Пленарное заседание Государственной Думы

Работа Государственной Думы на 8 октября 2010 года


Налоговое законодательство. Обязанность банков сообщать в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика.

323173-5 "О внесении изменений в статьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения срока, в течение которого банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации, операции по которым приостановлены) (принят в первом чтении 11.06.10). Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Т.Л. Воложинской.


Законопроект предусматривает, что банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в течение 3-х дней (действует - не позднее следующего дня) после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Подробнее о законопроекте…

В связи с неплатежеспособностью значительного количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обусловленной мировым финансовым кризисом, за последний год участились случаи принятия налоговыми органами решений о приостановления операций по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – Решения), которые банки ежедневно получают в большом количестве.


Кроме Решений в банки поступают запросы налоговых органов о предоставлении справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в рамках осуществления мероприятий налогового контроля.
Банки получают соответствующие акты о наложении ареста на денежные средства клиентов либо снятии такого ареста и об отмене приостановления операций по счетам клиентов, а также запросы иных органов об операциях и счетах клиентов.

К примеру в средний региональный банк, имеющий несколько филиалов, за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 поступило:

- решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков - 49857;

- решений налоговых органов об отмене решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков – 36164;

- запросов налоговых органов – 12648;

- постановлений судебных приставов-исполнителей о наложении ареста на денежные средства должника – 781;

- постановлений судебных приставов-исполнителей о снятии ареста с денежных средств должника – 753.

Всего за 2009 год в банк поступило 100203 документа. Учитывая, что в 2009 году количество рабочих дней составляло 249, в банк каждый рабочий день в среднем поступало 402 запроса.

В головной офис другого регионального банка, относящегося к мелким банкам, только за период с 04.09.2009 по 12.10.2009 поступило 983 Решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков. Указанный период составляет 27 рабочих дней, в каждый из которых в среднем в банк поступило по 36 Решений, не считая других запросов и актов налоговых и иных органов.

Исполнение требований, содержащихся в указанных актах и запросах, сопровождается рядом определенных последовательных действий сотрудников банков, требующих временных затрат. Так, каждый из вышеуказанных документов подлежит регистрации, доведению до уполномоченных сотрудников банка, которые проверяют наличие остатка денежных средств на счете, составляют справку, подлежащую в дальнейшем подписанию у руководства, регистрации и отправке по назначению. Указанные действия совершаются разными сотрудниками банка, работающими в разных структурных подразделениях.

В этой связи при оформлении справок об остатках на счетах клиентов банки сталкиваются со значительными трудностями по соблюдению срока, установленного пунктом 5 статьи 76 НК РФ.

При этом на основании статьи 135.1 НК РФ установлена ответственность банков за непредставление или за нарушение сроков представления такой информации в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Вместе с тем, пунктом 2 статьи 86 НК РФ установлен более длительный срок для представления банками в налоговые органы справок об остатках денежных средств на счетах клиентов, который составляет пять дней со дня получения запроса налогового органа.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ содержит два разных и значительно отличающихся друг от друга срока представления налоговым органам одной и той же информации.


Согласно действующему законодательству пункт 5 статьи 76 «Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей» Налогового кодекса Российской Федерации: Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке, а также порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.


Предлагается новым законопроектом внести в статью 89 части первой НК РФ следующие изменения: Внести в пункт 5 статьи 76 части первой Налогового кодекса Российской Федерации изменение, заменив слова «не позднее следующего дня» словами «в течение трех дней».

Резолюция: принять законопроект во втором чтении. Проголосовали «За» 410 депутатов.


Законопроект «о вынужденных переселенцах»

О проекте федерального закона № 135204-5 "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" (о социальных выплатах на приобретение жилья).
Закон РФ от 19.02.1993 № 4530 – I «О вынужденных переселенцах» определяет статус переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ


Сергей Чижов: «Вынужденные переселенцы – это особая льготная категория граждан, которая досталась нам в наследство от неспокойных 90-х, и ежегодно их количество сокращается, что не может не говорить об эффективности государственной поддержки наших граждан в жилищном вопросе. Еще не все обязательства выполнены перед мигрантами, сегодня их насчитывается более 20 000 человек, именно поэтому государство не спешит скидывать со счетов проблему обустройства бывших сограждан СССР. В этом направлении проводится активная законодательная деятельность, направленная на совершенствование действующих законов в пользу переселенцев. В этом плане новый законопроект о внесении изменений в ст. 7 ФЗ «О вынужденных переселенцах» станет новым шагом в укреплении позиций наших сограждан, гарантирующих им достойные жилищные условия в РФ».


Подробнее о законопроекте…

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.


После распада СССР мобильность населения в России существественно снизилась, внутренние миграции уступили место внешним. Первая волна - начало 1990-х годов - возвращение этнических русских на историческую родину. Общее число приехавших в Россию в 1992-2000 гг. оценивается в 8 млн. человек. Отток русского населения из неблагополучных регионов, как Северный Кавказ, продолжается.

В международном праве и национальном зарубежном законодательстве термин "вынужденный переселенец" не применяется - это исключительно российское определение.


Рисунок 1 – Динамика вынужденных переселенцев в РФ
В I квартале 2010г. в территориальных органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца получили 853 человека (в I квартале 2009г. - 2516 человек). Удельный вес зарегистрированных вынужденных иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составил 0,09%.

По данным ФМС России, на 1 апреля 2010г. в стране насчитывалось 56,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Более 35% из них (19,8 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 19% (10,6 тыс.) - Грузии, 12% (7,0 тыс.) - Узбекистана, 5% (3,0 тыс.) - Таджикистана. Более 12 тыс.человек (21%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.

Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем субъектам Российской Федерации. Наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев выбирали новым местом жительства Республику Северная Осетия - Алания (10,7 тыс.человек), 6,5 тыс. - Республику Ингушетия, 2,8 тыс. - Белгородскую область, от 2,0 тыс. до 1,6 тыс. - Самарскую и Оренбургскую области, Краснодарский и Ставропольский края, от 1,3 до 1,1 тыс. - Нижегородскую область, Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую и Волгоградскую области

По данным Управления Федеральной миграционной службы России по Воронежской области, с момента начала регистрации (1 июля 1992 года) на учете состоит 397 семей с численностью 860 человек, имеющих статус вынужденных переселенцев. В первом полугодии 2010 года зарегистрированы 3 вынужденных переселенца.


