Пленарное Заседание Государственной Думы

Работа Государственной Думы на 24 ноября 2010 года

Пенсионный бюджет на 2012 и 2013 года

№ 433092-5 "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (зарегистрирован 30.09.10)

В бюджете Фонда на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрены бюджетные ассигнования на повышение (индексацию) трудовых, социальных, других видов пенсий, размеров ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ), материнского (семейного) капитала, социального пособия на погребение в соответствии с нормами действующего законодательства.

В 2011 году: с 1 февраля  индексация  трудовой пенсии  на 8,0 %, с 1 апреля индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 8,0%; с 1 июля индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению  на 1,0 %.

В 2012 году: с 1 февраля индексация трудовой пенсии на 6,5%; с 1 апреля  индексация трудовой пенсии  на 2,3 % исходя из индекса роста доходов Фонда; с 1 апреля индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению на      6,5 %; с 1 июля индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению    на 3,7%.

В 2013 году: с 1 февраля индексация трудовой пенсии на 6,0%; с 1 апреля  индексация трудовой пенсии  на 3,0 % исходя из индекса роста доходов Фонда; с 1 апреля индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению на        6,0 %; с 1 июля  индексация пенсии по государственному пенсионному обеспечению   на 2,1 %.

В результате проведения в 2011 году   мероприятий по увеличению размеров пенсий средний размер трудовой пенсии на конец года составит 8529,4 рублей. и увеличится на 668,5 рублей или 8,5% (на конец 2010 года средний размер трудовой пенсии 7860,9 рублей).

Средний размер социальной пенсии на конец  года составит 5200,1 рублей(или 105,3 % к  величине прожиточного минимума пенсионера (ПМП), определенной  на 2011 год  в сумме  4938 рублей).

Страховая часть трудовой пенсии по старости военных пенсионеров увеличится на 165,44 или 8,9% .

Размеры ежемесячных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан будут проиндексированы на уровень инфляции с 1 апреля 2011 года на 6,5%, с 1 апреля 2012 года на 6%, с 1 апреля 2013 года на 5,5 процента.

Подробнее о законопроекте…

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации   на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и основывается на положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах, на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года по варианту 2b (письмо Минэкономразвития России от 30 августа 2010 г. № 15727-ЭН/Д03) и основных направлениях бюджетной политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Сбалансированность системы обязательного пенсионного страхования в период 2011 - 2013 годов обеспечивается за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета Фонду на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на покрытие дефицита бюджета Фонда.

В бюджете Фонда на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрены бюджетные ассигнования на повышение (индексацию) трудовых, социальных, других видов пенсий, размеров ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ), материнского (семейного) капитала, социального пособия на погребение в соответствии с нормами действующего законодательства.

В бюджете Фонда предусмотрены средства федерального бюджета, передаваемые в форме межбюджетных трансфертов на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в целях поддержания минимального уровня материального обеспечения не ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает величину ПМП в целом по Российской Федерации.

Бюджет Фонда на 2011 год сформирован по доходам в сумме 5137,38 млрд. рублей (10,2% к объему ВВП, определенному по прогнозу в сумме 50389 млрд. рублей) и по расходам в сумме 4822,39 млрд. рублей (9,6% к объему ВВП), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (НЧП), по доходам в сумме 4718,12 млрд. рублей и по расходам в сумме 4709,47 млрд. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 8,65 млрд. рублей, из которых 7,0 млрд. рублей планируется направить на обеспечение расходов по оплате услуг по доставке пенсий и пособий и 1,65 млрд. рублей - на формирование оборотной наличности на начало 2012 года.

Доходная часть бюджета Фонда на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

С 1 января 2011 года уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование устанавливается в размере 26%, в том числе на накопительную часть трудовой пенсии за лиц 1967 года рождения и моложе - в размере 6 процентов.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная на 2010 год в сумме 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, применяется в расчетах на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов с учетом индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации.

Отдельные категории плательщиков (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог, организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, организации, использующие труд инвалидов, организации средств массовой информации, хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и др.) в соответствии с законодательством уплачивают страховые взносы в Фонд по пониженным тарифам. Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов предусмотрена за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Расчет поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлен исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы на 2011 год в сумме 13048 млрд. рублей, на 2012 год - в сумме 14367 млрд. рублей, на 2013 год - в сумме 15845 млрд. рублей.

