Государственная Дума проведет «правительственный час», посвященный теракту в Домодедово
08.02.2011

Пленарное заседание Госдумы

Работа в Государственной Думе на 08.02.11

Вопросы на повестке дня

463704-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части либерализации уголовного законодательства Российской Федерации) (принят в первом чтении 12.01.11). Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С.Груздева.

Законопроект направлен на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства Российской Федерации. По отдельным составам преступлений предлагается исключить нижние пределы санкций в виде лишения свободы, при этом верхние пределы останутся неизменными. Санкции 11 составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф, в качестве основного вида наказания, 12 составов преступлений - исправительными работами. В ряде составов преступлений исключен нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста. В случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом. Предлагаемые изменения не касаются составов преступлений, предусмотренных главой 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» (за исключением статей 128 «Незаконное помещение в психиатрический стационар» и 129 «Клевета»), главой 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних», а также таких преступлений как убийство (ст. 105 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), контрабанда (ст. 188 УК РФ), террористический акт (ст. 205 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ) и др.


№ 373481-5 "О внесении изменения в статью 85-1 Воздушного кодекса РФ" (об уточнении порядка передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных) (принят в первом чтении 05.10.10). Доклад председателя Комитета по транспорту С.Н. Шишкарева. Законопроект направлен на устранение правовой коллизии между ФЗ "О транспортной безопасности" и Воздушным кодексом РФ. Предлагается из Воздушного кодекса РФ исключить пункт о том, что порядок передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах устанавливается Правительством РФ.


415630-5  внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки" (принят в первом чтении 16.11.10) Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Н.В. Бурыкиной.

Законопроект направлен на повышение эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и совершенствование налогообложения их деятельности, осуществляемой за счет выделяемых средств. Предлагается установить особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, предусматривающий, что указанные средства учитываются в составе доходов пропорционально фактически осуществленным за счет этого источника расходам, но не более 2-х налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, то разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имуществ. Действие указанных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.


420869-5  внесении изменения в статью 31 Федерального закона  внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в части исключения одновременного обложения налогом на доходы физических лиц отдельных видов доходов, связанных с добровольным пенсионным страхованием) (принят в первом чтении 16.11.10) Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам С.И. Штогрина.

Законопроект подготовлен в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 19 января 2010 г. № 137-0-П. Предлагается производить исчисление и уплату НДФЛ в отношении страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным работодателями в пользу своих работников, взносы по которым уплачены работодателями до 1 января 2008 г., в полном объеме, в порядке, действовавшем до 1 января 2008 г. (т.е. не учитывать доходы, полученные в виде страховых выплат). Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.


№ 481133-5 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (о редакционном уточнении отдельных положений Федерального закона) (принят в первом чтении 25.01.11). Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигина.

Законопроектом предусматривается, что член Совета Федерации ФС РФ, избранный (назначенный) до дня вступления в силу настоящего ФЗ, осуществляет свои полномочия после дня вступления его в силу до их прекращения в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции настоящего ФЗ). Положения законопроекта распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.


468534-5 внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" (о правовых основах создания дорожных фондов и особенностях реализации государственной программы вооружения Российской Федерации) (зарегистрирован 09.12.10) Доклад заместителя Министра финансов РФ А.В. Новака. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам В.Б. Шубы.

Законопроект направлен на установление правовых основ создания дорожных фондов и предоставления доп. возможностей по использованию гос. гарантий в целях реализации гос. программы вооружения. Предлагается: формировать Федеральный дорожный фонд в составе федерального бюджета из 2-х частей: базового объема бюджетных ассигнований - 254,1 млрд. руб. и прогнозируемого объема, включающего доходы от повышения акцизов на нефтепродукты и др. доходы от использования инфраструктуры автомобильных дорог федерального значения; установить нормативы распределения доходов от указанных акцизов в федеральный бюджет - 28%, в бюджеты субъектов РФ – 72%; решение о создании дорожного фонда субъекта РФ принимается отдельным законом не позднее 01.01.12.; объем дорожного фонда субъекта утверждается в бюджете субъекта РФ в размере не менее прогнозируемого объема доходов от повышения акцизов на нефтепродукты, зачисляемых в бюджет субъекта, транспортного налога и др. доходов, определенных в законе субъекта о создании дорожного фонда; ввести с 01.01.12 новый вид платежа - плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную макс. массу свыше 12 тонн, при этом ввести адм. штрафы от 5 до 140 тыс. руб. за невнесение платы, а в случае повторного правонарушения - штраф для юр. лиц может составить от 105 до 343 тыс. руб.; порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов устанавливается высшим исполн. органом гос. власти; направлять не использованные в текущем финансовом году средства дорожных фондов на увеличение их объема в очередном году. Установить действие положений, относящихся к особенностям реализации гос. программы вооружения до 2015 г.- на период выдачи гос. гарантий по привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса кредитам.