Ниже представлены оперативные данные Миграционной службы РФ за 8 месяцев 2010/2009 г.г.

Таблица 1 – Вынужденные переселенцы, 2010/2009 г.г.

Вынужденные переселенцы

РОССИЯ

2010

2009

(+/-)

АППГ (%)

Р

Р-а

Р-б

Р-в

Семей

Вынужденные переселенцы

Численность

21542

24073

-2531

-10,5

В т.ч.

Прибывшие из ЧР

2696

3008

-312

-10,4

Обратились с ходатайством о предоставлении статуса

9

21

-12

-57,1

Предоставлен статус

1

5

-4

-80,0

В том числе

Территориальным органом

1

Из них

Прибывшим из ЧР

0

40

-40

-100

Прибывшим на территорию РФ

0

Ранее имевшим статус беженца

1

1

0

0

По решению суда

0

1

-1

-100

Прибывшим из ЧР

0

Прибывшим на территорию РФ

0

Ранее имевшим статус беженца

0

Восстановлены на учете

477

281

196

69,8

Утратили или лишены статуса

2046

2895

-849

-29,3

Поставлено на учет

24

Снято с учета

423

Состоят в сводном списке, имеющих право на оказание государственной поддержки в постоянном жилищном обустройстве

20541

23839

-3298

-13,8

В том числе

Включены в число участников подпрограммы «Выполнение гособязательств по обеспечнию жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»

18265

19599

-1294

-6,6

Обеспечены жильем в рамках подпрограммы "Выполнение гос.обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"

602

468

134

28,6

Включены в единый список на получение временного жилья

574

690

-116

-16,8

Численность вынужденных переселенцев, нуждающихся в гос.поддержке в рамках постановления Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 274

305

0

305

0

Оказана гос. поддержка в рамках постановления Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 274

15

0

15

0

Выплачено вынужденным переселенцам и лицам, получив- шим свидетельство о регистрации ходатайства о признании ВП, компенсаций расходов на проезд и провоз багажа

0

0

0

0

Выплачено ЕДП лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании ВП

0

0

0

0

Выплачено компенсаций за утраченное жилье и(или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР и покинувшим ее безвозвратно

4

50

-46

-92,0

в том числе

вынужденным переселенцам

0

0

0

0

Численность вынужденных переселенцев, проживающих в ЦВР

345

398

-53

-13,3

человек

Вынужденные переселенцы

Численность

52647

57502

-4855

-8,4

В том числе

Прибывших из ЧР

7213

7620

-407

-5,3

Обратилось с ходатайством о предоставлении статуса

12

55

-43

-78,2

Предоставлен статус

2

14

-12

-85,7

В том числе

Территориальным органом

2

Из них

Прибывшим из ЧР

0

73

-73

-100

Прибывшим на территорию РФ

0

Ранее имевшим статус беженца

2

2

0

0

По решению суда

0

3

-3

-100

Из них

Прибывшим из ЧР

0

Прибывшим на территорию РФ

0

Ранее имевшим статус беженца

0

Восстановлены на учете

1669

748

921

123,1

Утратили или лишены статуса

5076

7195

-2119

-29,5

Поставлено на учет

35

Снято с учета

1203

Состоят в сводном списке, имеющих право на оказание государственной поддержки в постоянном жилищном обустройстве

55247

93925

-8678

-13,6

В том числе

Включены в число участников подпрограммы «Выполнение гособязательств по обеспечнию жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»

50321

47893

2428

5,1

Обеспечены жильем в рамках подпрограммы "Выполнение гос.обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"

1500

1007

493

49

Включены в единый список на получение временного жилья

1283

1530

-247

-16,1

Численность вынужденных переселенцев, нуждающихся в гос.поддержке в рамках постановления Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 274

903

0

903

0

Оказана гос. поддержка в рамках постановления Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 274

40

0

40

0

Выплачено вынужденным переселенцам и лицам, получив- шим свидетельство о регистрации ходатайства о признании ВП, компенсаций расходов на проезд и провоз багажа

0

0

0

0

Выплачено ЕДП лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании ВП

0

0

0

0

Выплачено компенсаций за утраченное жилье и(или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР и покинувшим ее безвозвратно

4

109

-105

-96,3

в том числе

вынужденным переселенцам

0

0

0

0


По количеству мигрантов Северная Осетия занимает одно из первых мест в стране. Жилищное обустройство вынужденных переселенцев и беженцев сегодня одна из самых острых проблем республики.

В более чем 70 местах компактного проживания вынужденных переселенцев и беженцев из стран СНГ обстановка ненамного лучше, нежели в стихийных поселениях. Исключение составляют, пожалуй, лишь те, где с участием международных организаций создается необходимая инфраструктура. В большинстве случаев, здания ведомственного фонда, промышленных предприятий, общежитий, в которых проживают мигранты, за последние годы сильно обветшали, находиться в них небезопасно. Кроме того, собственники помещений, в частности, общежитий, на основании законных судебных решений просят освободить площади. А долги по коммунальным платежам приближаются к суммам в сотни миллионов рублей.

Раньше жилищным обустройством вынужденных переселенцев занималась Федеральная миграционная служба. И люди видели реальный результат: по линии ФМС для них приобретались квартиры. С 2006 года за жилищное благополучие переселенцев отвечает Росстрой, который и распределяет сертификаты в рамках федеральной целевой программы "Жилище".

Стоит отметить, что с правовой точки зрения, для решения жилищных проблем беженцев предусматривается создание специального жилищного фонда для временного поселения. Пользование данным фондом возможно лишь в том случае, если беженец поедет жить в ту местность, куда его направит ФМС России.

Рассчитывать на предоставление жилых помещений могут только представители социально незащищенных лиц из числа беженцев: одинокие пенсионеры, инвалиды I группы, одинокие матери с детьми до трех лет, многодетные семьи с детьми до 18-летнего возраста.

Проживание в жилом помещении из данного фонда возможно лишь в течение срока действия статуса беженца, который составляет три года.

Сегодня проблема обеспечения жильем остается не менее актуальной: затронуты интересы 27 тысяч семей вынужденный переселенцев. Это почти 70 тысяч представителей коренных народов России, вынужденных после разрушения СССР покинуть новые государства СНГ и Балтии, а также граждан России, пострадавших в результате кризиса в Чеченской республике.

