Пленарное заседание Государственной Думы

Работа Государственной Думы на 2 ноября 2010 года

Об обязательном медицинском страховании

385392-5 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (совершенствования законодательного регулирования правоотношений в системе обязательного медицинского страхования. Формирование новой нормативной правовой базы очень актуально)


Законопроектом устанавливается, что страхователями для работающих граждан являются плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование, предусмотренные частью 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом предусматривается переход к уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с законодательно установленным минимальным тарифом страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Сергей Чижов: «Система ОМС сегодня рассматривается как неотъемлемый механизм реализации гарантийных прав граждан РФ на получение качественных медицинских услуг в любом из регионов страны. Большая роль в выполнении указанной приоритетной задачи отводится именно системе финансирования здравоохранения, способной концентрировать ресурсы и эффективно их использовать. Напомню, что в 2010 году 1,1% страховых взносов идет в Федеральный фонд ОМС, 2% сохраняются в территориальных фондах. С 2011 года в Федеральный фонд будет добавлено еще 2%, а с 2012 года все отчисления на ОМС - 5,1% страховых взносов - будут полностью централизованы в Федеральном фонде, т.е. у здравоохранения появится реальная возможность выйти на более высокий качественный уровень.
У наших граждан появится возможность в полном объеме и в свободном доступе воспользоваться полагающимися услугами медицинской помощи, т.е. пациент сможет выбирать медицинскую организацию и врача, получать медицинскую помощь в любой медицинской организации, работающей в системе ОМС, а главное, предложенный законопроектом механизм ОМС позволит уравнять объемы выделяемых средств на оказание медпомощи абсолютно для всех регионов РФ».


Подробнее о законопроекте…

Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (принят 28 июня 1991 года №1499-1) не соответствует современным требованиям к организации обязательного государственного социального страхования, прежде всего в части создания действенных механизмов обеспечения прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи.

Не созданы условия, при которых центральным элементом системы обязательного медицинского страхования является застрахованный гражданин. Закрепление права выбора страховой медицинской организации одновременно за страхователем и гражданином привело к фактическому устранению граждан от участия в выборе страховой медицинской организации. Отсутствие требований об оплате медицинских услуг в сфере обязательного медицинского страхования по полному тарифу не дает возможность обеспечить право граждан на свободный выбор медицинской организации вне зависимости от формы собственности.

В настоящее время не установлены требования к размеру страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что приводит к существенному различию финансового обеспечения оказания медицинской помощи и, как следствие, качества и объема медицинской помощи, оказываемой в различных субъектах Российской Федерации. Не определен правовой статус Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования как субъектов системы обязательного медицинского страхования. Отсутствуют положения о единой базе данных застрахованных лиц в Российской Федерации, что приводит к трудностям в предоставлении медицинской помощи за пределами субъекта Российской Федерации, в котором застрахован гражданин. Отсутствуют нормы, раскрывающие права страховых медицинских организаций по контролю объемов, сроков и качества медицинской помощи. Несовершенна структура управления системой обязательного медицинского страхования.

Проект федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» направлен на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи. Основные положения законопроекта соответствуют Федеральному закону от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Закрепляются принципы осуществления обязательного медицинского страхования как составной части обязательного социального страхования: всеобщий характер обязательного медицинского страхования, государственная гарантия защиты застрахованных лиц от социальных рисков, автономность финансовой системы обязательного медицинского страхования.

Проект закона определяет субъекты обязательного медицинского страхования: застрахованные лица, страхователи, страховщик - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, медицинские организации. Определен правовой статус всех субъектов обязательного медицинского страхования и механизм их взаимодействия.

К застрахованным лицам отнесены работающие и неработающие граждане Российской Федерации. Установлено, что постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства имеют такие же права и обязанности в системе обязательного медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации. Страхование детей с рождения до государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители, после государственной регистрации рождения по достижении совершеннолетия либо по приобретении ими дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия – страховой медицинской организацией, выбранной их родителями или другими законными представителями.

Проектом закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» закрепляется право застрахованного лица на выбор/замену страховой медицинской организации. Исключается право работодателя и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на выбор страховых медицинских организаций. Застрахованное лицо будет вправе заменить выбранную им страховую медицинскую организацию на иную, при этом страховые медицинские организации не вправе отказать ему в таком выборе. Гражданин будет обладать правом выбора медицинской организации и врача, правом на получение медицинской помощи в любой медицинской организации, работающей в системе обязательного медицинского страхования. Информация о медицинских организациях и страховых медицинских организациях, работающих в системе обязательного медицинского страхования, будет доступна для граждан на сайтах территориальных фондов обязательного медицинского страхования в сети Интернет. Законопроект предусматривает участие в заявительном порядке в системе обязательного медицинского страхования медицинских организаций любых организационно-правовых форм и имеющих имущество в любой форме собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Медицинским организациям не будет требоваться решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об их участии в системе обязательного медицинского страхования.

В целях повышения информированности граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи предусматривается право застрахованного лица на получение от территориальных фондов обязательного медицинского страхования, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного (индивидуального) учета в системе обязательного медицинского страхования.

Застрахованные лица будут иметь страховой медицинский полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории Российской Федерации.

