Пленарное заседание Государственной Думы

Работа Государственной Думы на 19 ноября 2010 года

Об отнесении лиц к категории ветеранов ВОВ

313086-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об отнесении к категории ветеранов Великой Отечественной войны лиц, находившихся в период  с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории, охваченной боевыми действиями, соответствующей административно-территориальному делению города Сталинграда по состоянию на указанный период)

Доклад депутата Государственной Думы Олега Леонидовича Михеева

Проектом федерального закона предлагается с 1 июля 2010 г. отнести к  категории ветеранов Великой Отечественной войны лиц, находившихся в  период с 23 августа 1942 г. по 2 февраля 1943 г. на территории, охваченной боевыми действиями, соответствующей административно-территориальному делению города Сталинграда по состоянию на указанный период. При этом указанным гражданам предусматривается установить ежемесячную денежную выплату и меры социальной поддержки, аналогичные мерам, которые предоставляются лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда".

Законопроектом также предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части предоставления указанной категории граждан права на одновременное получение двух пенсий - трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению.

Сергей Чижов: «Напомню, что денежные выплаты ветеранам ВОВ складываются их трех составляющих: пенсии, единовременной денежной выплаты и дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
На сегодняшний день в РФ численность ветеранов ВОВ составляет более 4 млн. человек, совокупный доход участников войны ч 1.01.2010 года колеблется в интервале от 14,1 тыс. руб. до 21,8 тыс., более 34 млрд. руб. выделено из федерального бюджета на обеспечением их жильем. К тому же в проекте федерального бюджета на 2011 год и плановый 2012 и 2013 г.г. средства, заложенные на реализацию социальных обязательств, в т.ч и господдержку наших ветеранов, составляют более 2940 млрд руб с последующим увеличением до 3185,8 млрд руб. – 2012 и 2013 – 3437,5 млрд руб. Для сравнения: это больше, чем расходы на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность, вместе взятые
Эти мероприятия уже запланированы в расходной части федерального бюджета и внесение дополнительных законопроектов, расширяющих социальные обязательства государства, будут способствовать нарушению согласованного механизма формирования региональных бюджетов».


Подробнее о законопроекте…

Попытки закрепить необходимые меры социальной поддержки жителям военного Сталинграда на федеральном уровне уже неоднократно предпринимались. Как правило, речь шла о несовершеннолетних, находившихся на территории города в период с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года, то есть о так называемых детях военного Сталинграда. Из оставшихся в живых в настоящее время подавляющее большинство граждан, находившиеся в тот период времени в Сталинграде, тогда были именно несовершеннолетними, детьми. Даже те, кому на тот момент исполнилось лишь 18 лет, - сегодня уже 84-летние старики, нуждающиеся в постоянном уходе. И, к сожалению, таких людей осталось совсем немного, и с каждым годом становится все меньше.

Из всех жителей, переживших ужас Сталинградской битвы, о детях действительно необходимо сказать отдельно. Эти дети познали столько горя и страданий, перенесли такие психические потрясения, которые не каждый взрослый мог бы выдержать. Они не могли ни защищать, ни защищаться. Те из них, кто каким-то чудом выжил, лишились всего: психического и физического здоровья, родителей. Дома были разрушены, имущество уничтожено, детство убито. Невредимым не остался никто. И еще долгие годы большинство детей заикались, вскрикивали и плакали во сне, с ужасом вскакивали среди ночи, пытаясь куда-то бежать.