За последние 9 смогли получить жилищные сертификаты1419 семей вынужденных переселенцев, т.е. по 158 семей в год. С 2002 по 2006 год был изменен механизм финансирования. С 2006 года по настоящее время действует третий механизм решения проблемы. Субсидии заменили государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми только на приобретение жилья.

Как отмечают эксперты, установленный Росстроем порядок распределения сертификатов между регионами не учитывает их особенности с точки зрения социальной напряженности в среде вынужденных переселенцев. Например, самое большое в России количество вынужденных переселенцев сконцентрировано в республике Северная Осетия-Алания – 4,3 тысячи семей из 28,6 тысяч. Это почти 15 процентов от числа всех семей, перед которыми не выполнила государственные обязательства Российская Федерация. Казалось бы, именно сюда должны быть направлены наибольшие финансовые ресурсы. Но в соответствии с порядком Росстроя этой республике выделены для решения проблемы в 2006 году один государственный жилищный сертификат, в 2007 году два сертификата, а в 2008 году – три. Таким образом, обустроены шесть семей из четырех с лишним тысяч.

Сейчас получают жилье те вынужденные переселенцы, кто встал в очередь в 1997 году, хотя по закону вынужденные переселенцы должны обеспечиваться постоянным жильем в течение пяти лет. В 2010 году заканчивается срок действия Программы «Жилище» и других подзаконных актов, нацеленных на решение этой проблемы. Федеральная миграционная служба, многие регионы России, обращались в Госдуму с просьбой увеличить финансирование строительства жилья для вынужденных переселенцев, чтобы закрыть эту проблему полностью до 2011 года.

Возможно, решить эту проблему удастся с помощью новой законодательной инициативы – федерального проекта о внесении изменений в ст. 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» (законопроект прошел 2-е чтение и будет рассматриваться 8.10.2010 в третьем чтении)

Согласно законопроекту, изменения вносятся в подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах". Законопроектом предлагается предоставлять вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты только на приобретение жилья, что изменяет положение таких граждан по сравнению с действующим положением, которым предусмотрено предоставление указанным категориям граждан безвозмездных субсидии также и на строительство жилья

Одновременно подпункт 3 пункта 3 этой же статьи предлагается изложить в новой редакции, что связано с изменением форм государственной поддержки вынужденным переселенцам в обеспечении жильём для постоянного проживания.

Пункт 1 статьи 741 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает бюджетные ассигнования на реализацию мер социальной поддержки населения в форме социальных выплат.

Однако имеются и дополнения, которые целесообразно учесть - понятие «жилье», значение которого не определено ни одним законодательным актом Российской Федерации. Экспертной комиссией предлагается привести терминологию законопроекта, а также Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в целом, в соответствие с терминологией Жилищного кодекса Российской Федерации.



Резолюция: принять закон. Проголосовали «За» 355 депутатов.


О садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан

№ 177743-5 "О внесении изменений в статьи 1 и 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в части уточнения понятия садовых, огородных и дачных земельных участков и порядка предоставления указанных земельных участков)


Подробнее о законопроекте…

Проект закона предусматривает внести изменения в Федеральный закон О садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан», которые противоречат существующему законодательству. В частности, предложение о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность граждан противоречит пп.7 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ, в котором предусмотрено предоставление земельных участков за плату. Кроме того, что очень важно, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы от продажи или передачи в аренду земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности поступают в соответствующие бюджеты. Принятие предлагаемых поправок может привести к недополучению доходов бюджетами. При этом, оценка выпадающих доходов не дается.
Поправка предлагает также обязать граждан регистрировать право собственности, что противоречит п.9 ст.3 ФЗ О введение в действие Земельного кодекса РФ, где за гражданами закреплено право, а не обязанность зарегистрировать право собственности.
При внесении поправки, авторами не было учтено решение Конституционного суда РФ от14.04.2008 года, в котором указано, что граждане могут регистрироваться только в пригодном для постоянного проживания жилом строении.
Правительство РФ данный законопроект не поддерживает.

Резолюция: отклонить законопроект. Проголосовали «За» 99 депутатов.


Пенсионное законодательство. О страховых взносах

О проекте федерального закона № 261630-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (о дополнительной защите средств накопительной части трудовой пенсии с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений) (зарегистрирован 06.10.2009 года).


Указанный законопроект направлен на повышение эффективности работы по формированию накопительной части трудовой пенсии и гарантию сохранности пенсионных накоплений.

Предлагается: внести отдельные положения, касающиеся индексации накопительной части трудовой пенсии, с учетом дополнительных страховых взносов, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, которые корреспондируют с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Установить гарантированный (минимальный) уровень доходности инвестирования средств пенсионных накоплений и на государственном уровне обеспечить гарантированную доходность инвестирования этих средств.

Законопроектом предлагается внести предложения о дополнении в статью 16 Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ, на основании которой, если смерть застрахованного лица наступила после назначения ему накопительной части трудовой пенсии или после перерасчета накопительной части трудовой пенсии, средства дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, а также инвестиционного дохода от вложения данных средств выплачиваются правопреемникам умерших застрахованных лиц за вычетом сумм, выплаченных застрахованным лицам до их смерти в размере назначенной накопительной части трудовой пенсии.


Подробнее о законопроекте…

Законопроектом «О внесении изменений в статьи 5,8,10,13,16 Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ» предлагается внести отдельные положения, касающиеся индексации накопительной части трудовой пенсии, с учетом дополнительных страховых взносов, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, которые корреспондируют с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Пункт 3 статьи 3 Федерального Закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» предусматривает право на получение накопительной части трудовой пенсии, сформированной за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, реализация норм Федерального Закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ напрямую связана с порядком установления трудовых пенсий.

В соответствии с пунктом 9 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» размер накопительной части трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится ее назначение или перерасчет, с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Однако, подобная индексации не зависит от роста цен или индекса роста среднемесячной заработной платы, а зависит только от дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Таким образом денежные средства, перечисленные на накопительную часть трудовой пенсии не защищены от инфляции.

Так же, что бы защитить пенсионные накопления, предлагается установить гарантированный (минимальный) уровень доходности инвестирования средств пенсионных накоплений и на государственном уровне обеспечить гарантированную доходность инвестирования этих средств, путем внесения соответствующих изменений.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 30.04.2008г. № 56-ФЗ выплаты за счет средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц, осуществляются в порядке, установленном для выплат за счет средств пенсионных накоплений. Так, выплата средств пенсионных накоплений в полном объеме уплаченных страховых взносов в бюджет ПФР осуществляется только в том случае, если застрахованное лицо не доживает до получения трудовой пенсии.

