Пленарное заседание Госдумы

Работа в Государственной Думе на 25.02.11

Вопросы на повестке дня

№ 463704-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части либерализации уголовного законодательства Российской Федерации) (принят во втором чтении 22.02.11). Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

Закон направлен на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства РФ. По отдельным составам преступлений предлагается исключить нижние пределы санкций в виде лишения свободы, при этом верхние пределы останутся неизменными. Санкции 11 составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф, в качестве основного вида наказания, 12 составов преступлений - исправительными работами. Уточнены размеры налагаемых штрафов с учетом размера заработной платы или иного дохода осужденного. В ряде составов преступлений исключен нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста. В случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом. Предлагаемые изменения не касаются составов преступлений, предусмотренных главой 17 "Преступления против свободы, чести и достоинства личности" (за исключением статей 128 "Незаконное помещение в психиатрический стационар" и 129 "Клевета"), главой 20 "Преступления против семьи и несовершеннолетних", а также таких преступлений как убийство (ст. 105 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), контрабанда (ст. 188 УК РФ), террористический акт (ст. 205 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ) и др.


№ 409643-5 внесении изменений в статью 172 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (об уточнении порядка обращения за назначением единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью) (принят во втором чтении 11.02.10). Доклад заместителя председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И.В. Соколовой.

Закон предоставляет гражданам, имеющим право на получение единовременного пособия при передаче ребенка в семью и обратившимся за получением такого пособия, дополнительное время (до 6 месяцев) для предоставления документов, подтверждающих факт утраты ребенком родительского попечения. Днем обращения за таким пособием считать день приема (регистрации) уполномоченным органом заявления о назначении пособия (либо дату, указанную на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, в случае, если заявление высылается по почте).


№ 418864-5 "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии" (принят во втором чтении 11.02.11). Доклад заместителя председателя Комитета по энергетике К.Б. Зайцева.

Закон вводит повышенные требования к дисциплине труда отдельных категорий работников, включая руководителей организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии в целях обеспечения безопасности таких производств и объектов. Определяются обязанности таких работников, относящиеся к знанию и соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, технологических регламентов, требований технологических процессов выполнения работ, должностных и производственных инструкций, требований по безопасному ведениюработ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, а также правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и гигиены труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, порядка хранения документов, ядерных материалов и радиоактивных веществ, защиты и (или) сохранности сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну и др. Закрепляется обязанность работодателя или уполномоченного им лица информировать работников, принимающих участие в работах по предотвращению развития аварии или по ликвидации ее последствий, о возможном риске облучения выше установленных дозовых пределов до начала работ, выполнение которые может привести к повышенному облучению и получить на это их согласие в письменной форме, а также разрешение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.


№ 428849-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу совмещения дней голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации) (принят во втором чтении 22.02.11). Доклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству А.П. Москалец.

Закон допускает возможность законом субъекта РФ продлевать или сокращать не более чем на 6 месяцев срок полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в целях совмещения дня голосования на выборах в указанный орган государственной власти субъекта РФ с днем голосования на выборах депутатов ГД. При этом предлагаемое совмещение дней голосования не распространяется на случаи, при которых избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по 4-м избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов. Если выборы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ проводились в иной, чем второе воскресенье марта день, последующие выборы проводятся в ближайший к истечению срока полномочий этого органа день, на который могут назначаться выборы, а если таким днем является второе воскресенье октября года проведения выборов депутатов ГД – в день голосования на указанных выборах. Срок полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, соответственно продлевается либо сокращается.


№ 382505-5 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" (по вопросу изменения количества мировых судей в Республике Алтай) (принят во втором чтении 22.02.11). Доклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству А.П. Москалец.

Закон увеличивает число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Республике Алтай с 9 до 11. Финансовое обеспечение расходных обязательств в 2011 году осуществляется за счет федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание мировых судей.


№ 479281-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам" (зарегистрирован 25.12.10). Доклад статс-секретаря - заместителя Министра юстиции РФ Д.В. Костенникова. Содоклад заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству А.Г. Назарова.

Договор подписан 30 апреля 2009 года в г. Панаме. Регулируются отношения по вопросам предоставления сторонами друг другу взаимной правовой помощи в связи с расследованием, уголовным преследованием и другими процессуальными действиями по уголовным делам.

