Пленарное заседание Государственной Думы

Работа Государственной Думы на 19 октября 2010 года

Оптимизация процедур лицензирования образовательной деятельности

О проекте федерального закона № 379387-5 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования"

(второе чтение)

Законопроект содержит 9 статей и предусматривает внесение изменений в восемь законов, включая, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральные законы «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации. Заключительная девятая статья устанавливает порядок вступления в силу законопроекта.

Законопроект имеет целью оптимизацию процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.


Сергей Чижов: «Данный законопроект представляет собой одно из направлений федеральной политики в сфере совершенствования государственного управления. Изменения в действующем законодательстве необходимы для устранения излишних административных барьеров.
В частности, в сфере образования планируется осуществить ряд действий с целью оптимизации процедур государственного контроля и упрощения предоставления государственных услуг населению в связи с реформированием действующей системы образования.
В целом законопроект позволит повысить прозрачность основных контрольно-надзорных функций в данной сфере и позволит избежать возникновения необоснованных расходов бюджетной системы РФ на выполнение государственных услуг учреждениям образования.».


Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" разработан в соответствии с пунктом 3 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2010 г. № ВП-П44-6пр и направлен на оптимизацию процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в части повышения "прозрачности" административных процедур, снижения административных барьеров для заявителей.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Изменения в части совершенствования процедур лицензирования и государственной аккредитации вносятся в статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". При этом Закон Российской Федерации "Об образовании" дополняется новой статьей 331, регулирующей вопросы государственной аккредитации.

Основные изменения в части лицензирования образовательной деятельности предусматривают следующее.

1. Исключается проведение экспертизы при лицензировании образовательной деятельности.

2. Исключается возмещение заявителем затрат на проведение экспертизы с сохранением государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием.

3. Предусматривается предоставление бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности; выдача разрешения на реализацию новых образовательных программ, программ профессиональной подготовки, на осуществление образовательной деятельности в новом филиале или по адресу места осуществления образовательной деятельности, не указанному в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, путем переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

4. Предусматривается сокращение срока принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии до 45 дней.

5. Предусматривается возможность взаимодействия между соискателем лицензии (лицензиатом) и лицензирующим органом, включая представление соискателем лицензии (лицензиатом) заявления и необходимых документов, с использованием электронных средств.

6. Предусматривается, что в процессе рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии лицензирующий орган осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии (лицензиатом).

7. Предусматривается проведение лицензирующим органом плановой выездной проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий через один год после предоставления лицензии.

8. Предусматривается упорядочение системы мер, принимаемых при выявлении нарушений лицензионных требований или законодательства Российской Федерации в области образования.

Разработка законопроекта в части норм по лицензированию осуществлена с учетом особенностей лицензирования образовательной деятельности, что обусловливает необходимость дополнения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" положением об установлении особенностей лицензирования образовательной деятельности федеральными законами, регулирующими отношения в области образования.

Основные изменения в части государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций предусматривают следующее.

1. Более четко устанавливается цель государственной аккредитации - установление (подтверждение) государственного статуса образовательного учреждения, подтверждение качества образования в образовательном учреждении или научной организации.

2. Предусматривается, что экспертиза осуществляется аккредитационными органами с привлечением аккредитованных экспертов.

3. Предусматривается, что государственная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением или научной организацией, по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, к которым отнесены образовательные программы, с учетом уровня (ступени) образования и присваиваемой квалификации (степени).

4. Исключается возмещение заявителем затрат на проведение государственной аккредитации с установлением государственной пошлины за выдачу свидетельства о государственной аккредитации и (или) приложения к свидетельству о государственной аккредитации, имея в виду возмещение расходов федерального бюджета на предоставление государственной услуги.

5. Предусматривается возможность взаимодействия между заявителем и аккредитационным органом, включая представление заявителем заявления и необходимых документов, с использованием электронных средств.

6. Предусматривается формирование, ведение и использование федеральной и региональных информационных систем государственной аккредитации.

7. Предусматривается, что образовательные учреждения и научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Сведения об общественной аккредитации рассматриваются аккредитационными органами при проведении государственной аккредитации.

Основные изменения в части подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях предусматривают следующее.

1. Исключается проведение экспертизы документа, представленного к подтверждению.

2. Исключается возмещение заявителем затрат на подтверждение документа с взиманием государственной пошлины за проставление апостиля, имея в виду возмещение расходов федерального бюджета на предоставление государственной услуги.

