Пленарное заседание Государственной Думы

Работа Государственной Думы на 3 ноября 2010 года

О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан

О проекте федерального закона № 370702-5 "О внесении изменений в статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части установления возможности предоставления земельных участков без торгов отдельным категориям граждан в аренду для жилищного строительства)

Оформление земельных участков в собственность жильцов как многоквартирных домов, так и домов индивидуальной застройки является необходимой мероприятием на сегодняшний день. В этом по сути заинтересованы и собственники жилья и органы местного самоуправления. Первые - получают возможность распоряжаться своим земельным участком только в своих интересах и использовать его по своему усмотрению. Например решать, как использовать свободную территорию: построить спортивную площадку для детей или организовать стоянку для автотранспорта. Органы местного самоуправления – получают дополнительные доходы в свои бюджеты, так как земельный налог относится к тем налогам, которые 100% остаются на местах. Таким образом можно сказать, что чем активнее жители будут оформлять землю в собственность, тем больше средств появится у муниципалитетов для благоустройства своих территорий.
Представленная поправка фактически дублирует уже существующие положения земельного законодательства в вопросах передачи земельных участков в собственность гражданам.

Подробнее о законопроекте…

Особенности предоставления земельных участков для указанных целей устанавливаются в статье 30 Земельного кодекса. При этом пунктом 2 данной статьи определен исчерпывающий перечень случаев, когда земельный участок может предоставляться для жилищного строительства без проведения торгов.

Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса, установлено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, определенных жилищным законодательством.
Указанный порядок и условия урегулированы в статье 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". В частности, предусмотрено, что земельный участок под многоквартирным домом переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в этом многоквартирном доме.

Правительство РФ данную поправку не поддерживает.

Требования к банковским счетам для проведения капитального ремонта многоквартирных домов

389467-5 "О внесении изменений в часть 61 статьи 20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части требований к банковским счетам, на которых находятся средства, предусмотренные для проведения капитального ремонта многоквартирных домов)

Воронежской области за три года действия Фонда было выделено порядка 4,1 млрд. рублей на капитальный ремонт и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

Выделяя огромные средства на проведение капитального ремонта, государство должно обеспечить гарантии сохранности этих средств. Собственникам по большому счету не важно в каком банке будут находиться средства на капитальный ремонт. Людям важнее знать, что средства Фонда и их средства в размере 5% не «потеряются» по пути из одного банка в другой. Система работает третий год и показала себя достаточно надежной.

Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает, так как предлагаемое расширение перечня кредитных организаций может повысить риски потери средств в случае существенного ухудшения финансового состояния этих организаций и не обеспечить гарантированную сохранность выделенных средств, кроме того, правительство РФ учитывает ограниченный срок деятельности Фонда (1 января 2012 г.).

Подробнее о законопроекте…

Законопроектом предлагается установить, что средства, полученные в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон) товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами и управляющими организациями на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, должны находиться на отдельных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, отвечающих критериям, установленным для кредитных организаций, в депозиты и депозитные сертификаты которых могут быть размещены временно свободные средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).

Минфином России установлены в настоящее время 4 кредитные организации, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат Российской Федерации или Банку России в размере, позволяющем определять решения указанных кредитных организаций по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания их учредителей (участников).

По мнению авторов законопроекта, предлагаемые изменения позволят не только обеспечить сохранность средств, направляемых Фондом, субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, но и устранить неравные условия конкуренции на рынке банковских услуг, расширив с 4 до 29 перечень кредитных организаций, в которых могут быть размещены указанные средства.

Изменения в Градостроительный и жилищный кодексы РФ , вводящие понятия текущего ремонта и нежилого помещения

395091-5 внесении изменений в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 22 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части введения понятий текущий ремонт и нежилое помещение) (внесен 23.06.10, рассмотрен Советом Государственной Думы 08.07.10)

Законопроектом предлагается ввести в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) определение понятия "текущий ремонт объекта капитального строительства", а в статье 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) определить понятие "нежилое помещение".