Предусматривается, что правовая помощь оказывается, если деяние, в связи с которым поступил запрос обоказании правовой помощи, является уголовно наказуемым согласно законодательству каждой из Сторон. Определяются: объем оказываемой правовой помощи; требования к форме и содержанию запроса об оказании правовой помощи, а также основания для отказа в оказании правовой помощи или для ее отсрочки.


№ 486844-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Соединенных Штатов Америки в усилиях по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан" (зарегистрирован 14.01.11). Доклад заместителя Министра иностранных дел РФ С.А. Рябкова. Содоклад члена Комитета по международным делам А.С. Стародубца.

Соглашение подписано 6 июля 2009 года в Москве, заключено сроком на 1 год и автоматически продлевается на последующие годичные периоды. Транзитная авиаперевозка осуществляется на основании генерального разрешения, выданного компетентными российскими органами на срок 12 месяцев и продлеваемого на очередной срок (если условия полетов не изменились), без промежуточной посадки на территории РФ. Промежуточная посадка на территории РФ обязательна при транзите вооружения, военной техники и военного имущества, перечень которых согласовывается отдельно (данный перечень согласован путем обмена дипломатическими нотами 6 июля 2009 года). Транзит осуществляется на безвизовой основе без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов. В период пребывания американского персонала на территории РФ он подпадает под юрисдикцию РФ, за исключением случаев совершения преступлений или правонарушений, которые наносят ущерб безопасности или имуществу США или другому члену американского персонала или его имуществу, а также при исполнении служебных обязанностей.


№ 477731-5  присоединении Российской Федерации к Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле" (зарегистрирован 23.12.10). Доклад статс-секретаря - заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ Ю.В. Воронина. Содоклад члена Комитета по международным делам В.Ф. Кузнецова

Конвенция принята на Конференции полномочных представителей 10 сентября 1998 г. в г. Роттердаме (Нидерланды). Делегация РФ не принимала участие в этой конференции из-за затянувшейся процедуры согласования. В настоящее время насчитывается 127 государств - участников конвенции, из них 56 государств ратифицировали ее и 71 государство присоединилось к ней. В Приложении III к Конвенции устанавливается перечень химических веществ и пестицидов, ограниченных в обращении в международной торговле. Внешнеторговые операции с такими веществами могут осуществляться только в исключительных случаях (с применением отдельных таможенных кодов и специальной маркировки) на основании разрешения уполномоченных национальных органов страны-импортера с обязательным уведомлением Секретариата Конвенции.

Присоединение к Роттердамской конвенции не накладывает дополнительных обязательств на РФ, т. к. на территории России запрещено применение всех 43 химических веществ, включенных в указанное приложение.


№ 481684-5  ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в создании и эксплуатации ракетно-космической и ракетной техники" (зарегистрирован 29.12.10). Доклады: руководителя Федерального космического агентства А.Н. Перминова; специального представителя Президента РФ по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью А.Е. Сафонова. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками К.Ф. Затулина.

Соглашение подписано 11 июня 2009 года в г. Москве и направлено на дальнейшее развитие кооперационных связей с Украиной в области ракетно-космической промышленности. Определяются требования, обеспечивающие иммунитет охраняемых изделий и технологий от любых изъятий и исполнительного производства на территории импортирующего государства. Предусматривается постоянное сопровождение вывезенных (экспортированных) изделий на территории импортера персоналом от экспортирующей Стороны и безусловный возврат импортером охраняемых изделий экспортеру в случае отзыва им экспортной лицензии.


№ 337076-5 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (о регулировании правоотношений в сфере тарифообразования на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей) (принят в первом чтении 11.06.10). Доклад члена Комитета по транспорту Ф.М. Швалёва.

Законопроект направлен на совершенствование тарифообразования на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в т.ч. речных портов и лоцманского обслуживания. Предлагается: определить, что сборы (тарифы) с судов за услуги в речном порту, за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, оказываемые субъектами естественных монополий, перечень таких сборов (тарифов) и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством о естественных монополиях, а размер платы за услуги по использованию инфраструктуры и услуги в речных портах, не относящиеся к сфере естественных монополий, определяются на основании договоров; установить одинаковые требования к деятельности как государственных, так и негосударственных лоцманских служб по лоцманской проводке судов.


№ 400726-5  внесении изменения в статью 64 Воздушного кодекса Российской Федерации" (об установлении правовых основ государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации) (принят в первом чтении 17.11.10). Доклад заместителя председателя Комитета по транспорту В.А. Дубровина.

Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью "Тарифы и сборы в области гражданской авиации и правила продажи перевозочных документов" с учетом норм международного права, в которой определить полномочия федерального органа исп. власти в вопросах оказания услуг в области гражданской авиации (в т.ч. по аэронавигационному обслуживанию), ценообразования и государственного регулирования тарифов (сборов) на данные услуги.


№ 369212-5 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" (принят в первом чтении 04.06.10). Доклад председателя Комитета по строительству и земельным отношениям М.Л. Шаккума.

Законопроект направлен на оптимизацию и упрощение процедур территориального планирования. Предусматривается создание федеральной государственной информационной системы территориального планирования, определен перечень сведений, которые должна содержать эта система. Введено понятие объектов федерального, регионального и местного значения. Документы территориального планирования определены как стратегические документы долгосрочного планирования, установлены сроки, на которые они утверждаются – 10 лет, при размещении линейных объектов - 20 лет, генеральные планы поселений и городских округов утверждаются на срок не менее 20 лет. Упрощен порядок подготовки схем территориального планирования РФ. Границы зон планируемого размещения таких объектов отображаются на генеральных планах поселений, городских округов и схемах территориального планирования муниципальных районов. Определяется порядок подготовки схем территориального планирования РФ и документов территориального планирования муниципальных образований. До 1 сентября 2011 года схемы территориального планирования РФ, схемы территориального планирования субъектов РФ, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, проекты указанных документов и материалы по обоснованию этих проектов подлежат размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований. Исключены нормы о государственной экспертизе проектов документов территориального планирования. Уточнены условия, при которых сельские поселения вправе не разрабатывать генеральные планы. Введена возможность подготовки проектной документации линейных объектов на основании документации по планировке территории без разработки градостроительного плана земельного участка. Перенесен на 1 год ( до 31 декабря 2012 года) срок вступления в силу запрета на резервирование, перевод, изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, на предоставление земельных участков для строительства в случае отсутствия документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.


№ 458000-5 "О внесении изменения в статью 33 Федерального закона "Об электроэнергетике"(в части уточнения состава Наблюдательного совета НП "Совет Рынка") (принят в первом чтении 28.01.11). Доклад председателя Комитета по энергетике Ю.А. Липатова.

Законопроектом предлагается установить, что в составе 4-х представителей продавцов электрической энергии, входящих в  Некоммерческое партнерство "Совет рынка", должно быть по одному представителю продавцов электрической энергии, владеющих АЭС и ГЭС на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, с генерирующей мощностью более 20 000 МВт. ФЗ вступает в силу с 1 июля 2011 года.


№ 47860-5  внесении изменений в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (об участии осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы, в судебном заседании) (принят в первом чтении 14.04.10). Доклад первого заместителяпредседателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

Законопроектом предусматривается, что при наличии ходатайства осужденного об участии в судебном заседании суд обязан обеспечить его непосредственное участие в судебном заседании либо предоставить возможность изложить свою позицию путем использования систем видеоконференц-связи. Вопрос о форме участия осужденного в судебном заседании решается судом. Ходатайство осужденного об участии в судебном заседании может быть заявлено одновременно с его ходатайством по вопросам, связанным с исполнением приговора, либо в течение 10 суток со дня получения осужденным извещения о дате, времени и месте судебного заседания.


№ 112417-5  внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о допросе свидетеля и потерпевшего в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи) (принят в первом чтении 14.04.10). Доклад первого заместителяпредседателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

Законопроект направлен на обеспечение оперативного рассмотрения судами уголовных дел. Разрешается проводить допрос свидетеля и потерпевшего в суде путем использования систем видеоконференц-связи. УПК РФ дополняется новой статьей,, устанавливающей особенности допроса свидетеля путем использования систем видеоконференцсвязи. При этом, если необходимость проведения допроса свидетеля путем использования систем видеоконференц-связи возникла во время судебного разбирательства, то суд, рассматривающий уголовное дело, выносит определение или постановление об отложении судебного разбирательства на срок, необходимый для организации проведения допроса свидетеля путем использования систем видеоконференц-связи.


№ 305592-5 "Об электронной подписи" (принят в первом чтении 22.01.10). Доклад председателя Комитета по финансовому рынку В.М. Резника.