Общая численность получателей пенсий увеличится за 2011 год на  397,0  тыс. человек и составит на начало 2012 года 40,33  млн. человек (на 1.01.2011 – 39,93 млн. человек). Из них численность  пенсионеров труда  увеличится на 146,4 тыс. человек, численность пенсионеров- получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению – на 250,7 тыс. человек, из них -  получателей социальной пенсии возрастет на 218,3 тыс. человек. Кроме того, численность военных пенсионеров - получателей страховой части трудовой пенсии по старости увеличится на 42,2 тыс. человек.


Меры поддержки семей имеющих детей

302723-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (о возможности направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение нового автомобиля, произведенного на территории Российской Федерации)

Законопроектом предлагается предусмотреть новое направление использования средств материнского (семейного) капитала – приобретение автомобиля. Такое использование этих средств выходит за рамки установленных Федеральным законом дополнительных мер государственной поддержки семей.

Сергей Чижов: «Сегодня на федеральном уровне ведется большая работа по поддержке молодых семей и материнства, в частности, основной акцент делается расширение формы финансовой поддержки граждан РФ, которая бы отвечала интересам не только родителей, но и самого ребенка.
С 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" граждане РФ получили право на получение материнского капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок. Размер капитала ежегодно индексируется государством: в 2007 году он составлял 250 000 рублей, в 2008 году - 276 250 рублей, в 2009 году - 312 162 рубля, с 1 января 2010 года - 343 378 рублей.
К тому же летом текущего года была сделана важная законодательная поправка в порядке пользования средствами капитала, теперь его можно использоваться на улучшение жилищных условий, на образование детей и на формирование накопительной части пенсии. А к 2011 года размер материнского капитала возрастет до 365700 руб.
Причем в каждом из приведенных примеров учтены как интересы родителей, так и самого ребенка.
Данный законопроект предлагает реализовывать в использовании материнских средств еще одно направление, которое никак не согласуется с интересами ребенка, на удовлетворение основных потребностей которого изначально направлен закон».


Подробнее о законопроекте…

В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" материнский (семейный) капитал предоставляется для улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми), а также для формирования накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших второго, третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 года. Однако данные меры государственной поддержки для многих семей являются не достаточно стимулирующими для увеличения рождаемости. И в первую очередь это касается тех семей, у которых потребность в жилье отсутствует. Направление же материнского капитала на получение образования ребенком (детьми) и формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин являются отложенными потребностями, о которых молодые семьи еще мало задумываются. Особенно это касается пенсий.

В данном законопроекте предлагается усилить стимулирующую роль материнского (семейного) капитала предоставлением молодым семьям права по его использованию на приобретение автомобиля. При этом автомобиль может быть как легковым, так и грузовым, но он должен быть произведен на территории Российской Федерации. Молодыми семьями данный автомобиль может использоваться для проведения семейного отдыха, доставки детей в дошкольные, лечебные и учебные заведения, а также в коммерческих целях для пополнения семейного бюджета. Могут быть и другие направления использования автомобиля в целях удовлетворения потребностей молодых семей, и прежде всего детей.

Данным законопроектом по аналогии с использованием материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, предоставляется возможность для семей, которые заключили кредитные договоры при приобретении автомобиля по 31 декабря 2010 года включительно воспользоваться правом на распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала независимо от срока, истекшего со дня рождения второго, третьего или последующих детей.

Принятие законопроекта также будет являться дополнительной мерой государственной поддержки для предприятий автомобильной промышленности, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

Изменение программы образовательного стандарта

52584-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части предоставления субъектам Российской Федерации права по формированию региональной и (или) национально-региональной частей обязательной части основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов)


Законопроектом предлагается внести в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" изменения, устанавливающие, что обязательная часть основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов должна включать в себя инвариантную, региональную и (или) национально-региональную части.

До недавнего времени образовательный стандарт состоял из трех компонентов – федерального (за него отвечал федеральный центр), национально-регионального (его разрабатывали в республиках) и школьного.

Действующие стандарты также позволяли создавать все необходимые правовые условия для достижения сбалансированного национально – этнического подхода к образовательному процессу на территории РФ, в частности, обеспечивалось равноправие русского и других языков в межнациональном общении. На федеральном уровне у нас действуют целевые программы, которые обеспечивают законодательную базу для сохранения языков и культур народов, проживающих в России.

