Рабочее совещание главы городского округа город Воронеж
14.01.2011

Пленарное Заседание Государственной Думы

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ

Парламентарии рассмотрели вопросы  налоговой поддержки инновационных предприятий и обсудили новую схему выплаты пособий по беременности.

Рассмотрение законопроекта, создающего налоговые стимулы для энергоэффективных предприятий, стало одним из  главных пунктов пленарного заседания Госдумы, прошедшего в пятницу 14 января. Представил законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности" заместитель Министра финансов Российской Федерации Сергей Шаталов.

По его словам, стимулирование инноваций – один из ключевых приоритетов экономического развития России. Поэтому необходимо уделять особое внимание созданию соответствующих налоговых условий. Рассматриваемый законопроект - еще один шаг в этом направлении. В частности, как пояснил докладчик, предусматривается предоставление льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. Кроме того, при определенных условиях предлагается освободить от налога на прибыль, а также от налога на доходы физических лиц средства, полученные от реализации акций российских организаций и ценных бумаг в инновационных отраслях.  Депутаты рассчитывают, что с принятием данного документа будут решаться сразу несколько задач. Во-первых, у предприятий появятся дополнительные стимулы к установке современного энергоэффективного оборудования. Во-вторых, предлагаемые меры будут способствовать росту инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономики, в НИОКР. В ходе голосования законопроект поддержали  – 354 парламентария.

Также на первое чтение был вынесен и одобрен депутатами законопроект о новой схеме выплаты пособий по беременности. По данному вопросу с докладом выступила депутат Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Татьяна Яковлева. Как следует из законопроекта, женщина сможет выбирать тот вид расчета пособия, который ей выгоден, то есть по новой или по старой схеме расчета пособий. Но выбрать новую систему можно только в течение одного года - 2011-го. Напомним, что с 1 января 2011 года в РФ вступил в силу закон, согласно которому выплаты по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также отпуску по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет осуществляются исходя из среднего заработка работника за период двух календарных лет. До 1 января 2011 года в России действовал закон, по которому соответствующие пособия исчислялись исходя из одного календарного года трудовой деятельности. Ранее президент России Дмитрий Медведев предложил ввести особую формулу расчета пособий по беременности и родам для женщин, разрешив им самостоятельно выбирать срок, за который им будут рассчитаны соответствующие выплаты. На часе голосования проект был поддержан 443 депутатами.

Одним из центральных вопросов заседания Госдумы стало обсуждение во втором чтении законопроекта о ратификации российско-американского Договора о СНВ. Для того, чтобы адекватно отреагировать на толкования и интерпретации американской резолюции депутаты фракции "Единая Россия" подготовили соответствующую поправку к законопроекту о ратификации ДСНВ.

Авторы законопроекта - К.Косачев, Виктор Заварзин, Андрей Кокошин и Анатолий Стародубец - предлагают дополнить ратификационный законопроект пятью новыми статьями.


Согласно предлагаемым поправкам, ратификационный законопроект предлагается дополнить второй статьей, где говорится, что "реализация нового договора о СНВ осуществляется при соблюдении следующих условий: поддержание потенциала стратегических ядерных сил РФ на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности РФ, в том числе путем разработки, испытаний, производства и развертывания новых типов и новых видов стратегических наступательных вооружений, имеющих преимущества по преодолению противоракетной обороны". Среди других условий названо "поддержание боевой готовности стратегических ядерных сил РФ при любом развитии стратегической обстановки, сохранение и развитие необходимых научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, а также производственных мощностей". Еще одним условием предлагается определить "финансирование в соответствии с уровнем имеющихся потребностей стратегических ядерных сил РФ, мероприятий по сохранению и развитию необходимых научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы и производственных мощностей, а также работ по безопасной ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений". В числе таких условий названо также "обеспечение безопасных условий эксплуатации, хранения, ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений РФ". При этом подчеркивается необходимость "учета взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических вооружений и того, что стратегические оборонительные вооружения одной из сторон не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений другой стороны". Авторы поправок предлагают также прописать в тексте законопроекта, что реализация договора о СНВ может осуществляться только при условии "эффективного использования, совершенствования и развития средств контроля, в том числе национальных технических средств контроля РФ за соблюдением США нового договора о СНВ". За принятие законопроекта  выступили 349 депутатов.

Рассмотрели парламентарии в первом чтении и законопроект об унификации российского законодательства с законодательством Таможенного союза. По словам  заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Александра Когана, данный документ вносит поправки в уголовный, административный, воздушный кодексы РФ, а также в 28 Федеральных законов. В основном предложения направлены на унификацию терминологии российского законодательства с новой таможенной терминологией. Кроме того, изменения законодательства вызваны необходимостью приведения в соответствие норм российского законодательства требованиям международных договоров Российской Федерации, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Документ поддержали единогласно 432 депутата

В третьем чтении пленарного заседания депутаты   рассмотрели  Правительственный законопроект «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и статьи 11 и 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования единого государственного экзамена». Законопроектом вводится запрет на использование во время проведения ЕГЭ средств связи. Мобильниками также запрещается пользоваться во время школьных олимпиад и во время вступительных экзаменов в вузы. Особо подчеркну, что использование калькуляторов во время экзаменов и олимпиад будет регулироваться Министерством образования и науки. Само собой разумеется, что пользоваться калькулятором во время сдачи ЕГЭ по таким предметам, как например, алгебра, физика не только можно, но и необходимо для получения высокого балла. Но вот при сдаче экзамена, например, по русскому языку, литературе калькулятор лучше оставить дома. Также законопроектом регулируются вопросы, связанные с организацией работы по защите информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, с созданием системы общественного наблюдения за проведением ЕГЭ, с уточнением порядка проведения ЕГЭ за пределами территории России.

Отклонены в первом чтении законопроекты:  "О внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки),  "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части введения обязанности предоставления налоговыми агентами налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц.


Работа Государственной Думы на 14 января 2011 года

Об изменениях в составах некоторых комитетов Государственной Думы

№ 485363-5 "Об изменениях в составах некоторых комитетов Государственной Думы" (о депутате К.А Лукьяновой) (зарегистрирован 12.01.11). Доклад первого заместителя председателя Комитета по Регламенту и организации работы ГД В.М. Асеева.

Предлагается вывести депутата К.А. Лукьянову (СР) из состава Комитета по экономической политике и предпринимательству и ввести ее в состав Ко-митета по международным делам.

Изменения Регламента Государственной Думы ФС РФ

№ 466569-5 "О внесении изменений в статью 60 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по во-просу представления на заседании палаты проекта поручения Государственной Думы в связи с отсутствием на заседании инициатора проекта поруче-ния Государственной Думы) (зарегистрирован 06.12.10). Доклад депутата ГД С.Н. Решульского. Содоклад первого заместителя председателя Комите-та по Регламенту и организации работы ГД В.М. Асеева.

Проектом предусматривается, что в случае своего отсутствия на заседании палаты по уважительным причинам, определенным Регламентом ГД, депутат ГД – инициатор проекта поручения Государственной Думы вправе доверить представление такого поручения другому депутату путем подачи заявления на депутатском бланке на имя Председателя ГД с указанием причины своего отсутствия.

О содержание материалов ЕГЭ

№ 391377-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статьи 11 и 24 Федерального закона "О высшем и по-слевузовском профессиональном образовании" в части совершенствования единого государственного экзамена" (принят во втором чтении 11.01.11). Доклад председателя Комитета по образованию Г.А. Балыхина.

Закон устанавливает, что содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ является конфиденциальной информацией и не подлежит разгла-шению, уточняет полномочия ФОИВ, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, по проведению ЕГЭ за пределами тер-ритории РФ, а также полномочия РФ и субъектов РФ в части проведения ЕГЭ. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся гражданам предоставляется право присутствовать в качестве общественных наблюдателей при ее проведении и направлять информацию о выявленных ими нарушениях в федеральный и региональные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере образования.

О ратификации Договора между Российской Федерацией и США

№ 382931-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокраще-нию и ограничению стратегических наступательных вооружений" (принят в первом чтении 24.12.10). Доклад председателя Комитета по междуна-родным делам К.И. Косачева.

Законопроектом предусматривается:

1. Ратифицировать подписанный в Праге 8 апреля 2010 года Договор между Российской Федерацией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ), в котором отражены намерения Сторон в течение 7 лет осуществить сокращения своих СНВ до следующих уровней:

- по развернутым межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР), баллистическим ракетам подводных лодок (БРПЛ) и развернутым тяжелым бомбардировщикам (ТБ) – 700 ед.;

- по развернутым и неразвернутым пусковым установкам МБР, БРПЛ и ТБ – 800 ед.;

- по боезарядам на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ – 1550 ед., что существенно ниже параметров, оговоренных прежними договоренностями Сторон в этой сфере.

В отличие от Договора между СССР и США о сокращении и ограничении СНВ от 31 июля 1991 г. (ДСНВ) новое соглашение позволяет России самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, включая их наземную мобильную составляющую, причем существовавшие по прежнему Договору затратные и негативно влиявшие на поддержание боеготовности СЯС особые меры контроля за ней в новом соглашении полностью исключены.

Срок действия Договора 10 лет. Предусмотрена возможность его продления по решению Сторон на срок не более 5 лет.

2. Определить, что реализация нового Договора о СНВ осуществляется при соблюдении следующих условий:

поддержание потенциала СЯС РФ на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в том числе путем разработки, испытаний, производства и развертывания новых типов и новых видов стратегических наступательных вооружений, имеющих преимущества по преодолению противоракетной обороны;

поддержание их боеготовности при любом развитии стратегической обстановки, сохранение и развитие необходимых научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, а также производственных мощностей;

финансирование в соответствии с уровнем имеющихся потребностей СЯС РФ мероприятий по сохранению и развитию необходимых научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы и производственных мощностей, а также работ по безопасной ликвидации и утилизации стратегических наступательных вооружений и выполнению нового Договора о СНВ;

обеспечение безопасных условий эксплуатации, хранения, ликвидации и утилизации СНВ РФ;

учет взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических вооружений и того, что стратегические оборонительные вооружения одной из сторон не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений другой стороны нового Договора о СНВ;

распространение положений нового Договора о СНВ, в том числе касающихся засчета боезарядов и средств доставки, в соответствии с его условиями на любые стратегические наступательные вооружения, а также на новые виды наступательных вооружений стратегической дальности;

вопрос о распространении положений нового Договора о СНВ на новый вид стратегических наступательных вооружений должен быть разрешен в рамках Двусторонней консультативной комиссии, созданной в соответствии со статьей XII нового Договора о СНВ, до того, как данный новый вид будет развернут.

Правительство РФ ежегодно информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения нового Договора о СНВ.

О наиболее выгодном порядке расчета пособий

№ 482772-5 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном соци-альном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в части установления нового порядка расчета пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком) (зарегистрирован 30.12.10). Доклад депутата ГД Т.В. Яковлевой. Содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Ф.И. Гайнуллиной.

Законопроектом предлагается ввести переходный период в течение 2011 года по применению нового порядка назначения, исчисления и выплаты посо-бия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, позволяющего застрахованным лицам выбрать наиболее выгодный поря-док расчета пособий. Если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком наступил в 2011 году, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком может быть назначено в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2011 года (т.е. исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 месяцев). Если же порядок расчета указанных пособий по нормам ФЗ от 08.12.10 № 343-ФЗ (т.е. исходя из среднего заработка, рас-считанного за последние 2 календарных года), увеличивает размер пособия, то будет применяться новый порядок расчета.

в соответствии с вносимыми изменениями расходы бюджета Фонда социального страхования РФ увеличатся в 2011 году на 16 062 938,2 тыс. рублей, в 2012 году на 9 602 213,6 тыс. рублей и в 2013 году на 155 152,8 тыс. рублей.

Порядок учета расходов на научные исследования и разработки

№ 448864-5 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности" (зарегистрирован 02.11.10). Доклад статс-секретаря - заместителя Министра финансов РФ С.Д. Шаталова. Со-доклад члена Комитета по бюджету и налогам Н.В. Бурыкиной.

Законопроектом уточняется порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Определяется перечень статей расходов, относимых к расходам на НИОКР, предлагается порядок подтверждения соответствия НИОКР перечню, установленному Правительством РФ. Предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на НИОКР. Освобождаются от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходы, полученные при реализации акций российских организаций и ценных бумаг в секторах инновационных отраслей экономики, при условии, что на дату реализации или иного выбытия, в том числе погашения, они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более 5 лет. С 1 января 2011 года предостав-ляются льготы по налогу на имущество организаций сроком на 3 года в отношении вновь вводимых объектов высокой энергетической эффективности.

Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности" разработан в соответствии с положениями послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года.

Законопроект направлен на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации.

Законопроектом уточняется порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В частности, предусматривается, что расходы на НИОКР равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).

В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (далее -Кодекс) не предусмотрен перечень расходов, относимых к расходам на НИОКР. В связи с тем, что с 1 января 2009 г. предоставляется возможность применять повышающий коэффициент 1,5 к расходам на НИОКР по направлениям, утверждаемым Правительством Российской Федерации, этот вопрос представляется особенно актуальным. Предоставление налоговой субсидии по таким расходам без четкого определения перечня их статей в законодательстве о налогах и сборах может привести к злоупотреблениям, выражающимся в отнесении части общепроизводственных и общехозяйственных расходов (косвенных расходов) к расходам на НИОКР, что в свою очередь приведет к созданию неверных стимулов и дискредитации самой льготы. Неопределенность состава расходов на НИОКР для целей налогообложения создает не только риски неправомерного сокращения налоговых обязательств, но и риски для добросовестных налогоплательщиков, связанные с такой неопределенностью. В связи с этим законопроектом определяется перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизационные начисления, материальные и прочие расходы), относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций.

В целях создания механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, учитываемых в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, предусматривается, что налогоплательщики, использующие указанный законопроектом механизм, должны будут представлять в налоговый орган по месту своего учета отчет о выполненных НИОКР, оформленный в соответствии требованиями, установленными национальным стандартом (Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.32-2001).

Учитывая, что проверка соответствия выполненных НИОКР перечню, установленному Правительством Российской Федерации, требует специальных познаний в области науки и техники, налоговым органом может быть назначена экспертиза представленного налогоплательщиком отчета в порядке, предусмотренном статьей 95 Кодекса. С целью обеспечения возможности проведения указанной экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки соответствующее изменение вносится в пункт 3 статьи 95 Кодекса.

В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщику предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на НИОКР. При этом предусматривается, что налогоплательщик на основании разработанных и утвержденных им программ самостоятельно принимает решение о создании резерва, отражая соответствующее решение в учетной политике для целей налогообложения. При этом расходы налогоплательщика, осуществляемые им при реализации указанных программ, производятся за счет такого резерва.

Законопроектом предлагается освободить от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходы, полученные при реализации акций российских организаций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг в секторах инновационных отраслей экономики, при условии, что на дату реализации или иного выбытия, в том числе погашения, таких ценных бумаг они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более 5 лет.

Порядок отнесения ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики будет установлен Правительством Российской Федерации. В  настоящее время к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики могут быть отнесены ценные бумаги, допущенные к торгам в биржевом секторе "Рынок инноваций и инвестиций" ЗАО "Международная межбанковская валютная биржа".

Данные меры направлены на стимулирование долгосрочного венчурного финансирования и повышения привлекательности частных инвестиций в развитие инновационной деятельности.

В целях стимулирования модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования с 1 января 2011 года предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.


О бухгалтерском учете

№ 385329-5 "О бухгалтерском учете" (зарегистрирован 02.06.10). Доклад статс-секретаря - заместителя Министра финансов РФ С.Д. Шаталова

Законопроект направлен на приведение норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия информации об их финансовом положении. Содержит общие нормы, определяющие цели и сферу его действия; основные понятия; устанавливаются единые требования к бухгалтерскому учету. Уточняется порядок изменения учетной политики экономического субъекта; порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учета; состав первичной учетной документации; состав бухгалтер-ской (финансовой) отчетности и др. Установлены состав и требования к документам в области организации и ведения бухгалтерского учета, полномо-чия органов регулирования и механизмы их взаимодействия, порядок разработки и утверждения стандартов бухгалтерского учета, гарантии участия широкого круга пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в регулировании. К полномочиям органов государственного регулирования бухгалтерского учета отнесены, в частности, выработка государственной политики; утверждение национальных и отраслевых стандартов бухгалтерско-го учета и их разъяснение; утверждение программы разработки национальных стандартов бухгалтерского учета. К ведению субъектов негосударствен-ного регулирования бухгалтерского учета - разработка проектов национальных стандартов бухгалтерского учета, их разъяснение, обобщение практики их применения и разработка предложений по их совершенствованию, взаимодействие с международными неправительственными организациями в об-ласти бухгалтерского учета.

Приведение в соответствие законодательство Таможенного союза

№ 453152-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с зако-нодательством Таможенного союза (об унификации российского законодательства с законодательством Таможенного союза) (зарегистрирован 10.11.10). Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам А.Б. Когана

Законопроект направлен на приведение законодательства РФ в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза и ФЗ "О таможен-ном регулировании в РФ", в связи с чем вносятся изменения в уголовный, административный и воздушные кодексы РФ, а также в 29 ФЗ. Предусматри-вает приведение в соответствие норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за нарушения таможенных правил при пе-ремещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, изменение принципа возбуждения таможенными органами дел об административ-ных правонарушениях, определение компетенции таможенных органов с учетом данных изменений, уточнение и восполнение имеющихся пробелов отдельных процессуальных норм. Вносятся изменения в валютное законодательство РФ в связи с принятием Договора о порядке перемещения физиче-скими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, а также в законодательст-во РФ об особых экономических зонах.