Законопроект направлен на устранение недостатков действующего ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и расширение сферы использования и допустимых видов электронных подписей (ЭП). Определяется понятие электронной подписи, устанавливаются три ее вида – простая, усиленная и квалифицированная, при этом подлинность ЭП обеспечивается надежностью средств, при помощи которых осуществляются ее создание и проверка. Данные средства должны соответствовать установленным требованиям и содержать элементы криптографии. Определяются виды отношений в области использования ЭП: выдача и использование сертификатов ключа подписи; проверка ЭП; аккредитация и оказание услуг удостоверяющих центров. Устанавливаются права и обязанности участников отношений в области использования ЭП – уполномоченного федерального органа, удостоверяющего центра, владельца сертификата ключа подписи.

Со дня вступления в силу ФЗ будет признан утратившим силу ФЗ от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".


№ 305604-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи" (принят в первом чтении 22.01.10). Доклад председателя Комитета по финансовому рынку В.М. Резника.

Законопроект направлен на синхронизацию положений законопроекта "Об электронной подписи" с нормами действующего законодательства. Вносятся соответствующие изменения в ГК РФ, АПК РФ, ФЗ "О кредитных историях", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".


№ 99109312-2"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (принят в первом чтении 11.10.01). Доклад первого заместителя председателя Комитета по культуре Е.Г. Драпеко.

Законопроектом предлагалась новая редакция Основ законодательства РФ о культуре Уточнялся: понятийный аппарат; предметы ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также предметы ведения органов местного самоуправления в области культуры; нормы о правах и свободах человека и гражданина, правах народов и этнических общностей в области культуры, о культурном наследии народов РФ, о положении творческих работников, об обязанностях государства в области культуры, об управлении и экономическом регулировании в области культуры, о международном сотрудничестве в области культуры.

Справочно: отв. комитет отмечает, что Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" принят ещё до вступления в силу Конституции РФ. В настоящее время ведется разработка проекта нового базового федерального закона о культуре.


№ 452418-5  внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в части уточнения процедур формирования Музейного фонда Российской Федерации и условий доступа к информации о музейных предметах и музейных коллекциях) (зарегистрирован 09.11.10). Доклад статс-секретаря - заместителя Министра культуры РФ Е.Э. Чуковской. Содоклад заместителя председателя Комитета по культуре З.М. Степановой.

Законопроектом предлагается:

- уточнить основания для отказа во включении музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда РФ - "если в результате проведения экспертизы установлено, что предмет или совокупность предметов не являются музейным предметом или музейной коллекцией";

- дополнить базовый закон новой статьей "Гарантии защиты информации, содержащейся в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации", предусматривающей, что информация в отношении музейных предметов, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда РФ, и персональных данных о собственниках музейных предметов и музейных коллекций является информацией ограниченного доступа, доступ к которой имеют только должностные лица, перечень которых устанавливается Минкультуры России;

- предусмотреть, что в регистрации в Каталоге сделок с музейными предметами и музейными коллекциями может быть отказано, если документы, представленные для регистрации сделки, не соответствуют требованиям, установленным Положением о Государственном каталоге Музейного фонда РФ, либо в них содержится недостоверная информация.


№ 475263-5  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" (об изменении положений законодательных актов, несоответствующих положениям Федерального закона "Об обеспечении единства измерений") (зарегистрирован 20.12.10). Доклад заместителя Министра промышленности и торговли РФ В.Ю. Саламатова. Содоклад заместителя председателя Комитета по промышленности И.И. Квитки.

Законопроектом вносятся изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, КоАП РФ и Трудовой кодекс РФ, а также в 9 ФЗ в части: уточнения терминологии; исключения положений о проведении метрологического контроля, о лицензировании деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений, а также уточнение составов административных правонарушений и установление административной ответственности за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений.


№ 439791-5  внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части изменения порядка исчисления платежей по договорам ренты) (зарегистрирован 14.10.10). Доклад статс-секретаря - заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ Ю.В. Воронина. Содоклад председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П.В. Крашенинникова.

Законопроект направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. № 11-П в части установления размера рентных платежей и их индексации.