Рассматриваемый же законопроект отмечен достаточно большим количеством неточностей, в частности, отсутствует четкое определение термина «инвариантная часть основной образовательной программы» при том, что это понятие занимает центральное место в проекте. Такие проблемы создают неудобства в совершенствовании законодательства, а также расширяют возможности недобросовестных субъектов трактовать термины в свою пользу. Такой подход не допустим в процессе реформирования системы российского образования.

Подробнее о законопроекте…

Законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» подготовлен в целях реализации конституционных гарантий на пользование родным языком, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и защита прав граждан на получение качественного образования не должны служить оправданием для ограничения прав субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений в области образования, которые в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Законопроект, не оспаривая необходимость установления единого федерального государственного образовательного стандарта, предлагает предоставить субъектам Российской Федерации возможность формирования региональной и (или)  национально-региональной частей обязательной части основной образовательной программы федеральных государственных образовательных стандартов.

Тем самым, законопроект, не нарушая единства федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, позволит осуществлять образовательный процесс в субъектах Российской Федерации с учетом их национальных и региональных особенностей.

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Изменение нерабочих праздничных дней

229131-5 "О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации" (о нерабочих праздничных днях)

Законопроектом предусматривается изменить систему нерабочих праздничных дней, не изменяя их общее количество, установленное частью первой статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации. Проектом предлагается установить: Новогодние каникулы с 31 декабря по 3 января, Праздник Весны и Труда - 1 и 2 мая.

Тема корректировки праздничного календаря регулярно возникает в процессе совершенствования действующего федерального законодательства. Череда новогодних праздников привлекает внимание не только к традиционным приятным хлопотам, но и к вопросам оптимального нормативного обеспечения отдыха работников без каких-либо потерь для организационных процессов.

Напомню, что согласно действующему законодательству, Новогодние каникулы длятся с 1 по 5 января. И этот период был установлен не случайно, а  с учетом интересов работающих граждан и более рационального использовании выходных и нерабочих праздничных дней. Такой порядок действует в нашей стране с 2004 года,  уже давно адаптированы под законодательство все стороны социально- экономической жизни страны и на протяжении 6 лет никаких серьезных сбоев как в законодательной сфере, так и в деловой не возникало.

Подробнее о законопроекте…

Действующая редакция части первой статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает в качестве нерабочих праздничных дней период с 1 по 5 января (Новогодние каникулы).

Вместе с тем 31 декабря не относится к числу нерабочих праздничных дней. Принимая во внимание, что в этот предновогодний день большинство организаций фактически работают в режиме сокращенного рабочего дня проектом федерального закона с целью обеспечения возможности для граждан подготовиться к встрече Нового года предлагается  заменить нерабочий праздничный день 5 января на 31 декабря.

Кроме того, установив значительный период нерабочих праздничных дней в зимнее время, часть первая статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает весной, в период, когда граждане традиционно проводят свое нерабочее время на дачных участках, лишь один нерабочий праздничный день - 1 мая.

Учитывая данное обстоятельство, в целях более рационального использования гражданами нерабочего времени в праздничные дни, а также сохранения общего числа нерабочих праздничных дней проект федерального закона предполагает замену нерабочего праздничного дня 4 января на 2 мая.

Внесение в нерабочий праздничный день 2 мая

340732-5 "О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации" (о нерабочих праздничных днях)

Законопроектом предлагается установить дополнительный нерабочий праздничный день 2 мая путем внесения изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации.

Подробнее о законопроекте…

До введения в действие Федерального закона от 30.06.2006 № 90 - ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ, нерабочими праздничными днями, в частности, считались 1 и 2 января (Новый год) и 1 и 2 мая (Праздник Весны и Труда). Указанным же федеральным законом были внесены существенные изменения в эти праздничные дни. Теперь 1, 2, 3, 4 и 5 января стали называться Новогодними каникулами, а Праздником Весны и Труда стало только 1 мая, при этом дни Новогодних каникул сформировались, в том числе, и за счет сокращения дней Праздника Весны и Труда.

До настоящего времени еще не проведены окончательные исследования о полезности для общества установления Новогодних каникул, однако предварительные исследования говорят о постепенном росте числа россиян, поддерживающих эту новацию. И как представляется авторам данного законопроекта, их число будет продолжать расти, и в конечном итоге большинство россиян осознают полезность Новогодних каникул, длительность которых с учетом переноса выходных дней ежегодно составляет десять дней. В связи с этим Новогодние каникулы следует сохранить в полном объеме.

