Заседание комитета по бюджету и налогам
20.10.2010

Пленарное заседание Государственной Думы

Работа Государственной Думы на 20 октября 2010 года

Рассматривается в первом чтении проект Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 год.

433091-5 "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (внесен 30.09.09). Доклады: Заместителя Председателя Правительства РФ – Министра финансов РФ А.Л. Кудрина; Председателя Счетной палаты РФ С.В. Степашина. Содоклады: председателя Комитета по бюджету и налогам Ю.В. Васильева; первого заместителя председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству В.А. Головнёва.


Основные характеристики бюджета:

доходы: в 2011 году – 8 844,6 млрд. руб. (17,6 % ВВП); в 2012 году - 9 503,5 млрд. руб. (17,0 % ВВП) и в 2013 году - 10 379,9 млрд. руб. (16,8 % ВВП), из них нефтегазовые: в 2011 году – 4 090,0 млрд. руб. (8,1% к ВВП), в 2012 и 2013 годах - 4 390,0 млрд. руб. (7,9% к ВВП) и 4 653,2 млрд. руб. (9,3% к ВВП) соответственно.

расходы: в 2011 году 10 658,6 млрд. руб. (21,2 % ВВП), в 2012 году – 11 237,9 млрд. руб. (20,1 % ВВП), в 2013 году – 12 175,6  млрд. руб. (19,7 % ВВП). Условно утверждаемые расходы: в 2012 году - 419,3 млрд. руб.; в 2012 году - 798,4 млрд. руб.

дефицит федерального бюджета: в 2011 году 1 814 млрд. руб. (3,6 % ВВП); в 2012 году 1 734,4 млрд. руб. (3,1% ВВП); в 2013 году 1 795,7 млрд. руб. (2,9% ВВП).

объем ВВП: в 2011 году – 50 389 млрд. руб. (рост на 4,2 %), в 2012 году – 55 950 млрд. руб. (рост на 3,9 %); в 2013 году – 61 920 млрд. руб. (рост 4,5 %).

верхний предел государственного внутреннего долга: на 01.01.12 - 5 148,4 млрд. руб.; на 01.01.13 - 6 976,4 млрд. руб.; на 01.01.14 -8 826,3 млрд. руб.

верхний предел государственного внутреннего долга: на 01.01.12 - 55,6 млрд. дол. США (44,9 млрд. евро): на 01.01.13 - 65,2 млрд. дол. США (52,1 млрд. евро); на 01.01.14 - 75,6 млрд. дол. США (58,2 млрд. евро).

уровень инфляции: в 2011 году  6,5 %; в 2012 году  6,0 %; в 2013 году  5,5%.


Подробнее о законопроекте…

Функциональная структура расходов


Наименование разделов

2010 год

2011 год

Изменения

 млрд. руб.

 %

Всего, в том числе:

10 232,8

10 658,6

  425,8

104,2

1. Общегосударственные вопросы

   800,2

       863,8

  63,6

107,9

2. Национальная оборона

 1 276,8

  1 517,1

240,3

118,8

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

 1 009,1

   1 215,5

206,4

109,6

4. Национальная экономика

 1 600,3

  1 760,2

159,9

110,0

5. Жилищно - коммунальное хозяйство

    223,3

  216,5

 - 8,8

  97,0

6. Охрана окружающей среды

      13,3

   16,8

   3,5

126,7

7. Образование

    444,0

  516,6

  72,6

116,4

8. Культура, кинематография

     74,6

  82,0

    7,4

110,0

9. Здравоохранение

      430,1

  466,1

  36,0

108,4

10. Социальная политика

 3 316,4

    2 940,5

375,9

  88,7

11. Физическая культура и спорт

      34,0

     42,5

  12,5

125,0

12. Средства массовой информации

     54,8

     61,3

   6,5

118,8

13. Обслуживание государственного и муниципального долга

   280,3

     389,9

109,6

139,1

14. Межбюджетные трансферты

  575,6

    569,8

-5.8

99,0

Объем Резервного фонда: в 2011 году – 343,7 млрд. руб.; в 2012 году – 47,1 млрд. руб. и в 2013 году – 47,1 млрд. руб., Фонда национального благосостояния: в 2011 году – 2 696,1 млрд. руб.; в 2012 году –2 503,1 млрд. руб.; в 2013 году - 2 684,9 млрд. руб.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составит в 2011 году 2 341,7 млрд. руб. (в 2010 году - 2 500,1 млрд. руб.).  На реализацию инвестиционных проектов направляется: в 2011 году - 551,8 млрд. руб. (54  ФЦП); в 2012 году – 457,6 млрд. руб. (50 программ); в 2013 году – 419,7 млрд. руб. (41 программа).
На реализацию приоритетных национальных проектов:
- "Здоровье" -  в 2011 году - 79,6 млрд. руб., в 2012 году – 87,0 млрд. руб., в 2013 году – 87,1 млрд. руб.;
- "Образование" -  в 2011 году 14,4 млрд. руб. ,в 2012 году – 14,1 млрд. руб., в 2013 году - 11,6 млрд. руб.
- "Развитие агропромышленного комплекса":  в 2011 году - 117,2 млрд. руб., в 2012 году  – 110,2 млрд. руб.   в 2013 году – 110,1 млрд. руб. На развитие дорожного хозяйства (дорожные фонды) в 2011 году  -  386,6 млрд. руб. На обеспечение жильем граждан: в 2011 году – 126,6 млрд. руб., в 2012 году – 51,9 млрд. руб., в 2013 году – 36,6 млрд. руб.   На формирование фонда служебного жилья для военнослужащих, а также строительство и приобретение жилых помещений для постоянного проживания будет направлено в 2011 году – 105,7 млрд. руб., в 2012 году – 37,3 млрд. руб., в 2013 году – 25,3 млрд руб. 



Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

ФЗ № 433092-5 "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (зарегистрирован 30.09.10) Доклад председателя правления Пенсионного фонда РФ А.В. Дроздова. Содоклады: члена Комитета по бюджету и налогам Н.Н. Гончара; заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Ф.И. Гайнуллиной.

Показатели
(млрд. руб.)

 

2010 год

 

2011 год

Плановый период

2012 год

2013 год

Доходы

4 688,86

5 137,38*

5 654,85

6 245,35

в т.ч. межбюджетные трансферты из федерального бюджета

2 538,86

2 341,73

2 561,36

2 803,34

Расходы

4 406,86

4 822,39

5 301,21

5 843,21

Профицит

282,00

314,99

353,64

402,143

Среднегодовой размер трудовой пенсии (руб.)

7710

8452

9211

10100

Средний размер социальной пенсии (руб.)

4767,3

5200,1

103-105% к ПМП

103-105% к ПМП

Прожиточный минимум пенсионера  (ПМП)

4473

4938

5343

5765

*с  01.01.11 уплата страховых взносов в ПФ РФ  устанавливается в размере 26%

Запланирована индексация пенсий: в 2011 году:  трудовая пенсия: с 1 февраля - на 8,0%; пенсии по гос. пенсионному обеспечению и  социальные пенсии:  с 1 апреля - на 8,0%, с 1 июля - на 1,0%; в 2012 году - трудовая пенсия: с 1 февраля на 6,5% и с 1 апреля - на 2,3%; пенсии по гос. пенсионному обеспечению и  социальные пенсии:  с 1 апреля - на 6,5%, с 1 июля - на 3,7%;  в 2013 году - трудовая пенсия  - с 1 февраля – на 6,0%; с 1 апреля - 3,0%; пенсии по гос. пенсионному обеспечению, социальные пенсии: с 1 апреля – на 6,0%; с 1 июля – на 2,1%. Справочно:  средний размер трудовой пенсии на конец 2011 г. увеличится до 8529,4 руб.    ( на 668,5 руб. или 8,5%  по сравнению с концом 2010 г. - 7860,9 руб.).


Проект бюджета ФСС на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

433094-5 "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (зарегистрирован 30.09.10) Доклад председателя Фонда социального страхования РФ С.А. Афанасьева. Содоклады: заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Г.Н. Кареловой;  члена Комитета по труду и социальной политике А.Л. Шхагошева.

Показатели
(млрд. руб.)

 

2010 г.

 

2011 г.

Плановый период

2012 г.

2013 г.