Проект закона закрепляет право застрахованного лица на возмещение от страховой медицинской организации и медицинской организации ущерба, причиненного в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением страховой медицинской организацией и медицинской организацией обязанностей по организации медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Законопроектом устанавливается, что страхователями для работающих граждан являются плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование, предусмотренные частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Предусматривается право страхователя на получение информации от страховщика, связанной с регистрацией страхователей и уплатой страховых взносов. Страхователь сможет выступать в качестве представителя застрахованного лица для упрощения процедуры выбора или замены страховой медицинской организации.

Предлагается установление единого страховщика в системе обязательного медицинского страхования - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Отдельные полномочия страховщика будут осуществляться территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет следующие функции:
- обеспечение нормативного и методологического единства функционирования системы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование и управление средствами обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации путем предоставления дотаций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, формирование и использование резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
- осуществление контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- осуществление контроля за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования законодательства по обязательному медицинскому страхованию и за использованием средств в системе обязательного медицинского страхования субъектами обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения проверок и ревизий;
- определение общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в области обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют следующие функции:
- утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения страховых медицинских организаций;
- персонифицированный учет застрахованных лиц и персонифицированный учет медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
- осуществление расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам вне территории страхования.
- осуществление сбора, учета и контроля за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- взыскание с плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения недоимки по страховым взносам, штрафы, пени;
- предъявление исков к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица;
- предъявление в интересах застрахованного лица требований к страхователю, страховой медицинской организации и медицинской организации, в том числе в судебном порядке, связанные с защитой его прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Страховые медицинские организации осуществляют следующие функции:
- прием заявления о выборе страховой медицинской организации от граждан и регистрация граждан в качестве застрахованных лиц;
- выдачу застрахованному лицу страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования;
- заключение с медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования, договоров на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
- оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с заключенными договорами на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Предусматриваются системы экономических стимулов, которые мотивируют страховые медицинские организации осуществлять контроль качества медицинской помощи, обеспечивать реализацию прав застрахованных лиц. Законопроектом устанавливается поощрение страховым медицинским организациям в зависимости от показателей здоровья застрахованных лиц, что будет побуждать страховые медицинские организации способствовать осуществлению профилактических мероприятий в медицинских организациях, внедрению наиболее эффективных методов лечения, заключению договоров с наиболее успешно работающими медицинскими организациями.

Закрепляется возможность возмещения страховым медицинским организациям расходов на оказание медицинской помощи вследствие причинения вреда здоровью застрахованного лица и компенсация расходов на оказание медицинской помощи застрахованному лицу в случае причинения вреда здоровью вследствие несчастного случая на производстве. Устанавливаются санкции к страховым медицинским организациям за неоплату или несвоевременную оплату медицинской помощи.

В целях повышения качества оказания медицинской помощи застрахованным гражданам законопроект обеспечивает создание конкурентной среды между медицинскими организациями. В действующих условиях тариф на медицинскую помощь по базовой программе обязательного медицинского страхования включает лишь расходы на оплату труда, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочие расходы и является неполным, что ограничивает участие частных медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования. В целях повышения доступности медицинской помощи застрахованным гражданам, за счет включения в систему обязательного медицинского страхования частных медицинских организаций, законопроект предусматривает возможность перехода на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования в связи с установлением оплаты медицинской помощи по тарифу, включающему все статьи расходов,кроме капитальных вложений и расходов на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу. В период с 2011 по 2012 года тариф на оплату медицинской помощи в субъектах Российской Федерации может включать в себя часть элементов структуры тарифа, установленной законопроектом, а именно, часть расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу. Тариф на оплату медицинской помощи устанавливается соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, представителями медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников и страховых медицинских организаций. Тарифы на оплату медицинской помощи являются едиными для всех страховых медицинских организаций, оплачивающих медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в одной медицинской организации.

Скорая медицинская помощь будет включена в базовую программу обязательного медицинского страхования с 2013 года, а высокотехнологичная медицинская помощь – с 2015 года.

Финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования предусматривает закрепление доходных источников, сформированных по страховым принципам:
- страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование работающего населения;

- страховые взносы субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Предусматривается защита от финансовых рисков в системе обязательного медицинского страхования. Предполагается установление резервов в страховых медицинских организациях. Резерв оплаты медицинской помощи используется в случае недостатка средств у страховой медицинской организации на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. Резерв финансового обеспечения предупредительных мероприятий является инструментом снижения затрат на оказание медицинской помощи и стимулирования медицинских учреждений, достигающих наилучших результатов в лечебном процессе.

Функции перестраховщика в системе обязательного медицинского страхования выполняет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который формирует нормированный страховой запас и резерв финансирования профилактических мероприятий.

Финансовое обеспечение реализации полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части оказания медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах средств, установленных федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств, установленных законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем установленный в федеральном законе о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Реализация права застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования устанавливается на основании договоров, заключенных между субъектами обязательного медицинского страхования. В законопроекте установлены виды и содержание договоров в системе обязательного медицинского страхования.

Законопроектом закреплено осуществление контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам медицинскими организациями в объеме и на условиях, соответствующих территориальной программе обязательного медицинского страхования и договору на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. Определен порядок и механизм их проведения. Предусмотрены контрольные функции со стороны фондов обязательного медицинского страхования в целях обеспечения защиты интересов застрахованных лиц.

Предусматриваются условия для организации единого информационного пространства в рамках системы обязательного медицинского страхования на основе введения персонифицированного учета.