Если же застрахованное лицо дожило до пенсионного возраста и начало получать трудовую пенсию, то в случае его смерти не выплаченный объем пенсионного капитала включается в солидарную систему финансирования текущих пенсионных выплат

Законопроектом предлагается внести предложения о дополнении в статью 16 Федерального закона от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ, на основании которой, если смерть застрахованного лица наступила после назначения ему накопительной части трудовой пенсии или после перерасчета накопительной части трудовой пенсии, средства дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, а также инвестиционного дохода от вложения данных средств выплачиваются правопреемникам умерших застрахованных лиц за вычетом сумм, выплаченных застрахованным лицам до их смерти в размере назначенной накопительной части трудовой пенсии.

Данное предложение о законодательной инициативе по внесению дополнений в статью 16 Федерального закона от 30.04.2008г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» основано на добровольном характере вступления в правоотношения по обязательному страхованию, на том, что денежные средства, добровольно уплачиваемые застрахованным лицом на накопительную часть трудовой пенсии являются его собственностью, а средства государственной поддержки формирования пенсионных накоплений и взносы работодателя носят строго целевой характер и предназначены для стимулирования добровольных отчислений.

Резолюция: отклонить законопроект. Проголосовали «За» 331 депутат.


Налоговое законодательство. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности.

267279-5 "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в части отмены разрешительного порядка осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций без ввоза на территорию Российской Федерации товаров, полученных в рамках таких операций, и уточнения порядка подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов при осуществлении таких операций) (принят в первом чтении 09.04.10).

Законопроект направлен на совершенствование регулирования внешнеторговых бартерных операций. Предлагается:

1) в НК РФ: включить нормы, по которым при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок, когда товары не ввозятся на территорию РФ, необходимо представлять в налоговые органы документы, подтверждающие получение товаров за пределами территории РФ и их оприходование; уточнить особенности представления в налоговые органы документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию РФ, выполнение работ (оказание услуг) или получение товаров за пределами территории РФ (на ее территории) и их оприходование при подтверждения права на применение нулевой ставки по НДС;

2) в ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности": отменить разрешительный порядок осуществления бартерных операций без ввоза на территорию РФ товаров, полученных в рамках таких операций; при осуществлении таких сделок увеличить с 90 дней до 1 года, со дня фактического получения встречных товаров, срок реализации их по рыночным ценам, действующим в стране их реализации, и зачисления на свои счета в уполномоченных банках на территории РФ всех денежных средств, полученных от их реализации, или получения платежных средств.


Сергей Чижов: «Действующий в настоящее время порядок государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок является существенным барьером для развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий атомного и оборонно-промышленного комплексов, иных отраслей национальной экономики, прежде всего - в силу отсутствия возможности практического осуществления широко используемых в мировой практике внешнеторговых бартерных сделок, не предусматривающих встречных поставок товаров на таможенную территорию Российской Федерации (например, при частичной оплате поставок обогащенного урана путем передачи на зарубежных конверсионных предприятиях эквивалентного количество сырья без его физического ввоза на таможенную территорию России)».


Подробнее о законопроекте…

1. В соответствии с действующей редакцией абзаца 4 подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций (далее -организации) существенно ограничена возможность применения налоговой ставки 0 процентов при экспорте товаров (работ, услуг), осуществляемом по внешнеторговым бартерным сделкам. Обоснованность применения такой ставки может быть подтверждена организациями только в случае предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по этим сделкам, на территорию Российской Федерации и их оприходование. При этом не описан порядок применения налоговой ставки 0 процентов при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок с неввозом товаров.

Такая ситуация ставит российские организации в неравное положение с другими участниками рынка, делая нерентабельным совершение внешнеторговых бартерных сделок с неввозом, а также является серьезным барьером для развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий различных направлений, не позволяя в полной мере применять мировую практику внешнеторговых бартерных сделок.


Предлагаемые изменения в статье 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации затронут определение порядка подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при экспорте товаров (работ, услуг), осуществляемом по внешнеторговым бартерным сделкам с неввозом и, в том числе - на условиях исполнения обязательств по данным внешнеторговым сделкам третьими лицами.


2. В соответствии с действующей редакцией части 2 статьи 45 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее – Федеральный закон № 164-ФЗ) российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки помимо различных обязательств в этих случаях также должны подтвердить факт ввоза товаров соответствующими документами. При этом согласно пункту 3 указанной статьи, превышение сроков подтверждения ввоза или перечисления денежных средств, допускается только при условии получения разрешения, выдаваемого в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Между тем, такой порядок до сих пор не установлен.

Кроме того, существует ряд противоречий с федеральным законом № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), так как определение “сроков для осуществления текущих валютных операций”, на что ссылаются пункты 2 и 3 статьи 45 Федерального закона № 164-ФЗ, отсутствует в Федеральном законе № 173-ФЗ.

Также можно отметить несоответствие указанных положений ряду принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в частности, описанных в пунктах 6, 8 и 9 статьи 4 Федерального закона № 164-ФЗ, так как они создают необоснованные препятствия для осуществления внешнеторговой деятельности.


Предлагаемые изменения в статье 45 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" коснутся определения процедуры осуществления внешнеторговых бартерных сделок с неввозом, а также приведут данную статью в соответствие с Федеральным законом № 173-ФЗ.


Резолюция: принять законопроект во втором чтении. Проголосовали «За» 312 депутатов.


Пенсионное законодательство. Установление права получения пенсии по случаю потери кормильца супругами и родителями погибших военнослужащих

О проекте федерального закона № 287871-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения в Российской Федерации" (в части установления права получения пенсии по случаю потери кормильца супругами и родителями погибших военнослужащих независимо от получения ими другой пенсии) (зарегистрирован 11.04.2006 года)


Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на получение пенсии по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии, предоставлено не вступившим в новый брак женам лиц, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, а также родителям, умерших (погибших) в следствии ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, или при исполнении иных обязанностей военной службы, за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий.

Настоящим законопроектом предлагается внести изменения в указанные федеральные законы в части распространения на вдов (супруга, супругу) лиц, перечисленных в статье 1 Федерального закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" права на одновременное получение двух пенсий независимо от получения ими другой пенсии, за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца, или пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной другими законами.