Доходы:

425,5

458,8

500,9

552,6

в т.ч. межбюджетные трансферты из федерального бюджета:

 61,58

   69,88

   74,52

   77,57

Расходы,  всего

453 8

456,9

496,8

545,1

в т.ч. на обязательное соц. страхование

317 2

311,05

341,72

376,92

на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и проф. заболеваний

57 53

63,30

67,85

73,15

Дефицит (-), профицит (+)

-28,3

+ 1,94

+ 4,15

+ 7,52

Размеры пособий: единовременное  при рождении ребенка: 2011 г. – 11703 руб.; 2012 г. - 12 405; 2013 г.  - 13 087; ежемесячное по уходу за  первым ребенком/вторым и последующими детьми (соответственно) до достижения им возраста 1,5 лет работающим гражданам: в 2011г. - 2 195/4 389 руб.; в 2012 г. - 2 327/4 652 руб.; в 2013  г. - 2 455/4 908 руб. Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному соц. страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на 2011 год – 68 586 руб., на 2012 – 72 701 руб., на 2013 – 76 699 руб., (в 2010 году - 64 400 руб.); максимальный размер ежемесячной страховой выплаты  в 2011году  - 52 740руб., в 2012 – 55900 руб., в 2013 – 58 970 руб. (в 2009 г. 49 520 руб.).


Проект бюджета ФФОМС на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

433093-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг." (зарегистрирован 30.09.10) Доклад председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования А.В. Юрина. Содоклады: первого заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Г.Я. Хора; первого заместителя председателя Комитета по охране здоровья Н.Ф. Герасименко.

Показатели
(млрд. руб.)

 

2010 г.

 

2011  г.

Плановый период

2012 г.

2013 г.

Доходы – всего, в том числе:

105,86

336,0

369,2

403,5 

собственные доходы

101,18

314,8

345,9

384,7

из них страховые взносы по тарифу 3,1%

99,7

306,8

336,5

370,7 

из них страховые взносы по пониженному тарифу

 

8,0

9,4 

14

межбюджетные трансферты из федерального бюджета

4,7

21,1

23,3

18,8

Расходы – всего, в том  числе:

110,8

336,0

369,2 

403,5 

 на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения  и программ  модернизации фед.. гос. учреждений* .

 

215,9

244,1

 

трансферты, представляемые Фонду социального страхования

17,50

18

19

23

трансферты, представляемые территориальным фондам ОМС

85,7

89,9

100,5

379,8

финансирования расходов проведения доп. диспансеризации работающих граждан и пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

 

4,9

4,9

 

формирование норм. страхового запаса

2,35 

6,3

-

-

Профицит (+) /дефицит (-)

-5,0

 

 

 

* Полученные в 2011-2012 г. за счет  увеличения тарифа страховых взносов на ОМС 460  млрд. руб.  направляются:
- 300 млрд. руб. - на укрепление МТБ гос./муниципальных учреждений здравоохранения, в т.ч. на их текущий/кап. ремонты, а также на завершение строительства ранее начатых объектов, приобретение мед. оборудования;
- 24 млрд. руб. - внедрение современных информационных систем здравоохранения, обеспечивающих переход на единый полис ОМС, в т.ч. в составе универсальной электронной карты гражданина РФ, а также на внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и введение электронных мед. карт пациента;
136 млрд. руб. – на обеспечение стандартов предоставления мед. помощи, в т.ч. на установление доп. гос. гарантий бесплатной мед. помощи неработающим пенсионерам в размере 1 тыс. руб. каждому неработающему пенсионеру в 2011 - 2012 годах (28 млрд. рублей ежегодно).


Размеры тарифов 2010 года на ОМС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохранены и на 2011 год

ФЗ № 433097-5 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (зарегистрирован 30.09.10) Доклад статс-секретаря – заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ Ю.В. Воронина. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике М.В. Тарасенко.

Законопроектом предусматривается: сохранение условий установления и размеров тарифов 2010 года - 32 тарифа (от 0,2% до 8,5% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц) в соответствии с видами экономической деятельности и по классам профессионального риска; сохранение льготы по уплате страховых взносов, предусматривающей, что организации любых организационно-правовых форм (а не только входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов), уплачивают указанные страховые взносы в размере 60% размеров страховых тарифов; в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов при сохранении таких же, как и в 2010 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,51% к начисленной оплате труда.
Повышение эффективности расходования средств Федерального бюджета и обеспечение равенства инвалидов на получение мер социальной поддержки

433101-5 "О внесении изменений в статьи 11 и 11-1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (зарегистрирован 30.09.10) Доклад заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ М.А. Топилина. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике А.С. Иванова.