Персонифицированный учет предполагает:
- введение полиса единого образца, не требующего замены при смене страховой медицинской организации и действующего на всей территории Российской Федерации;

- ведение единого регистра застрахованных лиц в Российской Федерации;

- персонификацию объемов оказанной медицинской помощиё расходов на ее оказание за счет средств обязательного медицинского страхования, а также результатов контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи;

- обоснованное прогнозирование потребности в объемах медицинской помощи в целях формирования и экономического обоснования программ обязательного медицинского страхования.

Особенностью реализации законопроекта в 2011 – 2012 годах является финансовое обеспечение за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Средства, направляемые на модернизацию здравоохранения субъектов Российской Федерации, будут использоваться на следующие цели:
- укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, в том числе новое строительство, в размере до 100 млн. рублей в расчете на один объект, обеспечивающее завершение строительства ранее начатых объектов, а также текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных медицинских учреждений;

- внедрение современных информационных систем в здравоохранении, обеспечивающих переход на единый полис обязательного медицинского страхования, в том числе в составе универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации; внедрение телекоммуникационных систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

- подготовка к внедрению стандартов оказания медицинской помощи, в том числе установление дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам.

Реализация указанных мер будет осуществляться на основе региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации путем подписания соглашений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Федеральным фондом. В 2011 и 2012 годах средства на модернизацию здравоохранения в субъекте Российской Федерации будут предоставляться при условии установления объема финансирования здравоохранения в законе о бюджете субъекта Российской Федерации в размере, не менее установленного в законе о бюджете субъекта Российской Федерации в 2009 и 2010 годах.


В целях исключения необходимости замены всеми гражданами Российской Федерации с 1 января 2011 года страховых медицинских полисов переходные положения законопроекта устанавливают, что граждане, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования, после вступления в силу настоящего Федерального закона будут обладать правами застрахованных лиц в соответствии с настоящим Федеральным законом. Замена полисов будет производиться по обращениям граждан, а также осуществляться выдача полисов вновь застрахованным.


Принятие проекта федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» потребует принятия федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».


Обязательное медицинское страхование. Внесение изменений в отдельные законодательные акты.

385394-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в части финансового обеспечения полномочий субъекта Российской Федерации по конкретным видам обязательного социального страхования)


Законопроект предусматривает внесение изменений в законодательство Российской Федерации в связи с изменениями в организации управления системой обязательного медицинского страхования и уточнением полномочий по финансовому обеспечению организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях за счет средств обязательного медицинского страхования. Указанные изменения предусматриваются проектом федерального закона № 385392-5 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Сергей Чижов: «Данный законопроект направлен на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи.
Система ОМС, которая действует в нашей стране по сегодняшний день, не соответствует требованиям современных комплексных задач развития здравоохранения, и, прежде всего, в части финансового обеспечения права гражданина РФ об оказании качественной медицинской помощи.
Принятие законопроекта позволит усилить ответственность регионов РФ за выполнение своих обязательств в сфере ОМС, усилить прозрачность финансирования систем здравоохранения и в качестве дополнительного инновационного новшества – удастся создать здоровую конкурентную среду между медицинскими учреждениями, что позволит сосредоточить внимание сотрудников этой сфере сосредоточить внимание именно на нуждах населения».


Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — законопроект) вносит изменения в законодательство Российской Федерации в связи с изменением организации управления системой обязательного медицинского страхования и уточнением полномочий по финансовому обеспечению организации оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских организациях за счет средств обязательного медицинского страхования.

В настоящее время полномочия по оказанию первичной медико-санитарной и скорой (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой) медицинской помощи закреплены за муниципальными образованиями, а по специализированной медицинской помощи – за субъектами Российской Федерации. Вышеуказанное разграничение приводит к усилению дифференциации в уровне доступности и качества медицинской помощи не только между субъектами Российской Федерации, но и между муниципальными образованиями в пределах одного субъекта Российской Федерации.

Кроме того, разграничение полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в части оказания медицинской помощи не позволяет обеспечить оптимизацию мощности медицинских организаций в соответствии с потребностями населения, проживающего на конкретной территории, а также затрудняет внедрение единых комплексных порядков оказания медицинской помощи.

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части разграничения реализации полномочий Российской Федерации по управлению средствами обязательного медицинского страхования и полномочий субъектов Российской Федерации по организации оказания медицинской помощи. В проекте закона установлено, что особенности финансового обеспечения полномочий совместного ведения субъекта Российской Федерации и Российской Федерации за счет средств бюджетов федеральных государственных внебюджетных фондов устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом предлагается закрепить полномочия по организации оказания всех видов медицинской помощи за субъектами Российской Федерации, что позволит обеспечить преемственность видов медицинской помощи, наиболее эффективное использование сети медицинских учреждений. За органами муниципального самоуправления предлагается закрепить полномочия по созданию условий для оказания медицинской помощи. Вместе с тем, у субъектов Российской Федерации сохраняется возможность делегирования полномочий по организации оказания медицинской помощи муниципальным образованиям в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Предлагаемая законопроектом структура управления системой оказания медицинской помощи обеспечивает сокращение дифференциации условий оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и, как следствие, создание условий для перехода на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования и переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу.