Подробнее о законопроекте…

Правоотношения по поводу текущего ремонта не относятся к предмету правового регулирования Градостроительного кодекса и понятие "текущий ремонт объекта капитального строительства" в тексте Градостроительного кодекса не используется. Согласно статье 4 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Таким образом, включение понятия "текущий ремонт объекта капитального строительства" в Градостроительный кодекс необоснованно.

По поправке в Жилищный кодекс - в связи с тем, что жилищное законодательство регулирует жилищные отношения, Жилищный кодекс содержит понятие "жилое помещение". Таким образом, к нежилым помещениям может быть отнесено любое помещение, не отвечающее требованиям законодательства к жилому помещению или исключенное в установленном порядке из жилищного фонда.

Кроме того, предлагаемое законопроектом определение нежилого помещения как изолированного помещения в жилом доме (части жилого дома) существенно сужает содержание названного понятия. В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. В этой связи законопроектом необоснованно не учитываются случаи, когда нежилое помещение расположено в многоквартирном доме.

Понятие ремонта, капитального и текущего ремонта установлено Ведомственными строительными нормами "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88 (р) (утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312): "Ремонт здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.

Текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.

Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Рекомендации комитета по строительству и земельным отношениям: отклонить законопроект.

Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект.

О возрасте лиц допускающих к продаже пива

160628-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части изменения возраста, с которого допускается продажа пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции)


Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Федеральный закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" в части увеличения с 18 лет до 21 года возраста, по достижении которого допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Сергей Чижов: «Пивной алкоголизм считается экспертами наиболее распространенным среди молодежи в России.
По данным социологических исследований, 82% молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет употребляют алкоголь. Это значит, что каждый третий школьник ежедневно пьёт пиво и другие спиртные напитки.
Порядка 60 тысяч детей в России страдают алкоголизмом. В Воронежской области с таким диагнозом на учете у наркологов состоит почти 2000 несовершеннолетних, 32 из них не достигли возраста 14 лет.
Под угрозой физической и моральной деградации оказалось молодое поколение страны, а значит и будущее России.
На федеральном и региональном уровнях для решения этой проблемы уже были реализованы ряд мер. К примеру, запрещена продажа алкоголя рядом с образовательными учреждениями и социальными объектами. Регионами был введен запрет на продажу алкогольной продукции в ночное время.
Председателем правительства РФ В.В. Путиным, утверждена антиалкогольная концепция, направленная на снижение уровня употребления населением алкоголя к 2020 году на 55 процентов.
Очередным шагом станет внесение пива в перечень алкогольной продукции, что позволит снизить не только уровень его употребления, но и уменьшит количество правонарушений. Об этом говорят положительные результаты в Воронежской области. По сравнению с 2009 годом, после запрета на продажу крепкого алкоголя с 11 вечера до 7 утра, на 30% сократилось число зарегистрированных грабежей и разбойных нападений, а общее количество правонарушений снизилось на 3000».


Подробнее о законопроекте…

Необходимость внесения данных изменений в законодательство связана со стремительным и угрожающим ростом  потребления населением РФ алкогольной продукции.

В нынешнем году в России показатели потребления алкоголя на душу населения достигли критического уровня.

На сегодняшний день потребление алкоголя в России на душу населения в два раза выше предельного уровня, определенного ВОЗ в качестве смертельно опасного для здоровья. В настоящее время в России на одного взрослого человека в год приходится  17 литров этанола (этилового спирта), тогда как эта цифра не должна превышать восьми. Доля людей, регулярно потребляющих алкогольные напитки, составляет 76%, при этом средний возраст, в котором человек регулярно начинает употреблять алкоголь, в России составляет 14 лет. Сегодня на учете в милиции состоят почти 254 тысячи хронических алкоголиков и более 212 тыс. семейных дебоширов на почве пьянства.