468382-5  внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" (в части совершенствования государственного регулирования деятельности по управлению инвестиционными фондами) (зарегистрирован 08.12.10) Доклад статс-секретаря – заместителя руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам А.Ю. Синенко. Содоклад председателя Комитета по финансовому рынку В.М. Резника.

Законопроект направлен на расширение возможностей коллективного инвестирования через инвестиционные фонды. Предлагается: ввести новый тип ПИФов – биржевые паевые инвестиционные фонды, паи которых будут обращаться на торговых площадках; дать право владельцам инвестиционных паев назначать в состав инвестиционных комитетов независимых экспертов, работа которых будет оплачиваться за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд; предусмотреть возможность управляющей компании, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, приобретать инвестиционные паи, при этом передавать в оплату инвестиционных паев только денежные средства, а приобретенные инвестиционные паи не будут предоставлять управляющей компании права голоса на общем собрании владельцев инвестиционных паев.


469229-5  внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты РФ" (в части создания системы пруденциального надзора за рисками профессиональных участников рынка ценных бумаг) (зарегистрирован 10.12.10) Доклад статс-секретаря – заместителя руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам А.Ю. Синенко. Содоклад председателя Комитета по финансовому рынку В.М. Резника.

Законопроект направлен на создание системы пруденциального надзора* (от англ. prudential - благоразумный) на рынке ценных бумаг, а также формирование единых требований к проф. участникам рынка ценных бумаг, в т.ч. в целях предупреждения рисков. Предлагается закрепить обязанность участников рынка ценных бумаг: соблюдать требования по ограничению совмещения проф.видов деятельности на рынке ценных бумаг; предоставлять полную информацию о структуре собственности; определять лицо, осуществляющее внутренний контроль соответствия деятельности проф.участника рынка ценных бумаг требованиям законодательства, а также определять лицо или создавать самостоятельное структурное подразделение, ответственное за организацию управления рисками; уведомлять ФОИВ по рынку ценных бумаг об изменениях в составе совета директоров, единоличного исполнительного органа; соблюдать в целях обеспечения своей финансовой надежности обязательные нормативы, устанавливаемые ФОИВ по рынку ценных бумаг


477564-5 «О внесении изменений в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (об изменении подследственности уголовных дел по сексуальным преступлениям в отношении несовершеннолетних) (зарегистрирован 22.12.10) Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

Законопроектом предлагается исключить из подследственности следователей органов внутренних дел и передать в подследственность следователей Следственного комитета РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 134 («Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста») и 135 («Развратные действия») Уголовного кодекса Российской Федерации.


№ 479724-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации дорожного движения" (зарегистрирован 27.12.10). Доклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству А.П. Москалец.

Законопроект направлен на оптимизацию организации дорожного движения в населенных пунктах. Вносятся изменения в ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Градостроительный кодекс РФ в части: расширения полномочий органов государственной власти субъектов РФ по установлению оснований и порядка временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения. Изменения в КоАП РФ расширяют: круг видов правонарушений, на которые не распространяется принцип презумпции невиновности; возможности для привлечения к административной ответственности с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств за правонарушения в области благоустройства территории с использованием транспортных средств. Усиливается административная ответственность за нарушения ПДД, в частности за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за нарушение правил проезда перекрестков, правил остановки или стоянки транспортных средств, правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах. Устанавливается ответственность за невыполнение требования об остановке перед стоп-линией при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика; за движение или остановку на полосе для маршрутных транспортных средств. Предусматривается возложение на владельцев ТС обязанности по оплате расходов, связанных с перемещением и хранением их транспортных средств на ближайших специализированных стоянках.


Актуальные вопросы

Усиление мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и пива

О проекте федерального закона № 260768-5  "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и пива"

В соответствии со статьей 4 Федерального закона  24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции проекта федерального закона № 141018-5, внесенного Президентом Российской Федерации, и принятого Государственной Думой 15 апреля т.г. в третьем чтении) одной из целей государственной политики в интересах детей является их защита от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.