Законопроект направлен на повышение эффективности расходования средств федерального бюджета и обеспечение равенства инвалидов на получение мер социальной поддержки, гарантированных государством. Предлагается установить инвалидам компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации (TCP), но не более стоимости соответствующего TCP, предоставляемого в установленном порядке бесплатно за счет средств федерального бюджета; наделить Минздравсоцразвития России полномочиями по утверждению порядка выплаты компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере компенсации, а также по установлению перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов TCP.

О государственной социальной помощи

433102-5 "О внесении изменений в статью 6-2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (зарегистрирован 30.09.10) Доклад заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ М.А. Топилина. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике К.Н. Новиковой.

Законопроектом предусматривается: 1) привести базовый ФЗ в соответствие с ФЗ "Об основах обязательного соц. страхования": слова " базового ФЗ «в соответствии с законодательством об обязательном соц. страховании предлагается " заменить словами "в целях профилактики обострения основных заболеваний (оздоровления)" (с 01.01.10г. из законодательства об обязательном соц. страховании исключена норма об оплате путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, соответственно законодательство об обязательном социальном страховании не устанавливает порядок предоставления санаторно-курортного лечения); 2) установить длительность пребывания в санаторно-курортных учреждениях в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в количестве 18  дней, сохранив продолжительность санаторно-курортного лечения детей-инвалидов (21 день) и инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга (42 дня) (с 2010 г. признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 21.04.01г., которым устанавливалась продолжительность санаторно-курортного лечения от 14 до 24 дней); конкретизируются основания предоставления гражданам санаторно-курортного лечения в рамках набора социальных услуг, то есть предполагается предоставление санаторно-курортного лечения в профилактических (оздоровительных) целях основных (но не сопутствующих) заболеваний.
Потребительская корзина по РФ в 2011-2012 годах

433103-5 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах" (зарегистрирован 30.09.10) Доклад заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ М.А. Топилина. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике К.Н. Новиковой.

Законопроектом предлагается сохранить потребительскую корзину в целом по РФ на 2011 - 2012 годы в составе и объемах, предусмотренных ФЗ от 31.05.06 № 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по РФ" (потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ определяется не реже 1-го раза в 5 лет)
Установление уголовной ответственности за частичную и неполную невыплату зарплаты, пенсий, стипендий и иных пособий

410953-5 внесении изменения в статью 1451 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части невыплаты заработной платы и иных социальных платежей)

(зарегистрирован 23.07.10) Доклад полномочного представителя Президента РФ в ГД Г.В. Минха. Содоклад заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству А.Г. Назарова.

Законопроект направлен на уголовно-правовое противодействие уклонению от выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и иных пособий (в дейст законодательстве отсутствует дифференциация указанной ответственности,  при этом не установлен размер частичной выплаты  платежей, при котором не наступает уголовная ответственность). Предлагается установить уголовную ответственность за частичную и полную невыплату заработной платы, пенсий, стипендий и иных пособий, а также расширить субъектный состав данного преступления, путем включения в него помимо руководителей организации и работодателей – физических лиц, иных лиц, в чьи полномочия входит принятие решения о соответствующей выплате; установить примечание, определяющее понятие частичной невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, под которой понимается осуществление платежа в размере менее половины от подлежащей выплате суммы.

Справочно: Верховный Суд (официальный отзыв от 07.06.10) поддерживает законопроект.
Усиление уголовной ответственности за содействие или призыв к осуществлению террористической деятельности

408302-5 внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части дифференцирования санкций и усиления уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями 205, 2051 и 2052 Уголовного кодекса Российской Федерации) (зарегистрирован 17.07.10) Доклад полномочного представителя Президента РФ в ГД Г.В. Минха. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

Законопроект направлен на усиление уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 205 («Террористический акт), 2051 («Содействие террористической деятельности») и 2052 («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма») УК РФ. При этом статья 2051 дополняется новой частью, содержащей уголовную ответственность за пособничество в совершении террористического акта, а примечание к данной статье – новым пунктом, в котором дается определение понятия «пособничество». Предусматривается также, что условно-досрочное освобождение осужденных за преступления, установленные  указанными статьями,  может быть осуществлено только после фактического отбытия не менее 3/4  назначенного им срока  наказания.

Справочно: Верховный Суд РФ (18.06.10) поддерживает законопроект.