Вместе с тем, сокращение длительности Праздника Весны и Труда привело к нарушению прав и интересов россиян, которым нравится отдых в раннее весеннее время, и особенно тех, кто проводит это время на своих земельных участках. И вот таких россиян, можно с уверенностью без всяких исследований сказать, большинство. Поэтому было бы справедливым устранить нарушение прав и интересов этих лиц, восстановив длительность Праздника Весны и Труда, то есть ввести 2 мая в число нерабочих праздничных дней. При этом длительность периода нерабочих дней в начале мая ежегодно будет равняться четырем (см. приложение), что приведет к созданию условий для полноценного отдыха и выполнения всего объема весенних работ на своих земельных участках. Такое изменение и предлагается в данном законопроекте.

Сравнительная таблица выходных и нерабочих праздничных дней при разной длительности Праздника Весны и Труда за период с 2010 по 2025 год

 

Годы

1 мая

1 и 2 мая

Дни отдыха

Примечание

Дни отдыха

Примечание

2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025

1, 2, 3
30, 1, 2
29, 30, 1
1
1, 2, 3
1, 2, 3
30, 1, 2
29, 30, 1
29, 30, 1
1
1, 2, 3
1, 2, 3
30, 1, 2
29. 30, 1
1
1, 2, 3

 

Перенос с 28.04 на 30.04

 

Перенос с 4.05 на 2.05

 

 

 

Перенос с 28.04 на 30.04

 

 

Перенос с 4.05 на 2.05

1, 2, 3, 4
30, 1, 2, 3
29, 30, 1, 2
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4
30, 1, 2, 3
29, 30, 1, 2
29, 30, 1, 2
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4
30, 1, 2, 3
29, 30, 1, 2
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4

 

Перенос с 28.04 на 30.04

Перенос с 5.05 на 3.05

 

 

Перенос с 28.04 на 30.04

Перенос с 5.05 на 3.05

 

 

 

Перенос с 5.05 на 3.05



Уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

326124-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа»

В представленном проекте закона предлагается часть третью статьи 92 УК РФ «Освобождение от наказания несовершеннолетних» изложить в следующей редакции: «Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до достижения им возраста восемнадцати лет либо до истечения трёхлетнего срока, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры».

В соответствии с действующим законодательством в учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода. Также закон предусматривает дифференциацию срока помещения несовершеннолетних в учреждения закрытого типа в качестве принудительной меры воспитательного воздействия в зависимости от степени общественной опасности преступления, совершенного несовершеннолетним, и особенностей его личности.

Положения законодательной инициативы предлагают усовершенствовать процедуру реабилитации несовершеннолетних, а также регламентацию порядка содержания ребенка в спецучреждении. Прекращение применения такой меры в данном случае позволит реализовать ребенку свое право реабилитации в особых условиях воспитания, которые, прежде всего, подкреплены грамотной психологической и педагогической поддержкой.

Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа" (далее - законопроект) разработан Минобрнауки России в соответствии с пунктом 15 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2009 год, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1081.

Законопроект направлен на совершенствование механизма решения  вопросов, связанных с помещением несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее - специальные учреждения), а также их пребывания в указанных учреждениях, который позволит обеспечить необходимую комплексную психолого-медико-педагогическую реабилитацию данных несовершеннолетних.

Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статьи 15, 26, 27 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон), в статью 92 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), в статьи 421 и 432 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).

Законопроектом предлагается:

1) регламентировать порядок проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, для решения вопроса о возможности их помещения в специальное учреждение в случае, если несовершеннолетние или их законные представители не дали согласия на проведение такого освидетельствования.

Возможность проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетних без их согласия или согласия их законных представителей предусмотрена статьей 26 Федерального закона. Однако порядок его проведения до настоящего времени не установлен.

В связи с этим законопроект определяет порядок обращения должностных лиц в суд с заявлением о проведении освидетельствования  несовершеннолетнего в недобровольном порядке, а также порядок и сроки принятия  судьей решения о проведении указанного освидетельствования.

2) установить порядок назначения и проведения в рамках уголовного судопроизводства медицинского освидетельствования несовершеннолетних, совершивших преступления, для решения вопроса о возможности освобождения их от наказания с помещением в специальное учреждение в соответствии со статьей 92 УК РФ.