Подробнее о законопроекте…

Президент Российской Федерации Д.А.Медведев еще 16.03.2009  заявил о необходимости  усиления ответственности за правонарушения в отношении несовершеннолетних.

Кроме того, реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни населения, и прежде всего несовершеннолетних, включая искоренение пьянства и наркомании, является условием социального развития Российской Федерации по достижению целей Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351.

В развитие законодательных инициатив Президента Российской Федерации  по сохранению самой уязвимой части населения – детей и подростков - генофонда нации – авторами законопроекта предлагается усиление ответственности за продажу  несовершеннолетним алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе, что, по мнению авторов, должно снизить уровень их потребления детьми и подростками.

В силу недостаточности ныне предусмотренного механизма ответственности дети и подростки, несмотря на запреты, установленные статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ                 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и статьей 2 Федерального закона от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», пользуются имеющимся правовым пробелом.

Согласно данным Росстата, потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 литра абсолютного алкоголя в 1990 г. до 10,1 л в 2009 г., или в 1,8 раза. В структуре продажи алкогольной продукции и пива населению 80% приходится на пиво, 13% - на водку и ликероводочные изделия, 6% - на вино и 1% на коньяк. При этом наблюдается существенный рост производства слабоалкогольных напитков и продажи пива. Объем производства слабоалкогольных напитков в 2008 г. по сравнению с 1998 г., вырос почти в 6 раз, а объем продажи пива в 3 раза. Наблюдается постоянный рост торговых точек, продающих алкогольную продукцию, их насчитывается около 100 000 по всей стране, и эта цифра постоянно растет. Не поддается исчислению количество палаток, баров, кафе, которые продают алкоголь и пиво. А рост производства и продажи алкогольной продукции и пива вызывается ростом их спроса и потребления населением, в том числе несовершеннолетними, что приводит к непоправимым последствиям.

По данным Роспотребнадзора, в Российской Федерации более 28 млн. человек вовлечены в пьянство. А из 10 млн. детей в возрасте от 11 до 18 лет более 50 % регулярно употребляют спиртные напитки и пиво. Более того, из трех российских детей в возрасте от 13 до 16 лет – двое употребляют спиртные напитки. Пьющие дети сегодня – это не только малолетние бродяги, живущие без присмотра и опеки. Это обычные мальчики и девочки из благополучных семей. От одного до шести литров пива, от двух до пяти банок алкогольных коктейлей – такую дозу каждый день алкоголя принимает среднестатистический школьник в России. По данным Росстата в 2007 году смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя, составила 75,2 тыс. человек.

Еще в 2002 году Минздравсоцразвития России установил, что 80,8% молодежи в возрасте от 11 до 24 лет регулярно употребляют алкоголь, в сельской местности – свыше 90 %.   Девушки – будущие матери – не отстают от юношей. Регулярное потребление пива начинается в 12 лет, вина – в 15 лет, водки – в 16 лет. Средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет.

По данным Национальной алкогольной ассоциации на начало 2008 года официально были признаны алкоголиками около 60 тысяч детей. Реальное число несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, намного больше. Алкогольные коктейли, согласно последним социологическим опросам, - самый покупаемый напиток среди детей от 13 до 17 лет.

По сведениям Национального научного Центра наркологии Минздравсоцразвития России уровень распространенности алкоголизма среди подростков в 2008 году составил 47,6 больных на 100 тысяч подросткового населения. По сравнению с 1999 годом этот показатель вырос почти на 70 %. Этому во многом способствуют продавцы алкогольной продукции и пива, отпускающие такую продукцию, невзирая на возраст покупателя, но не в ущерб своей выручке.

По данным Росстата за 5 лет население России сократилось на 3,2 млн. человек. Согласно прогнозу к концу 2050 года население России составит 101,9 млн. человек.

По различным оценкам смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя, доходит до 30 процентов у мужчин и до 15 процентов у женщин.

По мнению Минздравсоцразвития России, разрушительное воздействие алкоголя на организм подростка, как правило, отсрочено по времени. Например, рождение в будущем умственно отсталого ребенка – это тоже результат употребления спиртных напитков до 18 лет. Одним из компонентов пива является хмель – источник особых веществ – фитоэстрогенов. По данным Минздравсоцразвития - это растительный аналог женских половых гормонов, избыток которого в организме ребенка приводит к тяжелым нарушением всей эндокринной системы. К 20 годам молодой человек, пьющий только пиво, по своим физиологическим критериям соответствует  40-летнему мужчине.