Сергей Чижов: «Указанный законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу в апреле 2006 года, однако за это время пенсионное законодательство претерпело существенные изменения, в связи с чем основные положения законопроекта уже нашли свое отражение в законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В связи с этим принятие данного законопроекта уже утратило свою актуальность».


Подробнее о законопроекте…

В первоначальной редакции ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей было предусмотрено, что лицам, на которых распространяется действие этого Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Исключение было установлено для жен лиц, указанных в статье 1 Закона, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступивших в новый брак, и для родителей лиц, указанных в этой же статье, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий). Эти категории членов семей военнослужащих имела право получать две пенсии.

Федеральным законом от 21 декабря 2006 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и статью 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» было предоставлено право на одновременное получение двух пенсий женам погибших военнослужащих.

Право на получение пенсии по случаю потери кормильца одновременно с пенсией за выслугу лет (по инвалидности) военным пенсионерам - родителям военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) вследствие военной травмы, независимо от получения ими другой пенсии предоставлено Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Принятие Федерального закона от 8 мая 2008 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 30 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» позволило получать одновременно с пенсией за выслугу лет (по инвалидности) вторую пенсию - пенсию по случаю потери кормильца мужьям (вдовцам) профессиональных военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, погибших вследствие военной травмы, при условии достижения ими возраста 55 лет и невступления в повторный брак.

И, наконец, положения, связанные с предоставлением вдовам и родителям непрофессиональных военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) вследствие военной травмы, права на одновременное получение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренную пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пенсии за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренную Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» нашли отражение в принятом в июне 2010 года Федеральном законе от 21.06.2010г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Кроме того, данным Федеральным законом, установлена норма, предоставляющая родителям и супругам погибших (умерших) профессиональных военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, право на получение пенсии по случаю потери кормильца вне зависимости от получения любой другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Резолюция: перенести рассмотрение законопроекта на другое пленарное заседание.


Судебная система РФ. Создание ювенальных судов

38948-3 "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (в части создания ювенальных судов)


Сегодня в РФ, так же как и в большинстве других западных стран, в частности, ЕС, одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение соблюдения прав ребенка, что предполагает признание за ним всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией, международным законодательством, иными федеральными и региональными нормативными актами.


Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина: «Наш комитет считает, что изъятие ребенка из семьи - это крайняя мера. И оно допустимо только тогда, когда есть система профессионального сопровождения семьи. В сорока регионах такая система патроната уже отработана. Но ювенальная юстиция тут ни при чем, потому что ювенальная юстиция в том виде, в котором она существует в Европе, рассматривает только уголовные дела в отношении несовершеннолетних».


Подробнее о законопроекте…

Под правовой защитой несовершеннолетних следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г., Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. перед российским государством и обществом были поставлены следующие проблемы и стратегические задачи в сфере улучшения положения детей:

- максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

- приоритетное внимание проблемам детей, в любом обществе находящихся в особо трудных условиях - детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине - гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков - беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

- законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

Первый детский суд был создан в США в Чикаго в 1899 году. Позднее идея ювенальной юстиции получила развитие в Великобритании, где в 1908 году была принята серия законов о детях и молодёжи. Во Франции первый ювенальный суд был учреждён в 1914 году на основе опыта США.

Первый ювенальный суд в России проработал с января 1910 года до 1918 года. После октябрьской революции ювенальная юстиция в России была упразднена и не получила дальнейшего развития.

Во исполнение указанных задач за последнее 15 лет в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическими условиям. Так, с 1992 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Важное значение имеет принятие в 1998 г. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который установил основные гарантии прав и законных интересов детей, определил направления обеспечения и организационные основы гарантий прав детей в РФ.

ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 8 февраля 1998 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национального плана действий в интересах детей)», постановление Правительства от 18 декабря 1997 г. № 1565 «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 гг.» и др.

Пользуясь предоставленными им правами, субъекты РФ также принимают законы по различным аспектам прав детей.

К настоящему времени в мире сложилось несколько моделей ювенальной юстиции: англо-американская, континентальная и скандинавская.

В отдельных государствах система ювенальных учреждений ограничена только судебными органами, в других государствах идея заботы о детях расширялась и оформилась в виде законченной «ювенальной системы», куда помимо судов входят различные учреждения, занимающиеся вопросами детства и социальной защитой несовершеннолетних, наиболее широко практика применения ювенального судопроизводства распространена во Франции и Великобритании, причем в последней, как отмечают исследователи, самая жесткая система.

В современной России, оставшись еще со времен СССР, успешно функционируют комиссии по делам несовершеннолетних, например, «Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области». Существует также "Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних" во главе с Рашидом Нургалиевым, министром МВД.

Конечно, когда сегодня в России заходит речь о возможности внедрения систему ювенальных судов, сторонники, так же как и противники ЮЮ, приводят в подтверждение различные статистические данные

По статистике, каждое 15-е преступление в РФ совершено несовершеннолетними или при их участии, при этом наиболее часто нарушают закон подростки в возрасте 16–17 лет, нередко находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения.

Согласно официальным статистическим данным в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По существующим оценкам 90% из них являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. Такой ситуации нет ни в одной стране в мире. Однако следует уточнить, что из указанного количества (по состоянию на 01.01.2005 г.) 545 тыс. детей (68%) состоит на воспитании в семьях граждан (375 тыс. - под опекой (попечительством), 11 тыс. - в приемных семьях, 159 тыс. - усыновлены посторонними гражданами).

По сведениям ВЦИОМа 55% российских граждан считают, что наиболее приемлемой формой воспитания ребенка, от которого отказались родители, являются детские дома или семейные дома ребенка. Меньшая половина - 45% респондентов высказываются за опекунство и усыновление. Среди наиболее часто называемых причин, почему российские граждане не хотят усыновлять детей, - низкий уровень доходов приемных родителей.

Наиболее неблагополучными в отношении данной проблемы (удельный вес детей-сирот к общему числу населения более 0,2%) считаются Кемеровская, Калининградская, Тюменская, Архангельская, Магаданская области, Республики Карелия и Хакасия и Ненецкий и Эвенкийский автономные округа.

Число подростковых преступлений с2000 – 2009 упало почти вдвое: их всего лишь 120 тыс, сравнявшись с числом "преступлений" против них, при этом основой вид подростковой преступности - кража, грабёж, угон и наркота...

Исследования показывают, также, что 2/3 молодёжной пре направлены против молодёжи...