В 1942 году, из 500 тысяч жителей Сталинграда эвакуировали не больше 200 тысяч, уцелели - 12 тысяч. За один только день 23 августа 1942 года под руинами города осталось более 40 тысяч человек. С августа 1942 года по февраль 1943 года мирные жители Сталинграда выживали сами по себе, без всякой заботы властей. Трагедия блокадников Ленинграда на этом фоне выглядит иначе: ведь там продолжали выдавать хлеб, люди продолжали жить в своих домах, велась документация. Сталинградцы же жили на руинах, в блиндажах, рядом с которыми велись ожесточенные бои или стояли оккупанты. Город, по сути,  был стерт с лица земли. Жутко звучат воспоминания участников тех событий о том, как они ползком по ночам крались к Волге за водой, смешанной с кровью, так как водопроводные системы были разрушены полностью; как родители, продолжавшие работать на уцелевших заводах, в темноте пробирались в подвалы проверить, живы ли их дети.

Только спустя десятилетия после тех событий жители фронтового Сталинграда стали кое-как оправляться от потрясений и решили создать в Волгограде, Москве, Санкт-Петербурге ассоциацию «Дети военного Сталинграда». Они разыскивали по все стране всех, кто остался в живых. На сегодняшний день отыскали всего около 10 тысяч человек.

То, что сталинградцы оказались разбросанными по многим городам, очередной раз подчеркивает невозможность применения к ним региональных законов о мерах их социальной поддержки. Безусловно, эта проблема должна быть решена на федеральном уровне.

В период работы Государственной Думы третьего созыва (2001 год) Волгоградская областная Дума вносила в Государственную Думы проект федерального закона о мерах социальной поддержки детей военного Сталинграда. Однако, в связи с отсутствием заключения Правительства Российской Федерации, этот законопроект так и не был рассмотрен. Но проблема до сих пор осталась.

В этой связи настоящим законопроектом предлагается отнести к категории ветеранов Великой Отечественной войны всех лиц, находившихся в период с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории, охваченной боевыми действиями, соответствующей административно-территориальному делению города Сталинграда по состоянию на указанный период. Согласно законопроекту, таким гражданам предлагается предоставить ежемесячные денежные выплаты и меры социальной поддержки, установленные для награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Предполагается, что расходы федерального бюджета на реализацию законопроекта составят 458,5 млн. рублей в год.

О государственных пособиях гражданам, имеющим детей

409643-5 «О внесении изменения в статью 172 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (об уточнении порядка обращения за назначением единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью)

Доклад официального представителя Правительства РФ статс-секретаря – заместителя Министра образования и науки РФ Ивана Васильевича Лобанова Содоклад заместителя председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ирины Валерьевны Соколовой

Проектом федерального закона, в частности, предлагается предоставить гражданам, имеющим право на получение единовременного пособия при передаче ребенка в семью и обратившимся за получением единовременного пособия, дополнительное время для предоставления в орган, уполномоченный производить назначение и выплату единовременного пособия, документов, подтверждающих факт утраты ребенком родительского попечения. Фактически проектом устанавливается порядок, аналогичный тому, который закреплен Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в отношении обращения гражданина за трудовой пенсией.

Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 172 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 8 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2009 год, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1081 "О некоторых вопросах законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации".

Законопроектом предлагается внести изменение в статью 172 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предоставив гражданам, имеющим право на получение единовременного пособия при передаче ребенка в семью (далее - единовременное пособие) и обратившимся за получением единовременного пособия в течение установленного законом шестимесячного срока, дополнительное время для представления в орган, уполномоченный в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации производить назначение и выплату единовременного пособия, документов, подтверждающих факт утраты ребенком, переданным на воспитание в семью, родительского попечения.

Законопроектом предлагается установить порядок обращения за единовременным пособием, аналогичный порядку, предусмотренному статьей 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым днем обращения гражданина за трудовой пенсией (либо ее частью) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления гражданина со всеми необходимыми документами. При этом дата, указанная в заявлении гражданина, считается днем обращения за пенсией и в том случае, когда к заявлению приложены не все необходимые документы, но они были представлены гражданином впоследствии в течение определенного срока.

Внесение законопроекта обусловлено тем, что многочисленные обращения руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по данному вопросу и анализ правоприменительной практики свидетельствуют о невозможности в установленный срок (6 месяцев) представить необходимые для получения пособия документы (решения суда о лишении родителей родительских прав, об ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими, или об установлении факта оставления ребенка без попечения родителей).