Предлагается определить, что исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, вытекающим из договоров постоянной и пожизненной ренты, пожизненного содержания с иждивением, производится в зависимости от величины прожиточного минимума, установленного законом субъекта РФ по месту нахождения имущества, а при отсутствии соответствующего закона - не менее величины прожиточного минимума на душу населения, устанавливаемой в целом по РФ (действует - от минимального размера оплаты труда), а также индексации (увеличения) платежей по таким договорам с учетом повышения соответствующей величины прожиточного минимума.


№ 483563-5 внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (о дополнении оснований возникновения права на пенсию за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих) (зарегистрирован 10.01.11). Доклад статс-секретаря - заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ Ю.В. Воронина Содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Ф.И. Гайнуллиной

Законопроектом предлагается предоставить федеральным государственным гражданским служащим право на назначение пенсии за выслугу лет в случае их увольнения с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе до наступления возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости при условии наличия у них стажа федеральной гражданской службы не менее 25 лет и замещения должности федеральной гражданской службы не менее 7 лет непосредственно перед увольнением (в настоящее время такое "отложенное право" на назначение пенсии за выслугу лет действует только в отношении федеральных гражданских служащих, уволенных по независящим от них причинам - сокращение штата, упразднение государственного органа, состояние здоровья и т.д.).


№ 231678-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства) (зарегистрирован 15.07.09, новая редакция от 27.12.10). Доклад депутата ГД Г.П. Ивлиева. Содоклад председателя Комитета по образованию Г.А. Балыхина.

Законопроектом предлагается ввести понятие ассистентуры-стажировки как формы послевузовского профессионального образования по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства, направленной на практическую подготовку исполнителей высокой квалификации в различных видах искусства. Определяется правовой статус ассистента-стажера, приравненный к статусу аспиранта. Предусматривается государственная (итоговая) аттестация, проводимая в форме защиты подготавливаемой ассистентом-стажером итоговой квалификационной работы по творческо-исполнительским специальностям. Вводятся нормы регламентирующие установление квалификации, которая присваивается выпускнику ассистентуры-стажировки, прошедшему государственную (итоговую) аттестацию. Порядок ее проведения, а также установление формы документов государственного образца о соответствующем уровне образования и квалификации относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.


№ 492529-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части снятия ограничений на покупку государственного и муниципального имущества) (зарегистрирован 26.01.11). Доклад депутата ГД В.М. Резника. Содоклад председателя Комитета по собственности В.С. Плескачевского.

Законопроектом предусматривается, что ограничения на приобретение государственного и муниципального имущества, установленные в отношении юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 %, не распространяются на кредитные организации, в уставном капитале которых участвует РФ, при приобретении ими недвижимого имущества для осуществления основной деятельности.


№ 404041-5  внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления условий контракта для главы местной администрации внутригородского муниципального образования города федерального значения) (внесен 08.07.10). Доклад заместителя председателя Комитета по вопросам местного самоуправления А.В. Сарычева.

Законопроектом предлагается распространить действующий порядок утверждения условий контракта для главы местной администрации на внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.


№ 470078-5 "Об упразднении некоторых районных судов Республики Калмыкия" (зарегистрирован 11.12.10). Доклад представителя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Х.Б. Эльбикова. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству А.П. Москалец.

Законопроектом предлагается упразднить Ики-Бурульский, Кетченеровский и Октябрьский районные суды Республики Калмыкия, имеющие низкую служебную нагрузку, с передачей относящиеся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию соответственно Приютненского, Сарпинского и Малодербетовского районных судов.


№ 408650-5  внесении изменения в часть 6 статьи 26.13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации) (зарегистрирован 19.07.10). Доклад депутата ГД А.Н. Волкова. Содоклад члена Комитета по делам Федерации и региональной политике Р.Г. Хаджебиеков.

Законопроект направлен на приведение норм базового закона в соответствие с Бюджетным кодексом РФ. Предлагается уточнить, что публичные слушания проводятся по годовому отчету об исполнении бюджета субъекта РФ (действует - по проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ).


№ 395872-5 "О внесении изменений в статьи 41 и 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (о полномочиях дознавателей поручать органам дознания проведение отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий) (зарегистрирован 24.06.10). Доклад депутата ГД А.Б. Когана. Содоклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Н.В. Гончарова.

Законопроектом предлагается наделить дознавателя правом давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Дознаватель вправе лично произвести следственные или розыскные действия либо поручить производство этих действий органу дознания или другому дознавателю.