Число преступлений против детей по сравнению с 2000 годом одинаковое, с 2005 - в полтора раза ниже

Убийств и несчастных случаев с детьми стало вдвое меньше (с 2000)

Детская преступность упала с 2000 года почти вдвое. Доля грабежей и разбоев несовершеннолетними преступниками (кража мобилок), доходившая до 45% от всех преступлений такого рода по России ранее - теперь резко сократилась. Число тяжких преступлений несоврешеннолетних уменьшилось в 5 раз.

Число убийств и тяжких телесных детьми тоже стало почти вдвое меньше, чем в 2005.

Нормативная база, необходимая для введения государственной системы органов ювенальной юстиции в России, находится в процессе обсуждения.

Отдельные законопроекты предполагают не сводить идею ювенальной юстиции только к созданию уголовных судов для несовершеннолетних, а имеют целью решать более широкие задачи:



  • создание ювенальных гражданских судов, особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних

  • решение социальных вопросов, связанных с несовершеннолетними, лишёнными родительского попечения, в том числе и в случаях лишения родителей родительских прав


В некоторых случаях предусматривается расширение полномочий социальных служб, которые по существу уполномочиваются контролировать родителей и исполнение ими родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей.

Отдельными проектами предполагается охватить медицинские вопросы, в частности:



Тем не менее, не смотря на отсутствие полноценной законодательной базы, в отдельных регионах идею разработки и внедрения системы ювенальных судов считают необходимым довершением к Конвенции ООН о правах ребенка.

В Ростовской области в судах общей юрисдикции создано 14 прототипов ювенальных судов. В Таганроге начал работу первый в России специализированный суд для несовершеннолетних

В 1999 году на базе Воронежского института МВД России впервые в стране была введена ювенально – правовая специализация по подготовке сотрудников милиции для работы с несовершеннолетними и их семьями. А чуть позже создан Ювенальный центр, ставший структурным подразделением института.

На базе Ростовского филиала Российской академии правосудия в декабре 2003 г. открыта Региональная ассоциация специалистов по поддержке судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в Ростовской области, которая призвана оказывать информационную и методическую помощь судам, органам и службам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органам местного самоуправления.

В марте 2004 года в Таганроге открыт первый в России ювенальный суд. По существу замысел ограничился выделением специальных судей для несовершеннолетних, находящихся в отдельном здании. Особенностями работы суда явилось активное привлечение к участию в судебных заседаниях детей.

На начало июля 2010 в России функционируют следующие 10 специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних судов общей юрисдикции:

Ростовская область: Таганрогский городской суд (в 2004 г.), Шахтинский городской суд (2005 г.), Егорлыкский районный суд (2006 г.), Азовский городской суд (2010 г.)

Иркутская область: Ангарский городской суд (2006 г.)

Республика Хакасия: Абаканский городской суд (2006 г.)

Камчатский край: г.Петропавловск-Камчатский городской суд

Липецкая область: Елецкий районный суд (2008 г.)

Брянская область (Володарский и Бежецкий районные суды г.Брянска, Дубровский районы суд).

Наиболее реакционные круги российской общественности считают, что нормы ювенальной юстиции вступают в противоречие с национальной российской ментальностью, духовностью и традиционной культурой; под прикрытием лозунгов о защите прав детей всевластные и никому не подотчётные ювенальные органы способны забрать любого ребёнка из любой семьи по любому, самому абсурдному поводу, а также диктовать родителям, как нужно воспитывать собственных детей.

Эксперты дают в целом отрицательную оценку проекту ФЗ «Основы законодательства о ювенальной юстиции». По законопроекту были подготовлены заключения и отзывы более чем 40 организациями, в том числе Минюста, МВД, Минобразования, ведущих научных организаций, организаций, работающих с несовершеннолетними, и др. Эксперты озабочены слишком широкой и вольной трактовкой самого понятия «ювенальная юстиция» в законопроекте. Объем полномочий и отсутствие четко установленных пределов и четких критериев может привести к тому, что ювенальная юстиция станет самостоятельной сферой социальной деятельности, выходя за пределы сферы правовой.

Вот и сегодня продолжается обсуждение этого вопроса на федеральном уровне.

По мнению государственных сторонников принятия ЮЮ, данная система решает проблему конкретного ребенка в конкретной жизненной, ситуации, что в конечном итоге позволяет решать проблемы детей вообще.

Введение ювенальной юстиции обеспечивает практическую реализацию существующих статей 28, 25 УПК РФ и 75, 76 УК РФ, дает судебную перспективу, развивает досудебные и внесудебные процедуры реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

Законопроектом предлагалось для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специализированных судов создать ювенальные суды, которые в пределах своей компетенции будут рассматривать дела, хотя бы одним из участников которых является ребенок, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов должны будут устанавливаться федеральным конституционным законом.

Проектные изменения коснутся следующих положение ФКЗ:

Статья 1. Дополнить Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (Собрание Законодательства Российской федерации, 1997, №-1, ст. 1) статьей 22-1 следующего содержания:

"Статья 22-1. Ювенальные суды.

1. В целях защиты прав несовершеннолетних по территориальному принципу создаются ювенальные суды.

2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, одной из сторон в которых являются несовершеннолетние, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются федеральным конституционным законом."

Статья 2. Дополнить часть 1 статьи 26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" после слов "1. Специализированные федеральные по рассмотрению..." следующим текстом "уголовных,".

Статья 3. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Жилищно-коммунальное хозяйство. О фонде содействия реформированию ЖКХ

Законопроект № 306404-5 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части исключения жилых домов блокированной застройки при расчете количества многоквартирных домов, управляемых ТСЖ, ЖК, ЖСК и управляющими организациями, которым обусловлено предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда)


Подробнее о законопроекте…

Для справки: "...Жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (ст. 49 ч. 2 п. 2 Градостроительного кодекса РФ). Жилые дома блокированной застройки относятся к многоквартирным жилым домам..."