По информации Всемирной организации здравоохранения, если в стране употребляется более 8 литров алкоголя в переводе на чистый спирт на душу населения, то страна обречена на вымирание. Исходя только из официальных данных об объемах алкогольного рынка, в России – употребляется более 15 литров. Наша страна по количеству больных алкоголизмом детей занимает первое место в мире на протяжении последних семи лет.

В настоящее время на профилактическом учете органов внутренних дел (информация МВД России) состоит 313,1 тыс. несовершеннолетних, из них 71,6 тыс. – за появление в состоянии опьянения, а равно распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

По данным МВД России в 2008 году число несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел в состоянии алкогольного опьянения составило 284,5 тыс. человек, в 2007 году – 288,2 тыс. человек.

Число несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности за нарушение антиалкогольного законодательства (ч.1, ч.2 ст. 20.20, ст. 20.21 КоАП РФ) в 2008 году составило 311,1 тыс. человек, в 2007 году – 310,7 тыс. человек.

При этом число лиц, привлеченных к административной ответственности за вовлечение подростков в употребление пива и напитков, изготовляемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ) – значительно ниже:             в 2008 году – 56,7 тыс. человек, в 2007 году – 52,5 тыс. человек.

Еще ниже число лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготовляемых на его основе (ст. 14.16 КоАП РФ).  В 2008 году оно составило 26,7 тыс. человек, в 2007 году – 24,4 тыс. человек.

Неэффективность действующего административного законодательства подтверждается также и тем фактом, что, согласно данным МВД России, подростками в состоянии алкогольного опьянения совершается каждое пятое уголовное преступление.

При этом отмечается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними как мужского, так и женского пола на почве пьянства, токсикомании и наркомании,  имеется тенденция омолаживания «пьяной» преступности. 

Известен случай в Хабаровском крае, где в феврале текущего года двое несовершеннолетних, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, убили пятерых человек, которые отказались одолжить им деньги на спиртное.

Зарубежный опыт свидетельствует: в большинстве цивилизованных стран продажа любых алкогольных напитков несовершеннолетним категорически запрещена, и этот запрет неукоснительно выполняется.

Например, в США предусмотрена ответственность как продавца, так и покупателя. Для продавца предусмотрена уголовная ответственность, а за попытку приобретения алкоголя лицом в возрасте до 21 года, предусмотрено наказание, как в виде штрафа, так и в виде общественных работ, аннулирования водительских прав, а также в виде тюремного заключения.

В Израиле - за продажу алкоголя несовершеннолетним установлено наказание, предусматривающее тюремное заключение на срок до полугода.

В Эстонии – тюремное заключение на срок до одного года, в Швеции – на срок до 6 лет.

Все изменения законодательства в этих странах направлены только на усиление ответственности лиц, допускающих продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.

Таким образом, проблема подросткового алкоголизма в Российской Федерации сегодня перестала быть сугубо медицинской или правоохранительной, она достигла уровня государственной. Темпы  распространения алкоголизма приобрели масштабы, непосредственно угрожающие устоям общества и здоровью нации.

С учетом изложенного, предлагается законодательно закрепить следующую ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции:

для юридических лиц:

за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции – повысить штраф и приостанавливать лицензии, а при повторном нарушении – аннулировать лицензии;

за продажу несовершеннолетним пива – приостанавливать предпринимательскую деятельность наряду с повышением штрафов, в том числе для индивидуальных предпринимателей;


для физических лиц (продавцов и иных лиц) – ввести административную ответственность в виде штрафа и уголовную ответственность в случае неоднократной продажи ими алкогольной продукции и пива несовершеннолетним.


Создание дорожных фондов

468534-5 внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" (о правовых основах создания дорожных фондов и особенностях реализации государственной программы вооружения Российской Федерации)