Ситуацию обостряет начавшийся в стране экономический кризис. Эксперты установили, что в сложный финансовый период употребление алкоголя стремительно увеличилось. При этом отмечается  смещение спроса в сторону более дешевого, а значит, по большей части суррогатного спиртного, что ставит вопрос уже не только о сохранении здоровья, но и о сохранении жизни большей части потребителей.

Сегодня российское законодательство связывает возможность самостоятельно приобретать алкогольные напитки с совершеннолетием, т.е. с достижением 18-и летнего возраста. Однако, как показывают социологические и психологические исследования, 18-и летний подросток не в состоянии принять осознанное решение в вопросе употребления алкоголя. Обычно подростки употребляют спиртные напитки под влиянием своих сверстников, "за компанию", не думая о негативных последствиях для своего здоровья. Эта проблема в нынешний сложный экономический период становится особенно актуальной в связи с заметным ухудшением качества алкогольной продукции и неспособностью 18-и летних подростков приобретать дорогой и качественных алкоголь. Это увеличивает вероятность приобретения ими дешевых суррогатов, что ставит под угрозу их жизни и здоровье.

В связи с этим, законопроектом предлагается увеличить возраст, с которого допускается продажа пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с 18-и до 21 года, внеся соответствующие изменения в  Федеральный закон № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Федеральный закон № 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".

В 21 год молодой человек, оканчивающий высшее учебное заведение или уже работающий, сможет самостоятельно оценить для себя необходимость  употребления алкоголя.

Законопроект направлен на защиту здоровья и благополучия граждан Российской Федерации.

О возрасте лиц допускающих к продаже табака

467106-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» (в части повышения возраста, с которого допускается продажа табачных изделий, пива, алкогольной продукции)

Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы "Об ограничении курения табака", "Об ограничениях розничной продажи

и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в части повышения возраста,

с которого допускается розничная продажа табачных изделий, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной продукции, с 18 лет до 21 года.

Сергей Чижов: «Проблема растущего уровня алкоголизации среди подрастающего поколения нашей страны рассматривается как национальная угроза РФ XXI века. По статистике, доля не употребляющих алкогольную продукцию граждан в РФ составляет всего лишь 1% , при достижении же уровня среднедушевого потребления 8 литров алкоголя в год наступает процесс необратимого изменения генофонда нации.

Еще один фактор, который обостряет необходимость решения этой проблемы – возрастающая доля употребления алкогольной продукции среди молодежи. Решением сложившейся ситуации, в первую очередь, должна стать усиленная профилактическая работа с молодежью, обязательно подкрепленная на законодательном уровне.
При этом не должны ущемляться гражданские и конституционные права совершеннолетних граждан РФ, на основании которых осуществляется защита нравственности, здоровья, прав и интересов населения».


Подробнее о законопроекте…

Российское законодательство связывает возможность граждан Российской Федерации самостоятельно приобретать алкогольные напитки и табачные изделия с совершеннолетием, т.е. с достижением 18-и летнего возраста. Законы, регулирующие порядок потребления алкогольной, спиртосодержащей продукции и табачных изделий запрещают продажу данной продукции лицам, не достигшим 18-и летнего возраста. За нарушение данных норм устанавливается административная ответственность.

Однако, как показывает практика и проведенные исследования, 18-илетний подросток, только недавно окончивший школу, не в состоянии принять осознанное решение о необходимости употребления алкоголя и курения. Обычно подростки употребляют алкоголь под влиянием своих сверстников, "за компанию", не думая о негативных последствиях для своего здоровья. Особенно широко распространен среди молодежи пивной алкоголизм.

В связи с этим, предлагается путем внесения изменений в Федеральный закон № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", Федеральный закон № 11-ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и Федеральный закон № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", повысить возраст, с которого допускается продажа табачных изделий, пива, алкогольной и спиртосодержащей продукции, до 21 года.

В этом возрасте молодой человек, оканчивающий высшее учебное заведение или уже работающий, сможет самостоятельно оценить для себя необходимость курения и употребления алкоголя.