В настоящее время уголовно-процессуальное законодательство этот порядок не регламентирует, что на практике создает проблемы с применением указанной нормы УК РФ.

Согласно законопроекту медицинское освидетельствование несовершеннолетнего с целью установления наличия или отсутствия у него заболеваний, препятствующих его содержанию и обучению в специальном учреждении, будет проводиться в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя или дознавателя. Заключение о результатах медицинского освидетельствования несовершеннолетнего будет представляться в суд с материалами уголовного дела.

3) уточнить порядок определения и исчисления срока пребывания несовершеннолетних в специальном учреждении.

С этой целью в статью 15 Федерального закона, статью 92 УК РФ и статью 432 УПК РФ вносятся изменения, в соответствии с которыми несовершеннолетние будут направляться в специальное учреждение на основании постановления судьи или приговора суда на три года, но не более чем до достижения ими возраста восемнадцати лет.

Прекращение пребывания несовершеннолетних в специальном учреждении до достижения ими возраста восемнадцати лет или до истечения максимального трехлетнего срока будет осуществляться судом на основании совместного мотивированного представления (заключения) администрации указанного учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанное представление (заключение) будет основываться на заключении психолого-медико-педагогической комиссии специального учреждения о результатах реабилитационной работы с несовершеннолетним.

В целях защиты прав несовершеннолетних законопроектом устанавливается обязанность администрации специального учреждения совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав направлять в суд мотивированное представление о целесообразности либо нецелесообразности досрочного прекращения пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении не реже одного раза в шесть месяцев (начиная со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учреждение).

Введение указанных норм позволит предотвратить помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение на чрезмерно ограниченный срок без возможности продления срока его реабилитации, а также устранить нормы, фактически приравнивающие специальные учреждения к учреждениям уголовно-исполнительной системы и способствующие ошибочному восприятию помещения в специальное учреждение как одного из видов наказания несовершеннолетних.

Для обеспечения безусловного исполнения судебного решения о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия в виде помещения в специальное учреждение, обеспечения его полноценной реабилитации статья 15 Федерального закона дополняется нормой, предусматривающей возможность восстановления судом срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении, пропущенного в результате уклонения несовершеннолетнего от пребывания в указанном учреждении.

Также законопроект устанавливает порядок исчисления срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении, включая определение дня начала исчисления указанного срока и дня его окончания;

4) уточнить перечень материалов, направляемых в суд для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетних в специальное учреждение, установленный статьей 27 Федерального закона.

Для обеспечения всестороннего исследования особенностей личности несовершеннолетнего, в отношении которого рассматривается вопрос о помещении в специальное учреждение, указанный перечень материалов дополняется заключением психолого-медико-педагогической комиссии о результатах комплексного обследования несовершеннолетнего, содержащим рекомендации по оказанию ему психолого-медико-педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания;

5) дополнительно регламентировать вопросы помещения в специальное учреждение несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних, имеющих заболевания, вызывающие необходимость их содержания и обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях закрытого типа (далее - несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья).

В целях расширения возможностей реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, совершивших общественно опасные деяния, и приведения действующего законодательства в соответствие со сложившейся практикой, предлагается закрепить в статье 15 Федерального закона возможность создания в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа специальных (коррекционных) классов (групп) для таких несовершеннолетних.

Кроме того, предлагается установить, что категории несовершеннолетних, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа, будут определяться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

6) устранить противоречия между Федеральным законом и УК РФ в части определения категорий несовершеннолетних, которые могут быть помещены в специальное учреждение.

С этой целью в статью 15 Федерального закона предлагается внести изменения, предусматривающие возможность помещения в специальное учреждение несовершеннолетних, осужденных за совершение тяжких преступлений и освобожденных судом от наказания в порядке, предусмотренном статьей 92 УК РФ.

Принятие законопроекта позволит обеспечить реализацию прав несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, требующих специального педагогического подхода, при помещении их в специальное учреждение и проведении индивидуальной профилактической работы с ними в указанном учреждении устранить противоречия и разночтения, связанные с толкованием некоторых положений законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих указанные вопросы, а также с практикой их применения.


