Пленарное заседание Государственной Думы

Работа Государственной Думы на 1 ноября 2010 года

О высшем и послевузовском профессиональном образовании

416106-5 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

(в части увеличения срока обучения в аспирантуре по отдельным специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук)


Законопроектом предлагается увеличить срок обучения в очной аспирантуре до 4-х лет и в заочной  – до 5 лет по специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, а также установить федеральным органом исполнительной власти перечень специальностей научных работников, сроки обучения по которым могут быть увеличены.

Принятие данного законопроекта позволит обеспечить более качественную подготовку научных работников, что окажется существенным в связи с переходом экономики страны на инновационный путь развития.

Сергей Чижов: «Текущие потребности современного рынка труда диктуют новые требования к уровню профессионального образования специалистов технических и естественных отраслей. Перед российской системой обучения стоит важная задача в создании высоко квалифицированного кадрового резерва научных работников, анализирующих проблемы высокотехнологичного производства.
Увеличение срока обучения сотрудников технических и естественных отраслей – это хорошая возможность для того, чтобы расширить сферу экспериментальных исследований, а главное, можно получить реальное подтверждение практической ценности диссертационных разработок.
Учитывая, что сегодня некоторые приоритетные отрасли, такие как ВПК, авиа-, судо- и радиоаппаратостроение испытывают трудности в развитии, профессионально подкованные кадры способны решить многие проблемы в этом направлении и обеспечить проектную базу для модернизации научного сектора экономики».


Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - законопроект) подготовлен Минобрнауки России.

Законопроектом вносится изменение в пункт 4 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", согласно которому по отдельным специальностям научных работников технической и естественных отраслей наук срок обучения в аспирантуре по очной форме может составлять четыре года, а по заочной форме - пять лет.

Указанная норма в соответствии с законопроектом распространяется на лиц, обучающихся по специальностям, перечисленным в перечне специальностей научных работников.

Перечень специальностей научных работников, сроки обучения по которым могут быть увеличены (далее - перечень), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, при котором в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" создается Высшая аттестационная комиссия.

При формировании перечня учитываются наиболее востребованные экономикой страны технические и естественнонаучные специальности в соответствии с критическими технологиями Российской Федерации, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации (в настоящее время перечень критических технологий Российской Федерации утвержден Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. № Пр-842).

Кроме этого, предлагается осуществлять выбор специальностей исходя из следующих основных принципов:

специальности, связанные в основном с экспериментальной деятельностью, результаты исследований по которым имеют широкий спектр применения, в частности, для создания и применения критических технологий (например, физика плазмы, лазерная физика, биотехнологии и другие);

специальности, связанные с разработкой и созданием приборов, установок, систем, необходимых для создания и развития критических технологий и внедрения их в производство высокотехнологичной продукции (товаров, работ, услуг).

Примерный перечень специальностей прилагается.

В настоящее время срок обучения в аспирантуре (адъюнктуре) государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций не может превышать три года в очной форме и четыре года в заочной форме.

Увеличение срока обучения в аспирантуре на один год по отдельным специальностям технической и естественных отраслей наук позволит повысить эффективность подготовки аспирантов и качество диссертационных исследований, выполненных по данным специальностям. Кроме этого, увеличение сроков обучения повысит эффективность аспирантуры в целом, поскольку около 36% от фактического выпуска аспирантов приходится на специальности технической и естественных отраслей наук.

Анализ статистических данных на 2009 год, характеризующих результативность аспирантуры, показывает, что эффективность выпуска аспирантов, то есть окончание аспирантуры с защитой диссертации по специальностям технической и естественных отраслей наук, как правило ниже, чем по специальностям гуманитарного профиля и составляет не более 25%.

Более низкий процент защит диссертаций аспирантами по указанным специальностям в пределах нормативно установленных сроков обучения объясняется существенными различиями в содержании и трудоемкости диссертационных исследований по специальностям технической, естественных и гуманитарных отраслей наук, а также объективными причинами, связанными с современными подходами к организации научных исследований.

Так, по специальностям технической и естественных отраслей наук требуется обязательное экспериментальное подтверждение достоверности полученных результатов. Нередко для проведения эксперимента необходимо не только наличие дорогостоящего оборудования, но также разработка и создание эксклюзивного экспериментального оборудования самим исследователем.

Кроме этого, результаты диссертационных исследований, выполненных по данным специальностям, должны быть, как правило, апробированы и внедрены в производственную практику, что также требует увеличения сроков обучения в аспирантуре. При невозможности провести эксперимент в нормативно установленный срок обучения перспективное диссертационное исследование нередко теряется.

Анализ статистических данных (форма государственной статистической отчетности № 1-НК "Сведения о работе аспирантуры и докторантуры") показывает, что число лиц, поступивших в 2004 году в очную аспирантуру и защитивших диссертацию в срок (в 2007 году), составляет 19%.

Вместе с тем число выпускников аспирантуры 2007 года, защитивших диссертацию через год после окончания аспирантуры (в 2008 году), составляет уже 26%, то есть количество защитивших диссертацию увеличивается примерно в 1,4 раза.

Таким образом, увеличение на год срока обучения в аспирантуре по востребованным экономикой страны техническим и естественно - научным специальностям существенно повысит эффективность ее работы, обеспечит более качественную, полноценную подготовку научных работников.

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

О защите населения во время чрезвычайных ситуаций

Проект федерального закона № 422749-5 "О внесении изменений в статьи 10 и 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в части введения дополнительных полномочий Правительству РФ и органам государственной власти субъектов РФ о единовременной материальной помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций)

Сергей Чижов: «По данным МЧС за первое полугодие 2010 года на территории России произошло 160 чрезвычайных ситуаций, последствия которых – 361 погибли и 1105 человек пострадали. В эту статистику не включены данные серии лесных пожаров, в результате которых только в Воронежской области погибло 6 человек и пострадало 439. Без крова осталось более 700 жителей. Ущерб составил около 1,5 млрд. рублей.

В этом году Россия впервые столкнулась со столь масштабными последствиями огненной стихии. Действующее законодательство не позволяло властям регионов, увеличить компенсации, для покрытия ущерба от утраченного населением имущества. Поэтому решения по индексированию выплат принимались непосредственно Президентом и Председателем Правительства РФ.

Рассмотренный сегодня проект федерального закона, предложенный лично В.В. Путиным, в первую очередь направлен на скорейшее оказание пострадавшим всех необходимых социальных мер поддержки со стороны государства. Теперь Правительство и региональные власти смогут определять, кому, и в каком случае будет оказана единовременная материальная помощь.

На практике данные изменения уже опробованы. Указ Президента РФ от 2 августа этого года позволил федеральным и региональным органам власти, провести оперативную работу по оказанию помощи пострадавшим в результате лесных пожаров. Одним из итогов этой работы стали построенные в кратчайшие сроки 184 дома в Воронежской области».


Подробнее о законопроекте…

Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусматривается дополнить статьи 10 и 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" нормами о предоставлении Правительству Российской Федерации, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительного полномочия на принятие решений о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.

Предлагаемые проектом федерального закона нормы позволят Правительству Российской Федерации, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации оперативно оказывать гражданам социальную поддержку при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций, а также определять круг лиц, которым такая помощь будет оказана.