Поправка предлагает несение изменений в ст.14 Федерального закона от21 июля 2007 года № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» в том, что при определении муниципальных образований, удовлетворяющих условиям предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда , не должны учитываться жилые дома блокированной застройки, кроме того, авторы проекта предлагают внести дополнение о включение в условия предоставления финансовой помощи и создание ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов. Данные предложения противоречат общей политике правительства изложенной в законе о Фонде относительно условий финансирования муниципальных образований. Так, правительство не признает дома блокированной застройки – многоквартирными, так же, одной из целью ФЗ-№ 185 является создание правового механизма для стимулирования создания ТСЖ. Кроме того, принятие данного законопроекта значительно увеличит долю муниципальных образования, претендующих на финансовую помощь. По мнению правительства, увеличение претендентов на получение средств Фонда, без увеличения имущественного взноса РФ может привести к необходимости перерасчета выделенной бюджетам субъектов РФ и (или) муниципальным образованиям финансовой поддержки Фонда. Это в свою очередь ставит под угрозу недофинансирования исполнение уже заключенных контрактов на проведение капитального ремонта или строительства многоквартирных домов.



Резолюция: отклонить законопроект. Проголосовали «За» 134 депутата.


Гражданское право. Акционерные общества: изменения порядка направления обязательного предложения

386522-5 «О внесении изменений в статью 842 Федерального законаОб акционерных обществах" (в части изменения порядка направления обязательного предложения - второе чтение)


Законопроектом предлагается дополнить ФЗ положением, что правила о направлении обязательного предложения не будут применяться при:

- приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, владельцем более 50 % обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;

- приобретении акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций открытого акционерного общества, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом РФ.


Сергей Чижов: «Данный законопроект доопределяет взаимоотношения владельцев акционерного капитала при переходе крупного пакета акций от одного владельца к другому (например, от государства к акционерному обществу с государственным участием или от государственной корпорации к созданному на его основе акционерному обществу). Положения вводимые законопроектом, при реализации, позволят избежать дополнительных финансовых затрат для открытых акционерных обществ, при формировании или увеличении их уставного капитала за счет внесения государственного или муниципального имущества (в том числе пакетов акций), а так же для акционерных обществ, которые могут быть образованы путем преобразования государственных корпораций.
В дополнении можно добавить, что предлагаемое изменение не приведет к ущемлению прав миноритарных акционеров, поскольку сам по себе переход крупного пакета акций от одного владельца к другому, без существенного увеличения доли нового собственника в уставном капитале акционерного общества, как правило, не приводит к перераспределению корпоративного контроля».


Подробнее о законопроекте…

В целях защиты прав миноритарных акционеров при перераспределении корпоративного контроля вследствие консолидации акций в руках доминирующего акционера, глава XI1 Федерального закона «Об акционерных обществах» (статьи 841 – 849) устанавливает последствия приобретения лицом более 30 процентов акций открытого акционерного общества. Статья 842 указанного Федерального закона определяет, что лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету или счету депо либо с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение). Пунктом 8 указанной статьи установлены изъятия из общего правила о направлении обязательного предложения.

Законопроектом предлагается дополнить перечень таких изъятий. При этом правила о направлении обязательного предложения не будут применяться при приобретении открытым акционерным обществом акций в результате внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, а также при преобразовании государственной корпорации в открытое акционерное общество.

Данная новела позволит избежать дополнительных финансовых затрат, во-первых, для открытых акционерных обществ при формировании или увеличении их уставного капитала за счет внесения государственного или муниципального имущества (в том числе пакетов акций), и во-вторых, для акционерных обществ, которые могут быть образованы путем преобразования государственных корпораций. При этом нововведение не приведет к ущемлению прав миноритарных акционеров, поскольку сам по себе переход крупного пакета акций от одного владельца к другому (например, от государства к акционерному обществу с государственным участием или от государственной корпорации к созданному на его основе акционерному обществу со 100-процентным государственным участием) без существенного увеличения доли нового собственника в уставном капитале акционерного общества, как правило, не приводит к перераспределению корпоративного контроля.



Резолюция: принять законопроект во втором чтении. Проголосовали «За» 316 депутатов.


Основы лицензирования отдельных видов продукции

414451-5 «О проекте федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности» (первое чтение)

Законопроект направлен на дальнейшее сокращение лицензируемых видов деятельности в связи с наличием других методов регулирования – аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением технических регламентов.


Предлагается: уточнить полномочия органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ в области лицензирования; отменить лицензирование 17 видов деятельности (8 из которых прекращается с момента вступления закона в силу, 5 – с момента введения обязательного страхования, 2- с момента вступления в силу технического регламента и 2 – с 1 января 2013 года (медицинская и фармацевтическая деятельность). Всего подлежит лицензированию 49 видов деятельности; установить бессрочное действие лицензии и определить, что проведение лицензионного контроля (плановой проверки) осуществляется 1 раз в 3 года.

Определяются: перечень документов, необходимых для получения лицензии; порядок и срок (не более 45 рабочих дней со дня приема заявления) принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе; порядок переоформления лицензии и проведения лицензионного контроля. Вступление ФЗ в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования. Лицензии, предоставленные до вступления в силу настоящего ФЗ на установленные виды деятельности, действуют бессрочно. ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.01 признать утратившим силу.


Сергей Чижов: «Выносимый на обсуждение законопроект серьезно затрагивает промышленность, строительство, здравоохранение, земельные отношения и отношения собственности. Законопроектом устанавливается единый порядок лицензирования и его применение на всей территории Российской Федерации, унифицируются требования к соискателю лицензии. Вводится прямой запрет на взимание платы за осуществление процедур лицензирования и связанных с их выполнением услуг (за исключением уплаты государственной пошлины). Отменяется переоформление лицензии, она становится бессрочной. Одновременно усиливается контроль за деятельностью владельца лицензии, особенно на начальном этапе его лицензируемой деятельности».


Следует отметить, что принятие такого проекта говорит о введении масштабных изменений в сферу государственной разрешительной деятельности. Кроме того, проект направлен на сокращение административного влияния на промышленную деятельность, сокращение издержек организаций на прохождение лицензионных процедур. Реализация предложенных изменений будет способствовать снижению коррупционных рисков в деятельности лицензирующих органов.
Подробнее о законопроекте…

Законопроектом предлагается существенно сократить количество лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования. В частности, с даты его вступления в силу предлагается отменить лицензирование следующих видов деятельности:

- экспонирование и коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

- проведение экспертизы промышленной безопасности;

- изготовление и ремонт специального игрового оборудования;

- изготовление и ремонт средств измерений.

Лицензирование деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники предлагается отменить с момента вступления в силу соответствующего технического регламента.


Так же законопроектом предлагается объединить ряд самостоятельных видов лицензируемой деятельности, связанных с разработкой, производством, реализацией и техническим обслуживанием отдельных видов промышленной продукции (авиационной техники, вооружения и военной техники, гражданского и служебного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов опасности, наркотических средств и их прекурсоров).