3. Предусматривается повышение территориальной доступности предоставления государственной услуги по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем передачи данного полномочия для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Предусматривается формирование и ведение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, обеспечивающего поиск информации о документах, представленных к подтверждению, и федеральной базы данных о проставленных апостилях.

Также законопроектом предлагается упорядочить законодательное регулирование подтверждения документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем включения в Закон Российской Федерации "Об образовании" новой статьи 271, внесения изменений в статьи 28 и 281 указанного Закона, а также внесения изменений в статьи 23 и 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Изменения в части совершенствования процедур контроля качества образования связаны с тем, что проведение указанного контроля тесно взаимосвязано с вопросами государственной аккредитации. Контроль качества образования проводится аккредитационными органами и предусматривает принятие мер по приостановлению действия свидетельства о государственной аккредитации и лишению государственной аккредитации.

Указанные изменения вносятся в статью 38 Закона Российской Федерации "Об образовании". Изменения предусматривают упорядочение видов контроля качества образования, а также системы мер, принимаемых при выявлении нарушений.

Соответствующие изменения вносятся законопроектом в статьи 28 и 281 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Изменения предусматривают упорядочение сфер полномочий Российской Федерации и переданных полномочий по различным надзорно-контрольным функциям.

Законопроектом также предусмотрено внесение изменений в статью 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на повышение ответственности лицензиатов за соблюдение лицензионных требований.

Кроме этого, вносятся изменения в статью 33333 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием и государственной аккредитацией образовательных учреждений и научных организаций.

В целях создания правовых оснований для реализации предлагаемого порядка финансового обеспечения полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в части возможности зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации государственной пошлины за совершение соответствующих юридически значимых действий, законопроектом предусмотрены изменения в пункт 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункт 7 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Принятие Федерального закона повлечет дополнительные расходы средств федерального бюджета на финансирование исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, и полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по лицензированию образовательной деятельности (в части проведения эффективного лицензионного контроля, необходимого для обеспечения соблюдения лицензионных требований и условий), государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (в части проведения аккредитационной экспертизы и ведения информационных систем); а также по подтверждению документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях и проставлению апостиля на таких документах, формированию и ведению федерального реестра документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях и федеральной базы данных о проставленных апостилях.

Предусматривается, что источником финансового покрытия расходов средств федерального бюджета будет являться государственная пошлина за совершение юридически значимых действий.



Формирование и введение Всероссийского реестра объектов спорта

О проекте федерального закона 217827-5  "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

(в части формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта)

(принят в первом чтении 09.04.10)


Сергей Чижов: «Данный законопроект предусматривает создание Всероссийского реестра объектов спорта. Реестр позволит проанализировать сложившуюся ситуацию со спортивными объектами в России. К примеру, в Воронежской области для достижения нормативной потребности необходимо ввести в эксплуатацию более 500 спортивных сооружений. Среди которых - стадионы, футбольные поля, физкультурно-оздоровительные комплексы. Единый документ поможет определить первоочередные задачи и профиль вновь возводимых спортивных объектов, что в итоге предоставит населению необходимые условия для занятия физической культурой и спортом».


Подробнее о законопроекте…

Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ

«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

введено понятие «объекты спорта», под которыми понимаются объекты недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.

В  настоящее время отсутствует систематизированная информация о количестве, назначении и специфике объектов спорта, находящихся на территории Российской Федерации. Данное обстоятельство существенно затрудняет работу по определению потребности населения в объектах спорта, планированию строительства новых объектов спорта, осуществлению эффективного государственного управления в сфере спорта, в том числе, контроля за целевым использованием существующих объектов спорта.

Федеральный реестр объектов спорта в законопроекте определяется как перечень объектов спорта, включающий в себя данные об объектах спорта, полученные в ходе составления Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятий.

Предполагается, что формирование и ведение федерального реестра объектов спорта, а также объем информации по объектам спорта, подлежащей включению в федеральный реестр объектов спорта будет  устанавливаться федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Наделение федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта правом запрашивать и получать необходимую информацию по объектам спорта в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включающую в себя, в том числе, персональные данные, продиктовано необходимостью актуализации информации относительно собственников объектов спорта, включенных в федеральный реестр.

Реализация федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»  будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание Минспорттуризма России и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.



