этой образовательной линии.:



  • распоряжение президента и типовое положение о кадетской школе, принятые в 1997 году, не обеспечивают стабильного функционирования кадетских образовательных учреждений.;

  • нет единых стандартов для выпускников, системы подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров. Методическое обеспечение кадетского образования несовершенно;

  • статус и требования к компетенциям ключевой фигуры в кадетском образовании – офицеру-воспитателю – нигде не прописаны.


Вышеуказанные барьеры к становлению общепризнанного кадетского образования приводят к значительным различиям в финансировании, а следовательно, по-разному определяет возможности и качество даваемого в кадетских корпусах образования, затрудняя его совершенствование.

Сторонники данного направления в образовании приводят несколько аргументов, подтверждающих актуальность решения этого вопроса в рамках отечественной системы образования:



  • во-первых, высокий уровень знаний, который получают кадеты. В 2008 году 95% выпускников поступили в выбранные ими учебные заведения. Причем половина из них были приняты в военные вузы;

  • во-вторых, положенный в основу кадетского воспитания гендерный принцип. Из-за отсутствия соответствующего законодательства в нескольких корпусах мальчики учатся совместно с девочками, но это скорее исключение. Мировой опыт свидетельствует: гендерное образование в закрытых учебных заведениях всегда давало лучшие результаты. Таким образом существовали все элитные европейские школы;

  • в – третьих, 53% всех кадет – дети из неполных, малообеспеченных и многодетных семей, дети-сироты. Государство помогает им получить блестящее образование и воспитание.


В Воронежской области расположен кадетский корпус Великого князя Михаила Павловича, созданный в 1993 г и финансируемый за счет средств областного бюджета

В настоящее время в Корпусе обучаются 215 кадет в возрасте от 10 до 16 лет, которые поделены на 2 роты и 10 классных отделений.

Начиная с 1998 года Воронежский Михайловский Кадетский корпус сделал 9 выпусков (9-й в этом году). Из 8 – ми предыдущих 80-90 % выпускников поступало в Военно-учебные заведения, остальные в гражданские ВУЗы. Многие уже их закончили и проходят службу на различных офицерских должностях. Особенно то, что последние 4 выпуска кадет в училищах уже на1 курсе почти все получают звания сержантов и занимают должности командиров отделений и заместителей командиров взводов. Это говорит, наверное о той подготовке которую даёт наш Корпус. Интересен тот факт, что почти половина тех, кто пошел в гражданские ВУЗы, все равно пошли по окончанию, либо через некоторое время в армию офицерами.

В конце сентября 2010 года губернатор Алексей Гордеев и начальник Воронежского военного авиационного инженерного университета генерал-майор Геннадий Зибров обсуждали возможность создания в Воронеже Президентского кадетского корпуса обсудили.

Все предпосылки стать центром подготовки президентских кадетов у нашего города есть: Воронеж является вторым по численности в Центральном федеральном округе после Москвы, здесь находится самый крупный в России военный вуз – ВВАИУ. Изначально Президентский кадетский корпус в ЦФО планировалось создать в Туле, но на данный момент вопрос остается открытым. Алексей Гордеев пообещал в ближайшее время обсудить эту возможность на федеральном уровне.

Как видно из представленных данных, кадетское образование постепенно набирает популярность и признание, превращаясь в некий символ достоинства и чести гражданина РФ.

Однако, как было отмечено выше, по мнению педагогов кадетских училищ, их развитие в нашей стране затруднено отсутствием нормативной базы, регламентирующий порядок получения такого образования, устанавливающий стандарты получения образования, требования к сотрудникам.

Для изменения существующей ситуации и дальнейшего развития системы кадетского образования необходимо закрепить правовой статус кадетских образовательных учреждений на федеральном уровне члены СФ РФ предлагают включить в перечень типов образовательных учреждений, предусмотренных Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», новый тип – «кадетское образовательное учреждение», что могло бы служить основой для решения вопросов организационно-правового обеспечения системы кадетского образования.

Т.о., изменения коснутся п. 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2004, № 35, ст. 3607, 2007, № 2, ст. 360; № 7, ст. 838; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6070, 6074; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 7, ст. 786, 787…), путем дополнения его подпунктом 81 следующего содержания: «81) кадетские образовательные учреждения;».».

ЗамПредседателя Правительства РФ -Руководитель Аппарата Правительства РФ С.Собянин в своем заключение на предложенный проект не поддержал данную законодательную инициативу, мотивируя свое решение достаточно просто:

- « … указанный перечень типов образовательных учреждений не является закрытым и не ограничивает возможность создания и деятельности других учреждений, осуществляющих образовательный процесс.

При этом деятельность указанных общеобразовательных учреждений урегулирована действующими Типовым положением о кадетской школе и кадетской школе-интернате, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. № 117, и Типовым положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. № 328.

Таким образом, дополнение перечня типов образовательных учреждений представляется излишним».



Резолюция: перенести рассмотрение законопроекта на другое пленарное заседание.