Законопроект направлен на установление правовых основ создания дорожных фондов и предоставления доп. возможностей по использованию гос. гарантий в целях реализации гос. программы вооружения. Предлагается: формировать Федеральный дорожный фонд в составе федерального бюджета из 2-х частей: базового объема бюджетных ассигнований - 254,1 млрд. руб. и прогнозируемого объема, включающего доходы от повышения акцизов на нефтепродукты и др. доходы от использования инфраструктуры автомобильных дорог федерального значения; установить нормативы распределения доходов от указанных акцизов в федеральный бюджет - 28%, в бюджеты субъектов РФ – 72%; решение о создании дорожного фонда субъекта РФ принимается отдельным законом не позднее 01.01.12.; объем дорожного фонда субъекта утверждается в бюджете субъекта РФ в размере не менее прогнозируемого объема доходов от повышения акцизов на нефтепродукты, зачисляемых в бюджет субъекта, транспортного налога и др. доходов, определенных в законе субъекта о создании дорожного фонда; ввести с 01.01.12 новый вид платежа - плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную макс. массу свыше 12 тонн, при этом ввести адм. штрафы от 5 до 140 тыс. руб. за невнесение платы, а в случае повторного правонарушения - штраф для юр. лиц может составить от 105 до 343 тыс. руб.; порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожных фондов устанавливается высшим исполн. органом гос. власти; направлять не использованные в текущем финансовом году средства дорожных фондов на увеличение их объема в очередном году. Установить действие положений, относящихся к особенностям реализации гос. программы вооружения до 2015 г.- на период выдачи гос. гарантий по привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса кредитам.

доходы от акцизов будут зачисляться: в федеральный бюджет: в 2011 г. - 30%, в 2012 г. - 23%, в 2013г. – 28%; в бюджеты субъектов РФ – в 2011 – 7%, в 2012 – 77%, в 2013 – 72%).


Подробнее о законопроекте…


Проект федерального закона подготовлен в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в целях установления в Бюджетном кодексе Российской Федерации правовых оснований для создания с 1 января 2011 г. дорожных фондов и установления особенностей реализации государственной программы вооружения.

1. О правовых основах создания дорожных фондов

В процессе формирования концепции создания дорожных фондов, которая бы не противоречила действующему бюджетному законодательству Российской Федерации (принципам общего (совокупного) покрытия расходов, единства бюджетной системы, разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации), было признано целесообразным введение в Бюджетный кодекс Российской Федерации положений, аналогичных нормам, устанавливающим общие требования к формированию Инвестиционного фонда Российской Федерации.

В этой связи законопроектом предлагается дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации новой статьей 1794, которая будет определять правовые основания создания дорожных фондов.

В данной статье предлагается закрепить понятие дорожного фонда как части средств бюджета, подлежащей использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности, под которой в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об автомобильных дорогах) понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В составе федерального бюджета предлагается формировать Федеральный дорожный фонд.

Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда предлагается определять при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

При этом объем бюджетных ассигнований указанного фонда предлагается рассчитывать в размере не менее базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда и прогнозируемого на очередной финансовый год и на плановый период объема доходов федерального бюджета от:

- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;

- использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

- передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

- сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории Российской Федерации;

- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн;

- платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

- штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

- штрафов за несоблюдение требований законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн;

- поступлений в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

- безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Базовый объем Федерального дорожного фонда будет установлен законопроектом (статья 4) с учетом бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Все вышеперечисленные доходы подлежат зачислению в федеральный бюджет и являются его доходной частью.

Также законопроектом предусматривается создание дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

Решение о создании дорожного фонда субъекта Российской Федерации принимается законом субъекта Российской Федерации (кроме закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации).

Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе:

- доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;

- доходов от уплаты транспортного налога;

- иных доходов, утвержденных законом субъекта Российской Федерации, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации.

Полномочиями по установлению порядка формирования дорожных фондов предлагается наделить на федеральном уровне Правительство Российской Федерации, а на региональном уровне - высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения целевого и наиболее эффективного использования средств дорожных фондов предлагается установить возможность использования в очередном финансовом году остатков неиспользованных бюджетных ассигнований этого фонда текущего года. При этом для реализации этой нормы в пункты 3 и 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ограничения по объему источников финансирования дефицита федерального бюджета и возможные направления использования остатков средств федерального бюджета на начало текущего года, предлагается внести уточнения, распространив их положения на Федеральный дорожный фонд аналогично Инвестиционному фонду Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона об автомобильных дорогах формирование расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения осуществляется в соответствии "с правилами расчета размера ассигнований федерального бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат".

В рамках создания Федерального дорожного фонда планируется осуществить финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения в пределах бюджетных ассигнований указанного дорожного фонда.

В этой связи предлагается признать утратившей силу норму части 4 статьи 62 ("Переходные положения"), согласно которой формирование расходов федерального бюджета на 2011 год и последующие годы на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, рассчитываемых по установленным нормативам финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, осуществляется исходя из необходимости обеспечения данных расходов в размере ста процентов.