Освобождение от призыва на военную службу граждан, внесших денежные средства на счет Минобороны России

О проекте федерального закона 386529-5  "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

(об освобождении от призыва на военную службу граждан, внесших денежные средства на счет Минобороны России)

(внесен 04.06.10, рассмотрен Советом Государственной Думы 06.07.10)


Сергей Чижов: «Внесенный законопроект вызывает неоднозначную реакцию. С одной стороны, данная норма уже существует в некоторых странах мира, где вместо призыва гражданин вносит определенные денежные средства на счет министерства обороны. С другой стороны это может привести к разделению общества на тех, кто может выкупить себе отсрочку от армии, и кто это сделать не сможет по своему материальному положению. Это приведет к социальному расслоению в обществе и обострит негативное отношение малоимущих граждан к тем, кто в состоянии «откупиться» от службы в армии».


Подробнее о законопроекте…

Проводимая в настоящее время реформа Вооруженных Сил Российской Федерации направлена на повышение профессионализма военнослужащих, в первую очередь путем исключения неквалифицированной деятельности военнослужащих (исключение силами военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, многих видов хозяйственных работ (например, приготовление пищи).

В течение длительного времени в Российской Федерации наблюдается ежегодное уклонение части призывников от призыва на военную службу различными методами, в том числе немалое распространение получила передача денежных средств лицам, от которых зависит принятие или непринятие решения о призыве конкретного молодого человека, не желающего получить профессиональное обучение военному делу.

Авторы законопроекта предлагают ввести в Российской Федерации практику, достаточно распространенную в ряде цивилизованных стран меру, когда вместо призыва гражданин вносит на счет Министерства обороны определенные денежные средства, которые затем используются на оборонные (военные) нужды соответствующего государства. Таким образом гражданин приносит государству пользы больше, чем если бы он был призван на военную службу и обучался военному делу против своего желания.

Освобождение от призыва за определенную плату узаконено в Грузии, Киргизии, Узбекистане, Турции, Монголии, Греции, Албании   и других странах.

Статьей 23 «Освобождение от призыва на военную службу» Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» пунктом первым устанавливаются основания для освобождения граждан от военной службы, которые признаны не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации,  проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу или прошедшие военную службу в другом государстве.

Одновременно пунктом вторым указанной статьи устанавливается, что право на освобождение от призыва на военную службу имеют также граждане имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень.

Освобождение от призыва на военную службу в соответствии с пунктом вторым указанной статьи имеют также граждане, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов или граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Учитывая острый дефицит финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, авторами законопроекта предлагается дополнить соответствующей нормой пункт второй статьи 23 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, устанавливающий право граждан на освобождение  от военной службы по призыву.

Предлагается установить, что такое право предоставляется тем, кто внесет на специальный счет Министерства обороны Российской Федерации денежные средства в размере одного миллиона рублей.

Решение о расходовании средств, поступивших таким образом в ведение Министерства обороны, может принять только Министр обороны Российской Федерации и только на нужды боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации.

Начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба генерал-полковник В.Смирнов заявил, что количество «уклонистов» от призыва на военную службу во время осеннего призыва 2008 года составило 5 345 человек, в то же время во время осеннего призыва 2009 года  количество «уклонистов» превысило  17 тыс. человек.

Всего в Российской Федерации насчитывается 198,6 тыс. человек, уклоняющихся от призыва на военную службу (в Москве их более 45 тысяч). Способы, которые выбирают «уклонисты» все время совершенствуются: по данным средств массовой информации незаконная  покупка военного билета стоит более 5 тыс. долларов США, незаконная покупка фиктивного медицинского заключения о непригодности к службе в армии стоит более 10 тыс. долларов США, привлечение и использования адвоката для получения освобождения от военной службы по призыву оценивается суммой более 10 тыс. долларов США.

Используются также уклонение  от получения повестки явиться в военкомат, переезд на новое место жительства без снятия с воинского учета и т.д.

В 2009 году к уголовной ответственности за обнаруженные преступления, связанные с уклонением от прохождения военной и альтернативной службы привлечено более 400 человек, к административной ответственности за разнообразные нарушения законодательства о призыве граждан привлечено около 13 тысяч человек.

Повсеместно стало отстранение и увольнение работников военкоматов за полученные взятки. На протяжении многих лет вопросам коррупции в военкоматах не уделялось должного внимания. В итоге взяточничество стало нормой жизни для многих чиновников и офицеров в военкоматах. При проведении проверок Главной военной прокуратурой за 9 месяцев 2009 года выявлено 1400 преступлений коррупционной направленности, при этом материальный ущерб составил более 2,5 миллиарда рублей. 70% такого рода преступлений совершили офицеры и медицинские работники.

Ведение платности  за освобождение  граждан от военной службы по призыву позволит искоренить взяточничество в военкоматах и значительно уменьшит количество преступлений и правонарушений .

Принятие проекта федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты,  выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребуется дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.