Назрела необходимость дальнейшего сокращения количества лицензируемых видов деятельности, и предусмотрения законодательством иных методов регулирования.


По сравнению с действующим в настоящее время Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – действующая редакция), законопроектом предлагается существенно сократить количество лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования. В частности, с даты его вступления в силу предлагается отменить лицензирование следующих видов деятельности:

- экспонирование и коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

- проведение экспертизы промышленной безопасности;

- изготовление и ремонт специального игрового оборудования;

- изготовление и ремонт средств измерений.

Лицензирование деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники предлагается отменить с момента вступления в силу соответствующего технического регламента.

В целях сокращения издержек хозяйствующих субъектов на получение нескольких лицензий законопроектом предлагается объединить ряд самостоятельных видов лицензируемой деятельности, связанных с разработкой, производством, реализацией и техническим обслуживанием отдельных видов промышленной продукции (авиационной техники, вооружения и военной техники, гражданского и служебного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V классов опасности, наркотических средств и их прекурсоров).

Законопроектом предложен ряд новаций, направленных на совершенствование процедур лицензирования:

- бессрочность действия лицензий;

- установление унифицированного порядка организации и проведения лицензионных процедур (в том числе - лицензионного контроля);

- запрет на взимание платы за осуществление процедур лицензирования и связанных с их выполнением услуг (за исключением уплаты государственной пошлины);

- возможность осуществления некоторых процедур лицензирования в электронной форме;

- осуществление административного приостановления деятельности лицензиата или аннулирование лицензий только на основании судебного решения.

Принятие законопроекта позволит сократить масштабы административного влияния на промышленную деятельность, сократит издержки организаций промышленности на прохождение лицензионных процедур, будет способствовать снижению коррупционных рисков в деятельности лицензирующих органов.


Однако ряд положений вносимого законопроекта нуждается в уточнении, дополнительном обсуждении и дополнении.

1. Статьей 7 законопроекта предусмотрена возможность передачи полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации по лицензированию субъектам Российской Федерации "в соответствии с федеральными законами, регулирующими отношения в отдельных сферах деятельности". Учитывая комплексный характер законопроекта как базового нормативного акта по вопросам лицензирования, поэтому необходимо установить в нем перечень лицензируемых видов деятельности, в отношении которых может быть применена данная норма.

2. Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает иных (кроме лицензирования) методов регулирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов. Поэтому необходимо синхронизировать сроки вступления в силу положений законопроекта, отменяющих лицензирование указанного вида деятельности, со сроками вступления в силу положений проекта федерального закона № 377578-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения института саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности).

3. Целесообразно дополнить законопроект положениями, вводящими лицензирование деятельности по производству и реализации лотерейного оборудования до даты вступления в силу соответствующего технического регламента. Введение данной нормы и передача субъектам Российской Федерации соответствующих полномочий позволит пресечь использование модифицированного (суррогатного) оборудования и персональных компьютеров для незаконной организации азартных игр под видом проведения лотерей на период, необходимый для разработки, утверждения и вступления в силу технического регламента на лотерейное оборудование (предусмотрен статьёй 121 Федерального закона "О лотереях").

4. Пунктом 10 части 1 статьи 9 к перечню лицензируемых отнесены виды деятельности, связанные с обращением пиротехнических изделий IV и V классов опасности "в соответствии с национальным стандартом". Вместе с тем, классы опасности пиротехнических изделий определены Техническим регламентом о безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1082).

5. В соответствии с частью 2 статьи 19 законопроекта лицензиат при переоформлении лицензии обязан приостановить осуществление лицензируемых видов деятельности. Данное требование распространяется, в частности, на случаи увеличения (уменьшения) количества мест осуществления лицензируемых видов деятельности, а также изменения перечня работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе одного лицензируемого вида деятельности. В целях обеспечения стабильности производственной деятельности лицензиатов (в т.ч. – на предприятиях с непрерывным производственным циклом) Комитет считает необходимым ввести в указанную норму соответствующие исключения.


Следует отметить, что законопроектом введен прогрессивный подход, предполагающий постепенную отмену лицензирования отдельных видов деятельности по мере формирования иных механизмов регулирования. Вместе с тем, законопроектом не устанавливаются даты вступления в силу указанных норм (предлагается отменить лицензирование с даты вступления в силу технического регламента либо со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием гражданской ответственности). Аналогичная норма действующей редакции (часть 7 статьи 18), предусматривающая отмену лицензирования 14 видов деятельности со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, до настоящего времени не реализована.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением лицензирования деятельности кредитных организаций, биржевой деятельности, страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельности инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) по защите государственной тайны.

Предусматривается, что особенности осуществления лицензирования отдельных видов деятельности в области использования атомной энергии, оказания услуг связи, телевизионного вещания и радиовещания, частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности, образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных образовательных программ различного уровня и направленности, а также по реализации программ профессиональной подготовки могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими отношения в указанных сферах деятельности.



Резолюция: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту. Проголосовали «За» 381 депутат.


ФСБ: упорядочивание сроков объявления официального предостережения

О проекте федерального закона № 427826-5 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" (в части упорядочения сроков объявления официального предостережения)

Данным законопроектом предлагается дополнить статью 13 пунктом «г2» следующего содержания: «объявлять физическому лицу официальное предостережение о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности».


Подробнее о законопроекте…


Согласно действующего законодательства органы ФСБ вправе вносить свои представления в госорганы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения, требуя от них устранения причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ. Но данное право не давало возможности применять профилактические меры в отношении физических лиц. Кроме того, новыми нормами будут дополнены действующие статьи Кодекса об административных правонарушениях, в которых перечислены "должностные лица, уполномоченные составлять протоколы", а также установлены административные наказания за "неповиновение законному распоряжению или требованию" сотрудников силовых ведомств.

Законодательно закрепляется институт мер специальной профилактики в отношении физических лиц. В своей работе ФСБ столкнулась с некоторыми сложностями в борьбе с экстремизмом. Действующий закон «О противодействии экстремистской деятельности» отдает приоритеты "мерам, направленным на предупреждение экстремистской деятельности", то есть профилактике преступных действий, эффективность которой может усилиться, если ФСБ позволят выносить официальные предостережения физическим лицам.



Резолюция: принять закон. Проголосовали «За» 357 депутатов.