2. Об отдельных видах доходов федерального бюджета, учитываемых при определении объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда

 2.1 Законопроектом (пункты 1 и 2 статьи 1) предлагается закрепить в 50 и 56 статьях Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2014 г. нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей в федеральный бюджет по нормативу 28%, а в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 72%.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона № 433095-5 "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым ставки акцизов на нефтепродукты повышаются в 2011 году на 1 рубль за 1 литр к установленным ставкам 2011 года, в 2012 году - новые ставки 2011 года индексируются на 6% и увеличиваются дополнительно на 1 рубль за 1 литр, в 2013 году - новые ставки 2012 года индексируются на 5,4% и увеличиваются дополнительно на 1 рубль за 1 литр.

Согласно решениям Правительства Российской Федерации сумму дополнительных доходов от увеличения ставок акцизов на нефтепродукты прогнозируемую:

- в 2011 году в объеме 84,3 млрд. рублей предполагается направить в федеральный бюджет;

- в 2012 году в объеме 87,9 млрд. рублей предполагается направить в доход федерального бюджета, а в объеме 90,8 млрд. рублей - в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации;

- в 2013 году в объеме 140,8 млрд. рублей предполагается направить в доход федерального бюджета, а в объеме 144,4 млрд. рублей - в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях распределения указанных поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в части 3 статьи 2 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" установлены нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты:

- в федеральный бюджет в 2011 году по нормативу 30%, в 2012 году по нормативу 23%, в 2013 году по нормативу 28%;

- в бюджеты субъектов РФ в 2011 году по нормативу 70%, в 2012 году по нормативу 77%, в 2013 году по нормативу 72%.

Ввиду того, что изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают увеличение ставок акцизов на нефтепродукты на 2014 год и последующие годы, нормативы распределения указанных доходов предлагается установить на уровне 2013 года на постоянной основе.

2.2. Статья 3 законопроекта предусматривает внесение изменений в Федеральный закон об автомобильных дорогах, которые создают правовые основы возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.

Основаниями для введения системы возмещения вреда в Российской Федерации являются положения Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, реализация которой, в частности, предполагает расширение элементов платности в использовании объектов транспортной инфраструктуры.

Подход к обособлению транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 тонн и взимание с них платы в счет возмещения вреда при проезде по магистральной сети дорог в настоящее время применяется в нескольких странах Европы - Германии, Австрии, Чехии и других в соответствии с Директивой 1999/62/EC Европейского парламента и совета от 17 июня 1999 г. по сборам с грузовых транспортных средств.

Законопроектом предлагается ввести с 1 января 2012 г. плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, которая будет зачисляться в доход федерального бюджета. Доходы от этой платы будут учитываться при определении объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда.

Значения разрешенной максимальной массы указанных транспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации, составляют от 17 525 кг до 57 232 кг.

По предварительным расчетам указанная плата из расчета 0,24 рубля с 1 кг массы транспортного средства в год (с учетом коэффициента 0,4 - показателя, характеризующего транспортную работу на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения) будет варьироваться от 4 206 до 13 736 рублей в год в зависимости от типа транспортного средства.

Ожидаемые поступления в доход федерального бюджета будут составлять в 2012 году - 3 млрд. рублей, в 2013 году - 10 млрд. рублей. Введение электронной системы контроля за внесением платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, позволит увеличить соответствующие поступления в доход федерального бюджета до 60 млрд. рублей.

Предлагаемые изменения вносятся в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и входящих в их состав дорожных сооружений, а также обеспечения безопасности дорожного движения, что позволит упорядочить влияние транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на состояние автомобильных дорог.

2.3. Статья 2 законопроекта предусматривает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях установления административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.

Указанные изменения обусловлены изменениями в Федеральный закон об автомобильных дорогах, предусматривающими введение с 1 января 2012 г. платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.

За несоблюдение требований законодательства о внесении указанной платы предлагается установить следующие виды административных наказаний, применяемых в зависимости от того впервые или повторно совершено данное правонарушение:

а) административный штраф:

- на водителей, управляющих транспортным средством, при совершении правонарушения впервые в размере - 5 000 рублей;

- на должностных лиц ответственных за движение транспортного средства при совершении правонарушения впервые в размере - 40 000 рублей, за повторное нарушение - 50 000 рублей;

- на индивидуальных предпринимателей при совершении правонарушения впервые в размере - 40 000 рублей, за повторное нарушение - 50 000 рублей;

б) лишение специального права - права управления транспортными средствами на один месяц при повторном совершении водителем указанного административного правонарушения.