Рассмотрение дел в судах часто затягивается на сроки более двух месяцев со дня поступления заявлений в суд по причинам, не зависящим от истцов, в связи с необходимостью предоставления доказательств, справок, обосновывающих фактические основания исковых требований. Процесс получения некоторых документов требует длительного периода времени, не всегда представляется возможным быстро получить необходимые документы для предоставления в судебные органы.

Принятие законопроекта позволит обеспечить гарантии соблюдения прав граждан на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.

Проведение выездных налоговых проверок

189343-5  "О внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"  (об установлении оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки) Законопроект внесен 17.04.09, рассмотрен Советом Государственной Думы 19.05.09 и 20.09.10

В соответствии с текстом пояснительной записки, данный законопроект федерального закона призван защитить налогоплательщиков, что согласуется с частью 1 статьи 19, частью 1 статьи 34, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, гарантирующими, соответственно, равенство всех перед законом, право на свободное использование имущества для предпринимательской деятельности, допустимость ограничения федеральным законом указанных прав и свобод лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно существующему налоговому законодательству Российской Федерации срок выездной проверки налогоплательщика может быть продлен с двух до четырех или шести месяцев по основаниям и в порядке, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Существует также  неограниченный перечень "иных обстоятельств", при наступлении которых выездные (в том числе повторные) проверки могут быть продлены до 4 – 6 месяцев. Фактически  в законодательстве о налогах и сборах отсутствует исчерпывающий (закрытый) перечень оснований, что, по мнению разработчиков  законопроекта является поводом для злоупотреблений со стороны налоговых органов.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, данный законопроект не нашел поддержки ни у исполнительных, ни у законодательных органов власти, о чем свидетельствуют отзыв правительства и отзыв Комитета по бюджету и налогам ГД РФ.

Отсутствие поддержки связано в первую очередь с приоритетностью контрольно-надзорных функций, в том числе и в отношении сбора налогов. Существующие в РФ большие  теневой  и, т.н., серый сектор  приводят к необходимости определения срока проведения проверки исходя из конкретных данных, характерных для каждой отдельной  компании. В качестве определенной гарантии предусмотрен механизм обжалования сроков проведения проверки. Безусловно, сложившаяся система налогового контроля является несовершенной, но она соответствует уровню экономической системы. Высокая степень либерализации в данном контексте, вероятно приведет к уменьшению эффективности Всего механизма налогового контроля.


Установление происхождения ребенка во внесудебном порядке

380041-5 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» (об установлении происхождения ребенка во внесудебном порядке)

Доклад представителя Московской городской Думы Михаила Ивановича Антонцева. Содоклад председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной

Законопроектом предлагается внесение изменений в статьи 48, 51, 52 и 58 Семейного кодекса Российской Федерации, устраняющих имеющуюся, по мнению Московской городской Думы, неоднозначность в правовом регулировании установления происхождения детей и создающих внесудебный механизм установления их происхождения в случае, если супруг (бывший супруг) матери ребенка не является отцом ребенка и спор о происхождении ребенка между родителями отсутствует.

В настоящее время в отношении семьи, а особенно в защиту прав и интересов ребенка, на федеральном уровне ведется активная работа, призванная обеспечить реализацию основных принципов Семейного кодекса РФ. Как показывает семейная практика, любые споры, которые затрагивают права и интересы родителей и их детей, должны решаться исключительно в судебном порядке. Рассмотрение семейных дел, в которых порой решается судьба ребенка, должно проходить по всем нормам действующего законодательства, не противоречащего Семейному кодексу и не ущемляющего право ребенка иметь полноценную семью


Подробнее о законопроекте…

Предлагаемый законопроект разработан в целях изменения допускающих неоднозначное толкование положений Семейного кодекса Российской Федерации об установлении происхождения детей и создания механизма внесудебного порядка установления происхождения ребенка в случае, если супруг (бывший супруг) матери отцом ребенка не является и спор о происхождении ребенка между ними отсутствует.