В результате увеличения тарифа страхового взноса работодателей на обязательное медицинское страхование на два процентных пункта, в части зачисляемой в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, дополнительные поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование направляются на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации. В соответствии с положениями отчета Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина о деятельности Правительства Российской Федерации, представленного 20 апреля 2010 года в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, указанные средства будут направлены на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, внедрение современных информационных систем в здравоохранении и внедрение стандартов оказания медицинских помощи, в том числе установление дополнительный государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам. Законопроектом предлагается внесение изменений в часть 2 статьи 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», определяющих, что в течение 2013 – 2014 годов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, определенных в части 1 указанной статьи, применяются пониженные тарифы страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1,7 процента, территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0 процента.

В проекте закона учтено, что средства, предусмотренные на реализацию дополнительных государственных гарантий, полученные неработающими пенсионерами и неиспользованные на софинансирование медицинской помощи не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (освобождаются от налогообложения), в связи с этим предлагается дополнить статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации соответствующим пунктом.

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», определяющих, что особенности выбора страхователем страховой медицинской организации при обязательном медицинском страховании устанавливаются Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В законопроекте учтено, что регистрация страхователей работающих граждан осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, при этом для целей персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, устанавливается обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлять в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования сведения о работающих застрахованных лицах, в порядке, определяемом соглашением между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

В связи с необходимостью обработки персональных данных застрахованных лиц в системе обязательного медицинского страхования, законопроектом предусматривается внесение соответствующих изменений в статью 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

В целях реализации положений Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части модернизации механизма оплаты расходов на оказание медицинской помощи в случае причинения вреда здоровью застрахованного лица из средств Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным, законопроектом предлагается установить, что обеспечение по обязательному социальному страхованию осуществляется в виде возмещения расходов, связанных с лечением застрахованного после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, произведенных за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При этом за счет средств обязательного социального страхования оплачиваются расходы, связанные с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованных, и их лечением, которое осуществляется на территории Российской Федерации медицинскими организациями, не включенными в систему обязательного медицинского страхования.

В целях реализации принципа равенства перед законом, установленного статьей 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, законопроектом предусматривается установления права уполномоченных лиц государственных внебюджетных фондов привлекать к административной ответственности плательщиков страховых взносов (страхователей), совершивших административные правонарушения в части нарушения, установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов, обязанности уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В целях обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования законопроектом предлагается внесение изменения в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определяющего, что минимальный размер уставного капитала страховой медицинской организации осуществляющей обязательное медицинское страхование определяется на основе базового размера ее уставного капитала, равного ста двадцати миллионам рублей.

Законопроектом предусматривается вступление в силу с 1 января 2011 года, за исключением статьи 1, определяющей минимальный размер уставного капитала страховой медицинской организации осуществляющей обязательное медицинское страхование, для которой, в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливается переходный период до 1 января 2012 года.

Уточнение перечня документов для заявления об усыновлении ребенка

215348-5«О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (об уточнении перечня документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении ребенка отчимом (мачехой))» (второе чтение)


Законопроектом предлагается внести изменение в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения перечня предоставляемых в суд документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении.

Сергей Чижов: «По данным Росстата, сегодня в России насчитывается более 600 тыс. детей-сирот, и только лишь 10% находится под опекой или на усыновлении. При этом почти 5% подвергаются насилию со стороны новых родителей. Проблема видится в том, что в современной России процесс усыновления или опеки попечительства остается неудовлетворительным. Это достаточно сложная процедура, которая требует максимального внимания со стороны социальных служб, ведь именно от их решения зависит будущее ребенка».


Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» предусматривает упрощение порядка усыновления детей отчимом (мачехой).

Принятие законопроекта будет способствовать реализации Конвенции о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-I), в которой провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания (абзац шестой преамбулы Конвенции).

Именно полная семья является основной ячейкой общества и естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей. Среднедушевой доход в неполных семьях зачастую ниже прожиточного минимума. Одинокие родители меньше времени могут уделять воспитанию, образованию своих детей. Такие семьи испытывают ряд других проблем экономического, педагогического, медицинского и психологического характера.

Участие отчима (мачехи) не всегда решает проблемы неполной семьи. В действующем законодательстве у отчима (мачехи) практически нет обязанностей по воспитанию, содержанию ребенка жены или мужа. В свою очередь выросшие дети только в особых случаях обязаны содержать своих престарелых отчима или мачеху.

Одним из выходов из данной ситуации является усыновление пасынков (падчериц) отчимами (мачехами) и создание полной семьи с вытекающими из этого гражданскими правовыми последствиями. Усыновление детей данной категории носит положительный характер прежде всего для самих детей, способствует в дальнейшем их полноценному развитию.

Необходимо отметить, что практика усыновления пасынков (падчериц) довольно распространенная. Так, в соответствии с данными статистики в масштабах страны доля усыновления пасынков (падчериц) отчимами (мачехами) в общем числе усыновлений с 1993 года до настоящего времени составляет 50-60%.

Для упрощения порядка усыновления детей отчимом (мачехой) необходимо освободить их от обязанности представления в суд ряда справок и документов.

Справка о заработной плате и документы о жилом помещении отчимов (мачех) не могут повлиять на решение суда при усыновлении ими ребенка. Эти документы необходимо исключить из общего перечня документов, представляемых при усыновлении отчимом (мачехой), так как в соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации отчимы (мачехи) признаются судом усыновителями независимо от их дохода и соответствия их жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам.

Данное положение подтверждается Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

Отчимов (мачех) необходимо освободить от обязанности представления в суд документов о постановке на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители, так как отчимам (мачехам) нет необходимости становиться на учет в качестве кандидата в усыновители, ввиду того, что они намерены усыновить не одного из детей, которых может порекомендовать орган опеки и попечительства, а конкретного ребенка, который уже находится в их семье.