Увеличение полномочий представителю при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

264736-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (о перечне прав Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, предоставляемых ему для выполнения возложенных на него обязанностей) (второе чтение)

Законопроектом предусматривается внести в ряд федеральных законов, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации изменения, касающиеся повышения эффективности деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В частности, предлагается возложить обязанность на соответствующие органы, должностные лица и организации предоставлять Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка необходимую информацию, а также наделить его правом посещения без специального разрешения учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов для осуществления контроля.

Проблема детской беспризорности и сиротства в нашей стране за последние годы приняла достаточно жесткие формы. Статистка положения нынешних детей сирот характеризует печальную тенденцию: детей – сирот сейчас в стране больше, чем было в годы ВОВ: 697 000 против 678 000 в 1940-е годы.  Причем сегодня у 90 – 95% детей родители живы, но по тем или иным причинам лишены родительских прав, к примеру, в 2007 году из 132 000 сирот у 77 000 оказались на попечительстве при живых родителях. Таким образом, главным «источником» детских домов и интернатов сегодня выступает детская беспризорность. 

Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, зачастую ступают на преступный путь, который для большинства заканчивается следственными изоляторами, колониями или спецучреждениями. И в этих условиях шансы ребенка на успешную реабилитацию резко сокращаются, закрепляя за ним статус социальной сироты.

В этом случае большая социальная роль отводится органам власти, которые выступают единственными посредниками между отступившимся и обществом. Предполагаемая деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка  может служить некоторой формы реабилитации детей, поскольку в задачи федерального лица непосредственно будет входить надзор за жизнью подопечных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Подробнее о законопроекте…

Законопроект направлен на законодательное развитие положений пункта 4 Указа Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» в части обязанности органов, лиц и организаций предоставлять Уполномоченному информацию и беспрепятственный доступ в соответствующие органы и учреждения.

Законопроект предоставляет Уполномоченному по правам ребенка: право на допуск к конфиденциальным сведениям о регистрации актов гражданского состояния (ст.1) и сведениям государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст.2), право отказаться от дачи свидетельских показаний в гражданском процессе по фактам, ставшим известными в связи с исполнением своих обязанностей (ст. 3), устанавливает административную ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного (ст. 4), позволяет несовершеннолетним осужденным (ст. 5) и подозреваемым, обвиняемым, к которым применено содержание под стражей в качестве меры пресечения (ст. 6) обращаться к Уполномоченному без цензуры обращений, позволяет Уполномоченному беспрепятственно посещать учреждения и органы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних (ст. 7 и 8),  а также осуществлять общественный контроль за учреждениями системы исполнения наказаний (ст.9).

Изменения в Закон «Об актах гражданского состояния», позволят Уполномоченному по правам ребенка в Российской Федерации получать по запросу сведения о регистрации актов гражданского состояния (рождении, усыновлении и т.п.), составляющие конфиденциальную информацию. На   предоставление возможности получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей и лицах, желающих усыновить (удочерить) ребенка, информации из банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, направлено и изменение в Закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Поскольку полученная информация составляет личную и семейную тайну, Уполномоченный по правам ребенка не может быть допрошен в качестве свидетеля об информации, составляющей данную тайну, в связи с чем соответствующее изменение вносится в ст. 69 Гражданского процессуального кодекса. Статья 4 законопроекта вводит новый состав административного правонарушения – воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам ребенка (который предлагается применять в случае отказа в предоставлении сведений должностными лицами, органами и организациями, вопреки  пункту 4 Указа Президента № 986).

Переписка несовершеннолетнего осужденного с Уполномоченным по правам ребенка не должна подлежать цензуре, так же, как не подлежит цензуре переписка такого осужденного с Уполномоченным по правам человека в РФ и уполномоченными по права человека в ее субъектах.

Статьи 6 и 7 реализуют право Уполномоченного на посещение учреждений исполнения наказания в отношении несовершеннолетних без предварительного разрешения их администрации, (т.е. Указ Президента РФ в данном случае достаточным не является). Статья 9 устанавливает обязанность Секретаря Общественной палаты информировать Уполномоченного о составе общественной наблюдательной комиссии с функциями общественного контроля за учреждениями и органами исполнения наказаний, а сами такие комиссии - направлять Уполномоченному материалы по итогам общественного контроля

Поскольку Уполномоченный по правам ребенка по сути является должностным лицом, осуществляющим общественный контроль, законопроект предоставляет ему право осуществления общественного контроля в местах лишения свободы и принудительного содержания в порядке, установленном законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности».