Пленарное Заседание Государственной Думы

Работа Государственной Думы на 12 января 2011 года

Либерализация уголовного законодательства Российской Федерации
№ 463704-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части либерализации уголовного законодательства Россий-ской Федерации)

Законопроект направлен на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства Российской Федерации. Из 68 составов преступлений предлага-ется исключить нижние пределы санкций в виде лишения свободы, при этом верхние пределы останутся неизменными. Санкции 11 составов преступ-лений дополнены таким видом наказания, как штраф, в качестве основного вида наказания, 12 составов преступлений - исправительными работами. В 115 составах преступлений исключен нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста. В случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом.
Предлагаемые изменения не касаются составов преступлений, предусмотренных главой 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства лич-ности» (за исключением статей 128 «Незаконное помещение в психиатрический стационар» и 129 «Клевета»), главой 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних», а также таких преступлений как убийство (ст. 105 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), контрабанда (ст. 188 УК РФ), тер-рористический акт (ст. 205 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ) и др.

Снижение налогового бремени соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию

№ 431410-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О правовом положе-нии иностранных граждан в Российской Федерации" (о мерах по снижению налогового бремени соотечественников, переселившихся в Россий-скую Федерацию)

Законопроектом предлагается для иностранных граждан и лиц без гражданства, являющимися участниками Государственной программы, а также чле-нам их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ с 1 января 2011 года установить ставку НДФЛ в размере 13% в от-ношении дохода, получаемого ими от осуществления трудовой деятельности (действует 30% в период первых 183 дней их пребывания в РФ), и осво-бодить их от уплаты государственной пошлины за регистрацию по месту жительства.

Подробнее о законопроекте…

Законопроектом "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"  предусматривается внесение изменений в статьи 224 «Налоговые ставки», 33329 «Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации» части  второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее-Кодекс).

Говоря предметно, законом предлагается  установить ставку налога на доходы физических лиц в размере 13% в отношении дохода, получаемого от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. В настоящее время переселенцы в период первых 183 дней их пребывания в Российской Федерации уплачивают налог на  доходы физических лиц по ставке в размере 30%.

Помимо этого предлагается освободить участников Государственной программы, а также членов их семей, совместно переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, от уплаты государственных пошлин за регистрацию по месту жительства. С этой целью предлагается дополнить соответствующими нормами статью 33329 Кодекса и статью 19 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Все изменения, которые несет в себе законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" являются объективно необходимыми и требующими реализации что связано с целым комплексом сложностей,  возникающих в связи с переселением  в Российскую Федерацию соотечественников. Нельзя забывать, что уровень жизни в Российской федерации является довольно высоким и в ряде случаев совершенно несопоставим с уровнем жизни стран доноров. При этом следует заметить, что миграционные  потоки особенно сильны как раз из стран с наихудшими экономическими условиями в регионе. В таких условиях актуализируется необходимость оказания комплексной социальной  поддержки  и государственных гарантий, предоставляемых в рамках действующего законодательства. Так же принятие закона будет иметь следствием увеличение количества участников  Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, которые в настоящее время предпочитают сезонные заработки или пытаются уйти от налогов, скрывая свои доходы.

Единственным дополнением, которое необходимо учесть при доработке законопроекта является необходимость согласования статью 3 законопроекта с нормами  статьи 5 Налогового кодекса  Российской   Федерации, устанавливающими порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

В остальном, роль законопроекта является позитивной и его принятие будет способствовать сохранению баланса в национальной социально-экономической системе Российской Федерации.


Понижение ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов
№ 434723-5 "О внесении изменения в статью 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об изменении ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов для индивидуальных предпринимателей)

Законопроект направлен на предоставление права применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (15 % от размера ставок сбора) наряду с российскими рыбохозяйственными организациями индивидуальным предпринимателям, соответствующим установленным действующей редакцией НК РФ для таких организаций критериям (организации, осуществляющие рыболовство и (или) производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов и реализующих эти уловы и продукцию, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации их уловов и (или) произведенной из них продукции составляет не менее 70 %).

Подробнее о законопроекте…

Согласно расчету бюджетной эффективности после принятия поправки, при предоставлении права применения льготной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов российским индивидуальным предпринимателям поступления в федеральный бюджет увеличатся в 1,1 раза. Объем поступлений составит 468,7 млн. руб. в год. Напомним, что сейчас поступления в федеральный бюджет составляют примерно 442,5 млн. руб. в год. Также следует отметить, что данный налоговый режим будет способствовать интенсификации развития отрасли в целом.
Установление для российских индивидуальных предпринимателей ставки сбора за пользование объектами водных биоресурсов в размере 15% от ставок сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, по предварительным расчетам будет способствовать увеличению объемов уловов вод-ных биоресурсов от деятельности индивидуальных предпринимателей до 250 тыс. тонн. Стоимость ежегодно выпускаемой продукции составит 7,1 млрд. руб против 2,85 млрд. руб. сегодня.
Указанные суммы основаны на объективных показателях отрасли. В частности, в Российской Федерации зарегистрировано порядка 200 индивидуаль-ных предпринимателей, которым выделяются квоты добычи (вылова) водных биоресурсов. Данные количества индивидуальных предпринимателей соответствуют показателям отраслевой системы мониторинга рыболовства. Общий объем улова водных биоресурсов, реализованного индивидуаль-ными предпринимателями составляет при этом около 100 тыс. тонн.

Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона № 434723-5 "О внесении изменения в статью 3333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с учетом поправки:
индивидуальные предприниматели не могут отвечать всем перечисленным в пункте 7 статьи 3333 Налогового кодекса критериям. В частности, инди-видуальный предприниматель не может быть зарегистрирован в качестве юридического лица. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о до-полнении статьи 3333 Налогового кодекса перечнем критериев для индивидуальных предпринимателей.


О государственном кадастре недвижимости
№ 466924-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" (в части регулирования отношений, связанных с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства)

Законопроект направлен на урегулирование отношений, связанных с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объ-ектов незавершенного строительства в переходный период применения базового ФЗ (до 1 января 2013 года). Предлагается закрепить возможность до окончания переходного периода органу нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений осуществлять государственный учет объектов капитального строительства с одновременным включением сведений о таких объектах в государственный кадастр недвижимости, предоста-вить осуществлять государственный учет объектов капитального строительства в переходный период бюджетным учреждениям, подведомственным Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Совмещение дня голосования на выборах
№ 428849-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу совмещения дней голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Со-брания Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации)

Законопроектом предусматривается не более чем на 6 месяцев законом субъекта РФ продлевать или сокращать срок полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в целях совмещения дня голосования на выборах в указанный орган государственной власти субъекта РФ с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы. При этом предлагаемое совмещение дней голосования не рас-пространяется на случаи, при которых избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по 4-м избирательным бюллете-ням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов.

Защита граждан, подвергшихся воздействию радиации
№ 402937-5 «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в части установления одинакового порядка обеспечения жилой площадью граждан независимо от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий)

Законопроект разработан в целях выполнения Постановления Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года № 17-П, которым ряд положений базового Закона признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, т.к. не установлен правовой механизм, который равным обра-зом гарантировал бы предоставление жилых помещений инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. Предлагается предусмотреть обеспечение жилой площадью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в одинаковом размере и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ, независимо от даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Унификация и модернизация российского законодательства
№ 453152-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с зако-нодательством Таможенного союза (об унификации российского законодательства с законодательством Таможенного союза)

Законопроект направлен на приведение законодательства РФ в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза и ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", в связи с чем вносятся изменения в уголовный, административный и воздушные кодексы РФ, а также в 29 ФЗ. Предусматривает приведение в соответствие норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за нарушения таможенных правил при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, изменение принципа возбуждения таможенными органами дел об административных правонарушениях, определение компетенции таможенных органов с учетом данных изменений, уточнение и восполнение имеющихся пробелов отдельных процессуальных норм. Вносятся изменения в валютное законодательство РФ в связи с принятием Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, а также в законодательство РФ об особых экономических зонах.
Законопроект направлен на приведение законодательства РФ в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза и ФЗ "О таможен-ном регулировании в РФ", в связи с чем вносятся изменения в уголовный, административный и воздушные кодексы РФ, а также в 29 ФЗ. Предусмат-ривает приведение в соответствие норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за нарушения таможенных правил при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, изменение принципа возбуждения таможенными органами дел об администра-тивных правонарушениях, определение компетенции таможенных органов с учетом данных изменений, уточнение и восполнение имеющихся пробе-лов отдельных процессуальных норм. Вносятся изменения в валютное законодательство РФ в связи с принятием Договора о порядке перемещения фи-зическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, а также в законода-тельство РФ об особых экономических зонах.

Подробнее о законопроекте…

Значение создания Таможенного союза  сложно переоценить.  Для современной России,  являющейся мощнейшим экономическим фактором на всем постсоветском пространстве, Таможенный союз – это возможность модернизации всей модели региональных экономических отношений, возможность внедрения инновационных механизмов эффективного экономического и экономико-политического сотрудничества. 

Согласно независимым экспертным оценкам,  страны-участницы таможенного союза обладают сверхмощным совокупным потенциалом в сфере энергетики (совокупные резервы нефти примерно 90 миллиардов баррелей), сельского хозяйства  (17 процентов мирового экспорта пшеницы), тяжёлого машиностроения и наукоёмких производств. Все эти факторы позволяют  предположить, что уже в краткосрочной перспективе  «таможенная тройка» сможет выступить на мировом рынке как экономическая сверхдержава.

Несмотря на позитивный контекст сотрудничества, нельзя не учесть тот факт, что для реализации всех  перспективных планов необходимым является создание нормативно-правового механизма, адекватного формируемой системе. Именно этой цели -  унификации российского законодательства с законодательством Таможенного союза,  посвящен данный законопроект

Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с законодательством Таможенного союза призван решить   проблемы связанные с унификацией российского законодательства  с ТК ТС, а также международными соглашениями и договорами, и конкретизацией толкования правовых норм составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Законопроект предусматривает, в том числе, согласование   норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за нарушения таможенных правил при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, изменение принципа возбуждения таможенными органами дел об административных правонарушениях, определение компетенции таможенных органов.

Помимо этого, законопроектом предусмотрено внесение изменений в валютное законодательство Российской Федерации в связи с принятием Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза (решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 05.07.2010 № 51), а также внесение изменений в законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах в связи с принятием Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

Изменения затрагивают 32 нормативно-правовых акта Российской Федерации и объективно отвечают интересам комплексной модернизации  национального законодательства в контексте проводимой интеграционной политики 

Необходимо  отметить, что в процессе продолжающейся работы над проектом, важным является внесение изменений, связанных со вступлением в силу с 1 января 2010 г. международных соглашений и протоколов, изменяющих правила регулирования в сфере применения запретов и ограничений в области внешней торговли товарами, так как они содержат положения, предусматривающие передачу Комиссии Таможенного союза части полномочий государств-членов Таможенного союза в части введения, применения и отмены запретов и ограничений в сфере внешней торговли товарами, а также полномочий по определению объема тарифной квоты и порядка распределения тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, что напрямую соотносится с предметом ведения законопроекта.

Также необходимо дополнительное обсуждение и уточнение ряда сложных моментов, на которые обращено особое внимание в заключении комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, подготовленного по поручению Совета Государственной Думы от 22 ноября 2010 года (протокол № 246, пункт 61). Особого внимания, в частности, заслуживает вопрос о сроках и порядке прекращения функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области.