Депутаты Самарской Губернской Думы обращалась к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину с предложением об установлении особого порядка усыновления (удочерения) пасынков (падчериц) отчимами (мачехами). На данное Обращение получено положительное заключение Министерства образования и науки Российской Федерации (исх. № 06-4 от 15.01.2008).

Принятие законопроекта будет способствовать созданию естественной среды для роста и благополучия всех членов семьи усыновителя, основанной на закрепленных законом взаимных правах и обязанностях.

О вопросах пенсионного обеспечения

О проекте федерального закона № 287871-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения в Российской Федерации" (в части установления права получения пенсии по случаю потери кормильца супругами и родителями погибших военнослужащих независимо от получения ими другой пенсии)

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на получение пенсии по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии, предоставлено не вступившим в новый брак женам лиц, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, а также родителям, умерших (погибших) в следствии ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, или при исполнении иных обязанностей военной службы, за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий.

Настоящим законопроектом предлагается внести изменения в указанные федеральные законы в части распространения на вдов (супруга, супругу) лиц, перечисленных в статье 1 Федерального закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" права на одновременное получение двух пенсий независимо от получения ими другой пенсии, за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца, или пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной другими законами.

Законопроект направлен на уравнивание прав военных и гражданских пенсионеров из числа лиц, потерявших кормильца, и снятия социальной напряженности среди родителей и супругов погибших военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В условиях сложной экономической ситуации в стране, обострения террористических проявлений на территории Российской Федерации, принятие данного законопроекта позволит улучшить социальное положение указанной категории граждан Российской Федерации, и будет той маленькой компенсацией за жизненные трудности связанные с гибелью мужа (жены).

Подробнее о законопроекте…

В первоначальной редакции ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей было предусмотрено, что лицам, на которых распространяется действие этого Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Исключение было установлено для жен лиц, указанных в статье 1 Закона, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступивших в новый брак, и для родителей лиц, указанных в этой же статье, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий). Эти категории членов семей военнослужащих имела право получать две пенсии.

Федеральным законом от 21 декабря 2006 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и статью 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» было предоставлено право на одновременное получение двух пенсий женам погибших военнослужащих.

Право на получение пенсии по случаю потери кормильца одновременно с пенсией за выслугу лет (по инвалидности) военным пенсионерам - родителям военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) вследствие военной травмы, независимо от получения ими другой пенсии предоставлено Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Принятие Федерального закона от 8 мая 2008 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 30 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» позволило получать одновременно с пенсией за выслугу лет (по инвалидности) вторую пенсию - пенсию по случаю потери кормильца мужьям (вдовцам) профессиональных военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, погибших вследствие военной травмы, при условии достижения ими возраста 55 лет и невступления в повторный брак.

И, наконец, положения, связанные с предоставлением вдовам и родителям непрофессиональных военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) вследствие военной травмы, права на одновременное получение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренную пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пенсии за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренную Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» нашли отражение в принятом в июне 2010 года Федеральном законе от 21.06.2010г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Кроме того, данным Федеральным законом, установлена норма, предоставляющая родителям и супругам погибших (умерших) профессиональных военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, право на получение пенсии по случаю потери кормильца вне зависимости от получения любой другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Правовое положение иностранных граждан в РФ

49022-5 "О внесении дополнения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

(об установлении правила, в соответствии с которым находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие документов, удостоверяющих личность, до установления их личности подлежат направлению на срок до 3-х месяцев на основании судебных решений в специальные помещения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или

в специальные учреждения, создаваемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации)

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» новой статьей 331, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие документов, удостоверяющих личность, подлежат на основании соответствующих судебных решений направлению и содержанию в течение срока до 3 месяцев - до установления их личности - в специально предназначенные для этого учреждения федеральных органов исполнительной власти или специальные помещения данных федеральных органов либо в специальные учреждения, создаваемые в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Законопроектом также предусматривается порядок направления обозначенных иностранных граждан и лиц без гражданства в указанные учреждения и помещения, а также устанавливаются механизмы реализации предлагаемых мер.

Сергей Чижов: «Текущий курс политики Правительства РФ, направленный на модернизацию российской экономики, ориентирует федеральное законодательство на смягчение административных требований, предъявляемых к иностранным инвесторам, а также иностранным гражданам, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ. Хотелось бы подчеркнуть, что послабления в системе государственного контроля за мигрантами носят именно практический и экономический характер, мы готовы оказать поддержку иностранным гражданам при условии совместной заинтересованности в развитии национальной экономики. Но этот компромисс не снимает ответственности за предоставление достоверной и полной информации об иностранном лице, въезжающим на территорию РФ.
Национальная безопасность – это приоритетная задача государства, которая будет по – прежнему выполняться и в условиях меняющихся перспектив развития России на мировой арене».


Подробнее о законопроекте…

Представленный законопроект подготовлен депутатами Государственной Думы – членами Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству – с целью дополнения Главы VI Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» новой статьей 331, в соответствии с которой предусматривается, что находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, до установления их личности и получения ими нового (в том числе временного) документа, удостоверяющего их личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, - но на срок, не превышающий три месяца, - в общем случае на основании судебного решения помещаются в специальные учреждения федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для временного размещения обозначенной категории иностранных граждан и лиц без гражданства или в специальные помещения данных органов, либо в специальные учреждения, создаваемые для указанных целей в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Необходимость разработки указанной законодательной инициативы связана с тем, что перед нашей страной, так же как и перед многими другими европейскими государствами, в настоящее время достаточно остро стоят вопросы организации эффективного противодействия нелегальной и неконтролируемой миграции.