Законопроектом предлагается размер административного штрафа за несоблюдение требований законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, в отношении юридических лиц установить в размере, кратном размеру указанной платы.

Максимальная кратность административного штрафа, предложенная в законопроекте, а именно до 25-тикратного размера платы в счет возмещения вреда, объясняется максимальным сроком полезного использования механических транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов (до 25 лет).

Временной период платы, взимаемой в счет возмещения вреда, за календарный год обусловлен тем, что вводимая плата будет дифференцироваться в зависимости от времени использования транспортными средствами автомобильных дорог общего пользования федерального значения и устанавливаться на сутки, неделю, месяц, год.

В условиях неопределенности тяжести совершаемого административного правонарушения применен максимальный период, в течение которого владелец или пользователь транспортного средства должны были внести плату, взимаемую в счет возмещения вреда.

С учетом положений части 1 статьи 35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа в зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства, которая указана в свидетельстве о регистрации транспортного средства, в случае совершенного правонарушения (пункт 1 новой статьи 12.213) для юридического лица может составить от 42 060 до 137 360 рублей.

В случае повторного совершения административного правонарушения размер административного штрафа для юридического лица может составить от 105 150 до 343 400 рублей.


3. Об особенностях реализации государственной программы вооружения Российской Федерации.

Законопроектом предлагается приостановить действие ряда норм Федерального закона от 27.12.1995 № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (статья 3) и Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 72), устанавливающих требование о заключении государственных контрактов в рамках реализации государственной программы вооружения исключительно в пределах бюджетных ассигнований. Одновременно законопроектом предусматривается возможность заключения Минобороны России государственных контрактов по реализации государственной программы вооружения, исполнение которых будет осуществляться, в том числе с привлечением кредитов организациями оборонно-промышленного комплекса под государственные гарантии, предусмотренные Программой государственных гарантий на очередной финансовый год и на плановый период. При этом принятие законопроекта позволит Минобороны России в 2011 - 2014 годах в рамках реализации государственной программы вооружения заключать долгосрочные государственные контракты сроком до 2020 года.

Действие содержащихся в законопроекте положений, относящихся к особенностям реализации государственной программы вооружения, предлагается установить до 2015 года - на период выдачи государственных гарантий по привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса кредитам.



Ужесточение мер по пресечению незаконной деятельности, связанной с организацией и проведением азартных игр

№ 444150-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр) (зарегистрирован 22.10.10).

Законопроектом предлагается установить административную ответственность граждан и юридических лиц за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением требований, установленных федеральным законодательством: с использованием информационно-коммуникационных сетей; без разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне; нарушение требований к игорным заведениям и игорному оборудованию.


Отв. комитет отмечает, что действующим законодательством в достаточной мере урегулирован вопрос привлечения к административной ответственности лиц, нарушающих требования законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, проблема – в реальном применении на практике государственных требований и ограничений.


Учитывая острое социальное значение негативных последствий деятельности игорных заведений, в целях устранения пробела в правовом регулировании вышеуказанных правоотношений законопроектом предлагается установить административную ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства, регулирующего деятельность игорных заведений.

Предлагается установить за данные правонарушения административное наказание в виде штрафа, а также возможность применения санкции в виде административного приостановления деятельности и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Практика показала, что существующие меры административного наказания за нарушение законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр недостаточно эффективны. Изъятое в процессуальном порядке игровое оборудование возвращается владельцам, игровые залы продолжают функционировать. Штрафы, взыскиваемые с нарушителей данного запрета, не позволяют действенно пресекать дальнейшие правонарушения в этой сфере, поскольку доходы, приносимые нелегальной организацией азартных игр, существенно превышают размеры штрафных санкций, допускаемых административным законодательством. Полагаем, что конфискация игрового оборудования поможет более эффективно бороться с игровыми клубами.

Законопроект предусматривает, что рассмотрение дел о вышеуказанных нарушениях будет осуществляться судами, а должностные лица органов, уполномоченных в области связи и информатизации, и органов внутренних дел будут составлять протоколы по данным административным правонарушениям.

Принятие данного закона позволит соответствующим органам принимать меры по пресечению незаконной деятельности, связанной с организацией и проведением азартных игр.