Согласно действующей редакции пункта 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации «если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодекса). Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке».

Данная норма имеет внутренний конфликт. Происхождение ребенка от мужа (бывшего мужа) матери как условие указания его отцом ребенка вступает в противоречие с иным условием, предусмотренным этой нормой - «если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодекса)». Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, доказывание иного теряет смысл.

Действующая редакция пункта 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации содержит положения, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, что согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» указывает на наличие коррупциогенных факторов.

Кроме того, обязательный судебный порядок установления происхождения ребенка в отсутствие спора между заинтересованными сторонами приводит к необоснованным судебным процедурам, количество которых постоянно растет. Например, в городе Москве в 2006 году было рассмотрено 188 таких дел, в 2007 году - 206, в 2008 году - 225, в 2009 году - 284.

В 80 процентах случаев при вынесении решений по рассматриваемым вопросам суд принял признание иска ответчиком. Необходимость прохождения в данной ситуации психологически тяжелой судебной процедуры ущемляет законные права и интересы матери ребенка и ее супруга (бывшего супруга), а также интересы ребенка.

Внесение изменений в пункт 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации влечет за собой изменение редакций пункта 3 статьи 51 и пункта 5 статьи 58 Семейного кодекса Российской Федерации.

Дополнение статьи 52 Семейного кодекса Российской Федерации новым пунктом 4 направлено на обеспечение правовых гарантий добросовестного использования права, предоставленного матери ребенка и ее супругу (бывшему супругу).


Отнесение к категории ветеранов Великой Отечественной войны

389221-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (об отнесении к категории ветеранов Великой Отечественной войны граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы)

Законопроектом предлагается отнести к категории ветеранов Великой Отечественной войны граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы, получивших удостоверение единого образца в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с предоставлением им мер социальной поддержки, предусмотренных для лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда".

Сергей Чижов: «Ветераны ВОВ – это особая категория граждан РФ, которая сегодня нуждается в государственной поддержке больше, чем когда – либо. Напомню, что сегодня основной акцент делается на решение жилищного вопроса наших защитников – более 34 млрд. руб. выделено из федерального бюджета на обеспечением их жильем.
На сегодняшний день в нашей стране проживает более 4 млн. ветеранов, еще не все социальные обязательства перед ним выполнило государство. Остаются те, кто в соответствии с ФЗ «О ветеранах» имеет полное право на государственную поддержку РФ.
Отмечу, что указанный федеральный закона является основополагающим нормативным актом, в соответствии с которым устанавливается и подтверждается статус ветерана ВОВ. Распространение действия закона на других лиц возможно при условии пересмотра статей федерального бюджета и согласования будущих расходов по данной категории граждан».


Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" подготовлен комитетом Волгоградской областной Думы по социальной политике. Разработчиками законопроекта являются депутаты Волгоградской областной Думы И.М.Гусева, В.А.Кабанов и А.Г.Потапов.

Цель законопроекта – установление правовых гарантий социальной защиты несовершеннолетних жителей города Сталинграда, осажденного войсками фашистской Германии, чье детство совпало с самым драматическим моментом Второй мировой войны – Сталинградской битвой, ставшей началом коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне.

Из 450 тысяч жителей предвоенного Сталинграда на момент окончания Сталинградской битвы – 2 февраля 1943 года – в городе, по некоторым оценкам, осталось не более 12,2 процента, включая несовершеннолетних, которые вместе со взрослыми пережили весь ужас массированной бомбардировки 23 августа 1942 года и последующих ожесточенных боев Красной армии с немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками – румынами, итальянцами, венграми. Они голодали, мерзли, были лишены детства, юности, родителей, возможности учиться. В 12-14 лет им пришлось встать за станки или сесть за руль трактора, чтобы восстановить промышленность, сельское хозяйство.

В настоящее время практически все лица, чье детство опалено огнем Сталинградской битвы, достигли пенсионного возраста, и государство обязано обратить внимание на их достаточно сложное материальное положение. Большинство бывших несовершеннолетних жителей осажденного Сталинграда кроме трудовых или социальных пенсий и скромных социальных выплат из областного бюджета, как это имеет место в Волгоградской области, не имеют иных источников существования.

Средний размер трудовой пенсии по старости в Волгоградской области в 2010 году составляет 7349 рублей. Средний размер социальной пенсии составляет 4284 рубля.

Гражданам, находившимся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы (дети Сталинграда) в соответствии с Законом Волгоградской области от 14 февраля 2006 г. № 1197-ОД "О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы"  предусмотрены:

ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей;

ежемесячная денежная выплата на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, определяемая в размере 50 процентов величины областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области в пределах социальной нормы площади жилья, установленной главой администрации Волгоградской области;

ежегодная денежная выплата на оплату 50 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных органами местного самоуправления Волгоградской области для продажи населению, и оплату 50 процентов стоимости бытового газа в баллонах в пределах норм потребления, установленных главой администрации Волгоградской области, – детям Сталинграда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления.

Граждане, находившиеся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы (далее – несовершеннолетние жители осажденного Сталинграда), проживающие за пределами Волгоградской области, не имеют права на аналогичные ежемесячные денежные выплаты.

Общее количество граждан Российской Федерации, проживающих на территории Волгоградской области, подтвердивших факт своего нахождения, места своего жительства (проживания) либо временного пребывания в несовершеннолетнем возрасте на занятой немецко-фашистскими войсками территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы, по состоянию на 1 января 2010 года составляет 9181 человек.

Сведениями о количестве лиц указанной категории, проживающих за пределами Волгоградской области, разработчики проекта федерального закона, к сожалению, не располагают.

Проектом федерального закона предлагается отнести к ветеранам Великой Отечественной войны несовершеннолетних жителей осажденного Сталинграда, получивших удостоверение единого образца в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Несовершеннолетним жителям осажденного Сталинграда предлагается предоставлять меры социальной поддержки аналогичные мерам, предоставляемым лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О ветеранах", а именно:

льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах". Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз;

внеочередная установка квартирного телефона;

преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы; садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации – законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение лиц, указанных в настоящей статье, путевками в санаторно-курортные организации по месту работы, а неработающих – обеспечение путевками органами, осуществляющими пенсионное обеспечение;

преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, обслуживание на предприятиях розничной торговли и бытового обслуживания;

внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

Лицам из числа несовершеннолетних жителей осажденного Сталинграда, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), дополнительно предоставляются следующие меры социальной поддержки:

ежегодное бесплатное диспансерное обследование в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации – законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

оплата в размере 50 процентов занимаемой площади жилых помещений   (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), в том числе членами их семей совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, – топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом лиц, указанных в настоящей статье, производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Кроме того, законопроектом закрепляется право несовершеннолетних жителей осажденного Сталинграда на ежемесячные денежные выплаты в размере 1699 рублей, предусмотренные статьей 23.1 Федерального закона        "О ветеранах" для лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда".

Важность принятия настоящего проекта федерального закона очевидна. Это не только установление правовых гарантий социальной защиты для несовершеннолетних жителей осажденного Сталинграда накануне 67-й годовщины Победы в Сталинградской битве и 65-летнего юбилея Победы Великой Отечественной войне, но и проявление элементарного уважения к тем, кто сопричастен беспримерному подвигу советских солдат у стен Сталинграда, кто ведет активную общественную деятельность по сохранению исторической памяти о Сталинградской битве, патриотическому воспитанию подрастающего поколения российских граждан.