О правовом положении иностранных граждан РФ
№ 431410-5 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (о мерах по снижению налогового бремени соотечественников, переселившихся в Российскую Федерацию)

Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя директора Федеральной миграционной службы Михаила Леонидовича Тюркина. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Натальи Васильевны Пугачевой

Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 224 «Налоговые ставки», 33329 «Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации» части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Сергей Чижов: «Ежегодно миграционной поток на территорию РФ увеличивается, в 2010 году было оформлено более 200 тысяч разрешений на привлечение иностранных граждан российскими работодателями - в 3 раза больше 2009 года. В связи с этим растет необходимость совершенствования административной поддержки таких граждан и членов их семей. Так, с 1 июля 2010 года в миграционном законодательстве РФ предусмотрена возможность для иностранных работников осуществлять трудовую деятельность у физических лиц на основании патента, тогда как ранее иностранец мог трудоустроиться только на основании разрешения на работу. Также действует Госпрограмма, оказывающая содействие по добровольному переселению соотечественников.

Однако по – прежнему проблемным остается вопрос экономической адаптации иностранных граждан: по действующем законодательству налоговая ставка на доходы остается на уровне 30%, что негативно сказывается на их материальном положении в первые месяцы пребывания на территории РФ. Особенно это актуально для регионов, граничащих с другими странами. Например, в Воронежской области, общее количество обратившихся с 2009 года с целью переехать составляет 1237 человек. За текущий год было рассмотрено 413 обращений, из них по 380 приняты положительные решения, что от общего числа рассмотренных анкет составляет 92 %. Это говорит о том, что российские работодатели ценят трудовые навыки иностранных специалистов. При этом область, как и большинство других регионов, продолжает испытывать нехватку в отдельных специальностях, квалифицированной рабочей силе.

Внесенный законопроект поможет не только в значительной мере решить проблему дефицита рабочей силы в России, но и окончательно закрепит за иностранными работниками их право получать достойную оплату труда, соответствующую их профессиональному уровню. Такой вариант взаимного сотрудничества ускорит согласование потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов».


Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 94 Плана подготовки актов по реализации в 2009 - 2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1996-р.

Одной из важнейших задач российской миграционной политики является объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов. Для ее реализации Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).

Анализ выполнения Государственной программы в 2007-2009 годах, а  также поступающие от переселенцев обращения демонстрируют, что значительная часть переселяющихся в Российскую Федерацию соотечественников находится в стесненном материальном положении и, несмотря на оказываемую в рамках действующего законодательства социальную поддержку и государственные гарантии, не обладает необходимым финансовым потенциалом, позволяющим достойным образом обустроиться в Российской Федерации.

Законопроект направлен на фиксацию на уровне 13% налоговой ставки в отношении дохода, получаемого от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства, являющимися участниками Государственной программы, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Данная мера позволит снизить с 30% до 13% налоговое бремя, которое ложится на переселенцев в период первых 183 дней их пребывания в Российской Федерации.

Также предполагается освободить участников Государственной программы, а также членов их семей, совместно переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, от уплаты государственных пошлин за регистрацию по месту жительства. С этой целью предлагается дополнить соответствующими нормами статью 33329 Налогового Кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Предлагаемые изменения и дополнения части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" позволят снизить финансовую нагрузку на переселенцев в период обустройства в Российской Федерации и будут способствовать их скорейшей социальной адаптации в регионе вселения.

Представляется, что принятие данного федерального закона будет способствовать дополнительному привлечению соотечественников в Российскую Федерацию, в том числе, в субъекты, испытывающие повышенную потребность в трудовых ресурсах.

Принятие настоящего федерального закона не повлечет необходимости издания, отмены, изменения, дополнения каких-либо актов федерального законодательства.

Реализация настоящего федерального закона окажет влияние на доходную часть федерального бюджета.


Законодательство РФ и ТС
№ 453152-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с законодательством Таможенного союза» (готовится к рассмотрению в первом чтении)

Законопроект предусматривает приведение в соответствие с законодательством Таможенного союза законодательства РФ, в том числе норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за нарушения таможенных правил при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, изменение принципа возбуждения таможенными органами дел об административных правонарушениях, определение компетенции таможенных органов с учетом данных изменений, уточнения и восполнения имеющихся пробелов отдельных процессуальных норм.