Подробнее о законопроекте…

Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации организация и проведение азартных игр возможны исключительно на территории специально создаваемых игорных зон.

После вступления в силу упомянутого закона была прекращена выдача лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.

Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на организацию и проведение азартных игр в игорной зоне, прекращена с 1 июля 2009 года.

Несмотря на это, к сожалению, продолжается деятельность некоторых нелегальных игорных заведений. В период с 1 июля 2009 года было возбуждено 822 уголовных дела по фактам незаконной деятельности казино и залов игровых автоматов. Из них по статье 171 УК РФ – "Незаконное предпринимательство" – 796 уголовных дел.

Некоторые лица привлекаются также и к административной ответственности. Административные органы передают на рассмотрение арбитражных судов дела о привлечении лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон, и квалифицируют их действия по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Однако при рассмотрении дел данной категории арбитражные суды столкнулись с определенными сложностями. С учетом того, что нормы об ответственности за осуществление игорного бизнеса вне игорных зон в настоящее время отсутствуют, в арбитражных судах выявлены разные подходы.

В частности некоторые арбитражные суды Российской Федерации исходят из возможности привлечения к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр вне специальных игорных зон при отсутствии разрешения.

При этом указывается, что для решения вопроса о возможности привлечения этих лиц к такой ответственности не имеет значения тот факт, что  соответствующее решение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр вне специальных зон не может быть получено ни при каких обстоятельствах.

Ряд судов (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа), отказывая в привлечении к административной ответственности, исходит из того, что нормы части 2 статьи 14.1 КоАП РФ охватывают лишь те случаи, когда имеет место нарушение норм Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

А в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года № 244-ФЗ

"О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр не относится к числу лицензированных.

При таких обстоятельствах обнаружившаяся неопределенность в вопросе применения того или иного закона в конкретном деле не согласуется с требованиями о правильном и единообразном применении правовых норм. Представленный проект федерального закона устраняет этот пробел.



БОРЬБА С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

375185-5 «О внесении изменений в статьи 5 и 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (о дополнительных гарантиях занятости для граждан в возрасте от 20 до 23 лет)

Законопроектом предлагается установить, что государственная политика в области содействия занятости населения должна быть направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан в возрасте с 18 до 23 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, независимо от наличия у них трудового опыта.
Подробнее о законопроекте…


Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 5 и 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» вносится с целью повышения эффективности  деятельности органов службы занятости, повышения доступности государственных услуг, предоставляемых молодежи органами службы занятости.

Существующие на данный момент возрастные ограничения до 20 лет исключают возможность участия в программах по трудоустройству выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте старше 20 лет и продлевают период их безработицы и нахождения на учете в органах службы занятости в качестве безработных.

После окончания обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования возраст значительной части выпускников превышает установленные возрастные ограничения в связи с прохождением военной службы, поступлением в указанные образовательные учреждения в более старшем возрасте, рождением ребенка и иными причинами.

В силу объективных обстоятельств (служба в Российской армии, невозможность трудоустройства после окончания учебы вследствие отсутствия опыта работы, неконкурентоспособности на рынке труда) указанные граждане обращаются в органы службы занятости, когда наступает возраст 20 и более лет. Следует учесть, что граждане заканчивают обучение в школе в 17-18 лет, затем не менее трех лет обучаются в учреждениях начального и среднего профессионального образования, поэтому на момент завершения обучения возраст граждан часто превышает 20 лет. Такие граждане после окончания учебы испытывают трудности в поиске работы в течение длительного времени по причине отсутствия опыта работы. В связи с этим целесообразно установить для указанных граждан возрастной ценз до 23 лет.

Кроме того, подавляющее большинство граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования ранее уже обращались в органы службы занятости. Следовательно, указанные граждане не могут относиться к категории «впервые ищущие работу» По этой причине они лишены государственных гарантий, установленных абзацем шестым части 2 статьи 5 и абзацем девятым части 3 статьи 7.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Некоторые граждане из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования имеют стаж трудовой деятельности, так как подрабатывали в свободное от учебы время.

Внесение изменений в абзац шестой части 2 статьи 5 и абзац девятый части 3 статьи 7.1 указанного закона Российской Федерации позволит устранить содержащиеся в действующей редакции ограничения прав граждан на труд и защиту от безработицы, а также обеспечить равный доступ безработных граждан к государственным услугам, предоставляемым органами службы занятости, и расширить возможности трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 23 лет независимо от наличия трудового опыта.