Об отношениях, возникающих в связи с реализацией конституционного права граждан на защиту чести и достоинства

98078807-2 «О конституционном праве граждан Российской Федерации на защиту чести и достоинства и об обеспечении этого права государством и обществом» (принят в первом чтении 10.03.99)

Законопроект в целом носит декларативный характер и в нем предпринимается попытка возвести нормы морали в ранг правовых норм. Предметом законопроекта являются отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права граждан на защиту чести и достоинства. Однако закон не содержит механизмов реализации указанного конституционного права.

Кроме того, в настоящее время федеральное законодательство содержит достаточно широкий круг правовых норм, защищающих честь и достоинство граждан.


Подробнее о законопроекте…

Кризисные явления затрагивают все стороны общественной и государственной жизни России. Не является исключением ее духовная сфера. Гражданин оказывается один на один с самыми разными проблемами, в решении которых государство не оказывает того влияния, на которое люди рассчитывают. Честь и достоинство граждан все чаще оказываются попранными. Нередко противоправными действиями, в том числе со стороны официальных властей. Оскорбление, распространение клеветнических измышлений, часто с использованием средств массовой информации, стало едва ли не нормой борьбы с политическими противниками и конкурентами в бизнесе. Требуется государственная защита от всех посягательств на честь и достоинство граждан в самом широком значении названных ценностей. Такая защита диктуется конституционным признанием приоритетности прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.

Среди закрепленных в Конституции РФ прав и свобод право на защиту чести, достоинства, доброго имени, деловой репутации занимают основополагающее место.

По существу всякое посягательство на права и свободы человека и гражданина есть ущемление человеческого и гражданского достоинства.

Необходимость принятия настоящего закона диктуется не только социально-политическими обстоятельствами, хотя сама по себе ориентация на построение социального правового государства России включает комплекс законодательных и иных мер по утверждению в реальной жизни реальных жизненных ценностей. Потребность в законе вызвана тем, что:

действующее законодательство не охраняет честь и достоинство в полном объеме;

действующее законодательство фрагментарно регулирует отдельные проявления посягательств и ущемления чести и достоинства;

действующее законодательство фактически не содержит норм, специально направленных на создание режима всеобщего уважения к чести и достоинству гражданина Российской Федерации, воспитание гражданственности.

В цели закона входит обеспечение конституционных норм конкретными правовыми механизмами, учет международно-правовых норм и практики международно-правовой защиты прав и свобод личности, учет процессуальных особенностей в рассмотрении соответствующей категории юридических дел.

Законопроект во многом носит новаторских характер, в мировой практике нет подобных аналогов.

Правовая характеристика закона. Закон федеральный, поскольку регулирование прав и свобод, согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации. Закон рамочный, поскольку защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Закон предоставляет субъектам Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления возможность развивать содержащиеся в нем установления в аспекте их наиболее полного проведения в жизнь.

Закон консолидирующего характера. В нем делается попытка свести многие нормы, содержащиеся в различных нормативных актах, в один акт. При этом дается несколько иная редакция ряда правовых установлений.

Структура и содержание закона. Первоначальный вариант проекта Закона, включавший в себя преамбулу, одиннадцать глав, 55 статей, был, как известно, разослан во все комитеты Государственной Думы, в федеральные органы, всем субъектам Российской Федерации. По состоянию на 25 января 1999 года от большинства ознакомившихся с проектом закона соответствующие отзывы получены. Разброс мнений относительно законопроекта весьма значителен: от полной поддержки до решительного неприятия.

Наиболее массовый эксперт законопроекта - Главы администраций и законодательные собрания субъектов Российской Федерации в большинстве своем одобрительно встретили идеи законопроекта.