Сергей Чижов: «С 1 июля 2010 года начал функционировать Таможенный союз Российской Федерации, Республик Беларусь и Казахстан. Его созданием стало результатом многочисленных поисков наиболее действенных мер по преодолению последствий мирового финансового кризиса на постсоветском пространстве. К тому же между Россией и ее партнерами уже давно назрела необходимость в разработке союзного механизма беспошлинных торговых связей, перемещения физических лиц и контроля на внешних границах.
Несомненно, что участие РФ в создании единого экономического пространства, открывает новые возможности и перспективы: с союзными государствами налажен многолетний опыт общения, который имеет под собой тесное экономическое, политическое и социальное сотрудничество. Начиная с 2010 года, внешнеторговый оборот России с Республикой Белоруссией составил порядка 676 млрд. руб Сумма только от одних таможенных платежей в российскую казну составила более 1 трлн. 465 млрд.руб, а доход от таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров в РФ увеличился почти на 47% и составил более 680 млрд. руб. рублей.

Вместе с тем, вопрос о регулировании деятельности Таможенного союза в интересах российских предпринимателей пока еще до конца не разработан: остаются высокие административные барьеры, повышенные требования к документационному обеспечению таможенных операций; отсутствует четкое разграничение в полномочиях таможенных органов и др. Перечисленные законодательные пробелы ставят под сомнение эффективность условий для инвестиционной деятельности в России, в т.ч. и для иностранных граждан. Конечно, свою роль в этом процессе сыграл и тот факт, что Таможенный союз начал работать в условиях, когда подготовка нормативной базы еще не полностью была завершена.

В качестве решения данного вопроса Комитетом ГД по бюджету и налогам был внесен законопроект, направленный на приведение российского законодательства в соответствие с правовой системой Таможенного союза, который позволит в дальнейшем всем участникам ТС продолжить международное сотрудничество на равных условиях. ».


Подробнее о законопроекте…

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 17 на уровне глав государств принят и вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, неотъемлемой частью которого является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС).

В соответствии с указанным решением разработан проект федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», с принятием которого Таможенный кодекс Российской Федерации утратит силу. При этом законодательную базу Российской Федерации необходимо привести в соответствие с ТК ТС, а также международными соглашениями и договорами.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части их приведения в соответствие с законодательством Таможенного союза» (далее - законопроект) направлен на унификацию российского законодательства с законодательством Таможенного союза.

Законопроект предусматривает приведение в соответствие с законодательством Таможенного союза законодательства Российской Федерации, в том числе норм, предусматривающих уголовную и административную ответственность за нарушения таможенных правил при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, изменение принципа возбуждения таможенными органами дел об административных правонарушениях, определение компетенции таможенных органов с учетом данных изменений, уточнения и восполнения имеющихся пробелов отдельных процессуальных норм.

Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение изменений в валютное законодательство Российской Федерации в связи с принятием Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза (решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 05.07.2010 № 51), а также в законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах в связи с принятием Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

Законопроектом предусматривается внесение изменений в:

1) Уголовный кодекс Российской Федерации;

2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) Воздушный кодекс Российской Федерации;

4) Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;

5) Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

6) Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»;

7) Федеральный закон от 10 января 2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

8) Федеральный закон от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»;

9) Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 2005-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»;

10) Федеральный закон от 22 июля 2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

11) Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

12) Федеральный закон от 24 ноября 2008 года № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»;

13) Федеральный закон от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; 

14) Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

15) Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

16) Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»;

17) Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;

18) Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве);

19) Федеральный закон от 25.02.1999 № 240-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

20) Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»;

21) Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»;

22) Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

23) Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

24) Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

25) Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ«О связи»;

26) Федеральный закон от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;

27) Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХН Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

28) Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»;

29) Федеральный закон от 14 апреля 1998 года № 63-ФЗ «О мерах по защите Экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»;

30) Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

31) Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

32) Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.