При этом очевидно, что в качестве составных моментов данного негативного явления, зачастую выступают преднамеренные утраты (или откровенное уничтожение) иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими на территории соответствующих государств (и, в том числе, на территорию нашей страны), документов, выданных компетентными органами государств гражданской принадлежности таких иностранных граждан (и постоянного проживания лиц без гражданства), и удостоверяющих их личность (в частности, на территории зарубежных стран).

Мотивы преднамеренных утрат или иных подобных действий иностранных граждан отдельных государств (и отдельных лиц без гражданства) в отношении документов, удостоверяющих их личность, вполне понятны, поскольку отсутствие таких документов позволяет данным лицам в течение достаточно продолжительного периода легально, - а зачастую, и нелегально, - пребывать на территории иного иностранного государства.

В связи с этим, представленным законопроектом предлагается дополнить Главу VI Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» новой статьей 331, в соответствии с которой должны быть установлены особенности временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве.

Обозначенные особенности правового режима для указанной категории иностранных граждан и лиц без гражданства, согласно предложенной законодательной инициативе, должны заключаться в следующем:

1) временное помещение иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, в целях установления их личности в специальные учреждения или помещения федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для временного размещения указанной категории иностранных граждан и лиц без гражданства, (в соответствии с перечнем таких федеральных органов, а также их указанных учреждений и помещений, который должен быть определен Правительством Российской Федерации), либо в специальные учреждения, создаваемые в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации,

2) принятие судебного решения – как общее основание для временного помещения указанной категории иностранных граждан и лиц без гражданства в обозначенные специальные учреждения или помещения, - за исключением случаев, когда такое помещение иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется на срок, не превышающий 48 часов (что, в свою очередь, допускает принятие по данному вопросу не судебного решения, а соответствующего решения директора Федеральной миграционной службы, его заместителя или руководителя территориального органа ФМС России);

3) ограничение периода помещения в указанные специальные учреждения или помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, - моментом получения ими нового (в том числе временного) документа, удостоверяющего их личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, - после установления личности указанных иностранных граждан и лиц без гражданства;

4) установление предельно возможного – 3-х-месячного – срока нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, в целях установления их личности в вышеобозначенных специальных учреждениях или помещениях;

5) закрепление компетенции МИД России в качестве ведущего государственного органа, обеспечивающего установление личности иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, а также определение общих основ взаимодействия Министерства иностранных дел с другими органами в процессе установления личности иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих их личность, - в порядке, который должен быть утвержден Правительством Российской Федерации;

6) установление полномочий Правительства Российской Федерации по определению порядка и условий содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, помещенных для установления личности в одно из вышеуказанных специализированных учреждений или помещений, а также определение – на основании соответствующего постановления (постановлений) Правительства Российской Федерации – перечня государственных органов, осуществляющих охрану данных учреждений и помещений, и порядка осуществления мер по охране данных учреждений и помещений (в целях обеспечения безопасности названной категории иностранных граждан и лиц без гражданства);

7) установление полномочия соответствующего суда по определению порядка дальнейшего пребывания в Российской Федерации персонально каждого иностранного гражданина и лица без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, - (которое должно предусматривать очередное продление нахождения данных иностранного гражданина или лица без гражданства в одном из вышеуказанных специализированных учреждений или помещений на срок до 3-ех месяцев), - если к моменту истечения предыдущего предельно возможного (3-месячного) срока их нахождения в вышеуказанном учреждении или помещении личности данных иностранного гражданина или лица без гражданства так и не были установлены; (при этом упомянутый порядок дальнейшего пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих их личность, должен устанавливаться аналогично нормам, предусмотренным той же самой (предлагаемой законопроектом) новой статьей 331 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для тех случаев, когда упомянутый иностранный гражданин или лицо без гражданства помещаются в указанные специальные учреждение или помещение впервые);

8) установление права суда, принимающего первичное или повторное решение о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих их личность, в одно из вышеуказанных специализированных учреждений или помещений, по определению обязанности иностранного гражданина или лица без гражданства, помещаемых в данные учреждение или помещение, по возмещению (компенсации) расходов на содержание данных лиц в таком учреждении или помещении, а также по определению порядка выполнения этими лицами данной обязанности.

Вносимый проект федерального закона является альтернативным законопроекту № 467130-4 «О внесении изменения в статью 33 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вносился Курской областной Думой (и при рассмотрении в 1-ом чтении был отклонен Государственной Думой «9» апреля 2008 года), - где предусматривалось установление правила, в силу которого иностранные граждане и лица без гражданства, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, не имеющие документов, удостоверяющих их личность, подлежат на основании соответствующих судебных решений направлению на срок, не превышающий одного года, - до установления их личности - в специально отведенные для этого помещения уполномоченных органов либо в специальные учреждения, создаваемые в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основным различием представленного законопроекта и указанного альтернативного законопроекта Курской областной Думы является, в первую очередь, срок, в течение которого допускается задержание лица (иностранного гражданина или лица без гражданства) до установления его личности: в названном законопроекте Курской областной Думы этот срок предлагалось установить продолжительностью до 1 года, в то время как в во вносимом проекте федерального закона данный срок ограничивается 3-мя месяцами.