Так, по мнению губернаторов Свердловской, Новосибирской, Ульяновской, Калининградской, Самарской, Саратовской и некоторых других областей, руководителей ряда республик в составе России, законодательных органов субъектов Федерации проект закона важен и своевременен. “Всецело поддерживаю вносимый Вами в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проект федерального закона “О конституционном праве граждан Российской Федерации на защиту чести и достоинства и об обеспечении этого права государством и обществом”, ибо также как и Вы считаю, что декларируемое Конституцией Российской Федерации право граждан на защиту их чести и достоинства нуждается в принятии конкретизирующего его федерального закона”(Д.Ф.Аяцков). Закон “заслуживает поддержки” (Э.Э. Россель); он “станет важным элементом системы формирования политической культуры населения России и гражданского общества” (Ю.Ф.Горячев); проект претендует на статус “конституционного закона” (В.П. Муха); “полностью согласен с текстом вышеупомянутого законопроекта, направленного на защиту чести и достоинства граждан России” (Е.С. Савченко) и т.п.

Однако, в целом разделяя идеи законопроекта многие отзывы содержали серьезные замечания и предложения, направленные на доработку и даже переработку законопроекта. Так, Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе Государственной Думы РФ “поддерживая в целом идею о целесообразности принятия законопроекта о защите чести и достоинства гражданина, полагает, что для его рассмотрения Государственной Думой требуется дополнительная глубокая и тщательная проработка соответствующих норм специалистами по правовым и иным вопросам” (А.И. Лукьянов).

Сомнения в необходимости такого закона, сопровождающееся критикой его основных положений, высказаны Главным Государственно-правовым управлением Администрации Президента РФ, Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, аппаратом Правительства РФ, рядом законодательных собраний субъектов Федерации. Правовое управление Государственной Думы, всесторонне изучив данный проект, сделало ряд серьезных замечаний.

Все высказанные замечания и предложения внимательно рассмотрены. Немалая их часть учтена, что, несомненно, способствовало улучшению соответствующих разделов законопроекта.

В настоящем виде проект закона состоит из преамбулы, пяти глав и 22 статей. Исключив из текста документа наиболее критикуемые положения, проект сохраняет свой основной созидательный потенциал, вмещает наиболее значимые идеи, призванные поднять на качественно новый уровень взаимоотношения Российской Федерации со своими гражданами.

В главе “Общие положения” формулируются основные начала государственной политики в области утверждения и защиты чести, достоинства, репутации и доброго имени гражданина (статья 1 проекта). Сделана попытка значительно четче и конкретнее определить с одной стороны обязанности государства по созданию режима всеобщего уважения к чести и достоинству каждого гражданина, а с другой - обязанности гражданина по отношению к своему государству.

Через категории чести и достоинства раскрывается высший гражданский смысл служения Отечеству (ст. 2). В этой главе сформулированы также гарантии и основания возникновения права на защиту чести и достоинства гражданина (ст. 4, 5); принципы защиты чести и достоинства гражданина (ст. 6); ответственность за посягательства на честь и достоинство гражданина (ст. 7).

Особую нагрузку несет глава II “Об обеспечении конституционного права граждан на защиту чести и достоинства”, в которой помещены нормы, обязывающие соответствующие институты гражданского общества, государственные органы, средства массовой информации к деятельности, формирующей необходимые личностные качества гражданина.

Особо регулируется защита чести и достоинства гражданина за пределами России (глава III проекта) В IV главе сделана попытка сформулировать гарантии исполнения настоящего федерального закона. В заключительных положениях закона (глава VI) содержатся нормы, связанные с его вступлением в силу и действием.

Социальные ожидания от принятия закона. Принятие закона и его проведение в жизнь (механизмы реализации, наряду с теми, что прописаны в законе, еще нуждаются в развитии) будет способствовать:

повышению гражданского самосознания, пониманию гражданином Российской Федерации своего места и роли в обновляющейся жизни России;

реальному гарантированию провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

надлежащей государственной охране достоинства граждан и защите ими своих чести и доброго имени при максимальном содействии государственных органов.

Акценты в законе делаются не на абстрактных понятиях прав человека (прав личности) вообще, а на соответствующих правах человека в качестве гражданина Российской Федерации.