Во-вторых, иным существенным отличием обозначенного законопроекта Курской областной Думы от представленного законопроекта членов Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству является то, что в соответствии с первым документом задержание лица для установления его личности могло трактоваться как некая мера ответственности за утрату им документов, удостоверяющих личность, а во вносимом законопроекте задержание лица (иностранного гражданина или лица без гражданства) для установления его личности с применением какой-либо меры ответственности данного лица не связывается, поскольку преследует цель именно установление личности, а не наказание этого лица. (Кроме того, следует иметь в виду, что применение какой-либо ответственности к определенному лицу до установления его личности невозможно вообще.)

В-третьих, во вносимом законопроекте белее подробно урегулированы нормы об органах, принимающих решение о помещении и содержании иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих личность, в специальном учреждении или помещении, для установления их личности; об определении основополагающих аспектов порядка содержания указанных лиц в данных учреждении или помещении и о некоторых других, связанных с этим вопросах.

Наконец, в отличие от упомянутого законопроекта Курской областной Думы представленный законопроект содержит (в приложениях к нему) обстоятельное и подробное финансово-экономическое обоснование расходов, которые необходимы для достижения поставленных в нем целей, а также предусматривает возможность определения (на основании соответствующего судебного решения) обязательной компенсации иностранными гражданами и лицами без гражданства, помещенными для установления их личности в специализированные учреждения или помещения государственных органов, финансовых расходов, затраченных на их содержание в данных учреждениях (помещениях).

В целом, принятие предложенного проекта федерального закона позволит установить необходимые законодательные основы для создания и функционирования действенного механизма, направленного на устранение имеющихся фактов и предотвращение возникновения новых проявлений нелегальной и неконтролируемой миграции на территории нашей страны.

О правовом положении иностранных граждан в РФ

90591-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части изменения установленного срока представления документов об отсутствии ряда заболеваний для получения разрешений на работу иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности)

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в соответствии с которыми иностранный гражданин будет обязан представлять в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)

Сергей Чижов: «Желая поддержать международные проекты РФ, сегодня на федеральном уровне ведется активная работа по обеспечению взаимного сотрудничества как отечественных специалистов, так и иностранных. Помимо обеспечения комфортных условий в области трудоустройства, реализуется также и политика, направленная на обеспечение высокого уровня здравоохранения в тех областях, где задействованы иностранные граждане. Защита здоровья населения РФ, в т.ч. и в рамках международных трудовых взаимоотношений, - приоритетная задача национальной безопасности страны.
Это означает, что новшества в федеральном законодательства, затрагивающие трудовых мигрантов, не должны ограничивать права граждан РФ на безопасные условия труда в рамках международного сотрудничества».


Подробнее о законопроекте…

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации», иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан в течение тридцати суток со дня получения разрешения на работу представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), т.е. вышеуказанные документы иностранный гражданин представляет, уже имея на руках разрешение на работу. В связи с этим, в случае выявления у иностранного гражданина заболевания, представляющего опасность для окружающих, не представляется возможным оперативно найти и изъять разрешение на работу. В тоже время иностранный работник при осуществлении трудовой деятельности может представлять непосредственную опасность для окружающих. Так, с 15.01.2007г. – с момента вступления в силу изменений в вышеуказанные нормативно-правовые акты – на территории Тамбовской области выявлено: в 2007 году 28 иностранных граждан с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, за 6 месяцев 2008 года – 25 иностранных граждан.

Полагаем необходимым внести изменения в действующее законодательство, в соответствии с которым иностранный гражданин будет обязан представлять в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, тем самым, гарантируя получение разрешения на работу иностранным гражданином, у которого отсутствуют заболевания, представляющие опасность для окружающих.

О правовом положении иностранных граждан в РФ

139667-5 внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части изменения установленного срока представления документов об отсутствии ряда заболеваний для получения разрешений на работу иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности)

Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон) изменения, в соответствии с которыми иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности будет обязан одновременно с подачей заявления о выдаче ему разрешения на работу представить документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Сергей Чижов: «Желая поддержать международные проекты РФ, сегодня на федеральном уровне ведется активная работа по обеспечению взаимного сотрудничества как отечественных специалистов, так и иностранных. Помимо обеспечения комфортных условий в области трудоустройства, реализуется также и политика, направленная на обеспечение высокого уровня здравоохранения в тех областях, где задействованы иностранные граждане. Защита здоровья населения РФ, в т.ч. и в рамках международных трудовых взаимоотношений, - приоритетная задача национальной безопасности страны. Поэтому при трудоустройстве иностранные граждане должны предъявлять полный перечень документов, подтверждающих возможность совместного безопасного сотрудничества.

Это означает, что новшества в федеральном законодательства, затрагивающие трудовых мигрантов, не должны ограничивать права граждан РФ на безопасные условия труда в рамках международного сотрудничества».


Подробнее о законопроекте…

Внесение изменений в Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обусловлено необходимостью изменения действующего порядка прохождения иностранными гражданами и лицами без гражданства медицинского освидетельствования.

Действующее на сегодня законодательство затрудняет проведение медицинского обследования данной категории лиц в полном объёме, не обеспечивает своевременное проведение профилактических, противоэпидемических мероприятий при выявлении ряда социально обусловленных заболеваний и последующий учёт инфицированных иностранных граждан, покинувших территорию области либо расторгнувших трудовые отношения с работодателями.

В течение 2007 года в Липецкой области из выданных 8 тыс. 511 разрешений на работу 679 аннулировано за не предоставление медосвидетельствования, 58 аннулировано в связи с выявлением инфекционных заболеваний в соответствии с перечнем, утверждённым Постановлением правительства РФ от 02.04.2003 г. № 188.

У 11 человек была выявлена ВИЧ-инфекция, у 20 инфекции, передающиеся половым путём, у 27 туберкулёз. При этом необходимо отметить, что заболеваемость туберкулёзом среди иностранных граждан в 15 раз выше, чем среди местного населения.

В связи с вышеизложенным, предлагается изменить существующий порядок прохождения иностранными гражданами и лицами без гражданства медицинского освидетельствования, обязав данный контингент предоставлять результаты пройденного обследования одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу.

Изменения в Уголовно-процессуальном кодексе

400689-5 внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации

об административных правонарушениях"

(в части совершенствования законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров)

Законопроектом предлагается:

1. В УК РФ: отнести совершение преступления с использованием наркотиков, сильнодействующих веществ к отягчающим обстоятельствам; деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения таких преступлений подлежат конфискации; ввести дополнительный квалифицирующий признак преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков - значительный, крупный и особо крупный размеры, предусмотрев при этом более строгие санкции; выделить контрабанду наркотиков в самостоятельный состав преступления; повысить ответственность за сбыт наркотиков или их аналогов в исправительном учреждении, образовательном учреждении, на объектах спорта, а также в помещениях, используемых в сфере развлечения (досуга); ужесточить ответственность за контрабанду прекурсоров;

2. В УПК РФ: определить подсудность указанных дел районному суду, возможность проведения дознания по ним органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органами внутренних дел РФ; отнести производство предварительного следствия к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ОВД и органов ФСБ;

3. В КоАП РФ: ввести административную ответственность физических лиц за незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозку, производство или сбыт прекурсоров, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния; наделить полномочиями составлять протоколы по этим правонарушениям должностных лиц ОВД, таможенных органов, органов, уполномоченных в области здравоохранения, и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а судей - рассматривать дела об указанных административных правонарушениях.

Сергей Чижов: «В 2009 году в России на официальном учете состояло более полумиллиона наркоманов, их реальное количество превышало 2,5 млн. Было зарегистрировано более 90 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств или их аналогов. Изъято порядка 28 тонн наркотиков. В том числе в Воронежской области было выявлено около 900 подобных преступлений и изъят 391 кг зелья. Средний возраст приобщения к наркотикам составил 15-16 лет.
Ширится не только перечень наркотических средств, но и совершенствуются способы их транспортировки и реализации. Продажа наркотиков ведется через сеть Интернет, уличные терминалы оплаты.
Работа по противодействию наркомании для органов государственной власти Российской Федерации по-прежнему является задачей особой важности, поскольку речь идет о здоровье нации.
В июне этого года Президент РФ утвердил государственную антинаркотическую стратегию, которая предусматривает совместную работу федеральных и региональных министерств и ведомств, которая направлена не только на обеспечение полицейских мер, но и на лечение и реабилитацию наркозависимых. Для этих целей бюджетом на 2011 только для ФСКН предусмотрено финансирование в объеме порядка 21 миллиарда рублей, что на 7,7 % больше чем в текущем.
Действующее законодательство, направленное на предотвращение наркоманизации населения требует постоянного совершенствования.
Рассматриваемые сегодня законопроекты, предусматривают ужесточение уголовного и административного наказания за незаконные действия с наркотическими и психотропными веществами и их прекурсорами, в частности - контрабанда наркотиков, оборудования и инструментов, необходимых для их производства будет наказываться лишением свободы сроком до 20 лет, а имущество, которое было получено от незаконного оборота, производства, сбыта или пересылки - подлежать конфискации.
Государственная Дума и впредь будет усиливать наказания связанные с незаконным оборотом наркотиков. Потому что эти преступления надо расценивать как преступление против общества. Возможно, после первых публичных осуждений некоторые наконец¬-то одумаются».


Подробнее о законопроекте…

Проект направлен на совершенствование законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров.
В частности, проект устанавливает новое обстоятельство, отягчающее наказание - совершение преступления с использованием наркотических и психотропных средств, а также сильнодействующих веществ.
Законопроект предусматривает конфискацию денег, ценностей и иного имущества, полученных от незаконного оборота наркотиков, незаконного производства, сбыта или пересылки прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
Контрабанда наркотиков, психотропных средств и их прекурсоров выделена в самостоятельный состав преступления. Минимальные срок лишения свободы за указанное преступление в соответствии с законопроектом - 4 года.
Введен дополнительный квалифицирующий признак преступлений, связанный с незаконным оборотом наркотиков – значительный, крупный и особо крупный размеры. Степень ответственности за контрабанду наркотиков и их прекурсоров будет зависеть от количества незаконно перемещаемых средств и веществ.
Повышена ответственность за сбыт наркотиков или их аналогов в исправительном учреждении, образовательном учреждении, на объектах спорта, а также в помещениях, используемых в сфере развлечения.
Предусмотрена повышенная ответственность за сбыт наркотиков или их аналогов в образовательных учреждениях, на объектах спорта, а также в помещениях, используемых в сфере досуга и развлечения, и в исправительных учреждениях.