№ 442501-5 внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (по вопросу расширения круга субъектов права законодательной инициативы) (зарегистрирован 20.10.10). Доклад депутата ГД И.П. Горьковой. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Г.С. Изотовой.

Законопроектом предлагается расширить круг субъектов инициативы образования новых субъектов Российской Федерации, наделив этим правом Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Отв. комитет отмечает, что предлагаемые правовые новеллы не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации.


№ 496741-5 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (об установлении возможности привлечения к преподавательской деятельности законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан, изначально имевших отличные от преподавательской цели въезда в Российскую Федерацию) (зарегистрирован 04.02.11). Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигина.

Законопроектом предусматривается возможность привлекать к преподавательской деятельности в высших учебных заведениях РФ высококвалифицированных иностранных специалистов из различных областей деятельности в случае, если такие специалисты уже законно находятся на территории РФ, но изначально имели отличные от преподавательской цели въезда в нашу страну (действует - осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства преподавательской деятельности возможно только в том случае, если они изначально прибыли в РФ именно для этих целей, на основании соответствующих приглашений, поступивших непосредственно от образовательных учреждений, либо выданных по их ходатайствам).


503970-5 "О внесении изменений в статьи 2 и 20 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (об уточнении содержания понятий места пребывания и принимающей стороны в связи с осуществлением миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и об изменении сроков постановки на учет по месту пребывания для отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства) (зарегистрирован 18.02.11). Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигина.

Законопроектом предлагается:

- уточнить понятие «место пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства на территории РФ» - не только жилое помещение или иное помещение (здание, строение), но и помещение (здание, строение), в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) или осуществляет трудовую деятельность.

- в качестве принимающей стороны для членов своей семьи сможет выступить также высококвалифицированный иностранный специалист, имеющий в РФ жилое помещение на праве собственности.

- увеличить с 3 до 7 рабочих дней период, в течение которого временно проживающие и временно пребывающие в РФ иностранные гражданине и лица без гражданства либо принимающая их сторона должны будут предпринимать необходимые действия для постановки таких гражданства на учет по месту их пребывания в РФ.



Актуальные вопросы

Либерализация уголовного законодательства Российской Федерации


ФЗ № 463704-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части либерализации уголовного законодательства Российской Федерации)

Закон направлен на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства РФ. По отдельным составам преступлений предлагается исключить нижние пределы санкций в виде лишения свободы, при этом верхние пределы останутся неизменными. Санкции 11 составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф, в качестве основного вида наказания, 12 составов преступлений - исправительными работами. Уточнены размеры налагаемых штрафов с учетом размера заработной платы или иного дохода осужденного. В ряде составов преступлений исключен нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста. В случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом. Предлагаемые изменения не касаются составов преступлений, предусмотренных главой 17 "Преступления против свободы, чести и достоинства личности" (за исключением статей 128 "Незаконное помещение в психиатрический стационар" и 129 "Клевета"), главой 20 "Преступления против семьи и несовершеннолетних", а также таких преступлений как убийство (ст. 105 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), контрабанда (ст. 188 УК РФ), террористический акт (ст. 205 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ) и др.


Подробнее о законопроекте…

Законопроект направлен на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства Российской Федерации.

Законопроектом предполагается изменить подход к отмене условного осуждения при совершении в течение испытательного срока умышленного преступления средней тяжести (статья 74 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В частности, законопроектом предусматривается, что в случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом.

Аналогичный подход предлагается применить и к отмене условно-досрочного освобождения от отбывания наказания при совершении в течение оставшейся неотбытой части наказания умышленного преступления небольшой или средней тяжести.

В статью 79 Кодекса вносятся изменения, предусматривающие, что в случае совершения условно-досрочно освобожденным осужденным преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом.

Законопроектом предполагается установить общую «типовую санкцию» в виде лишения свободы, наиболее характерную для преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких. Для этого из 68 составов преступлений исключены нижние пределы санкций в виде лишения свободы, тогда как их верхние пределы, которые определяют степень общественной опасности преступления, остались неизменными. Тем самым суду предоставляется возможность проявлять более дифференцированный подход при назначении наказания за преступления указанных категорий.

Данный подход позволит на практике в полной мере применять принцип справедливости, закрепленный в статье 6 Кодекса.

Предлагаемая законопроектом идея конструирования санкций статей Кодекса не является абсолютно новой. В действующей редакции статей Кодекса   указанный    подход    применяется    (за   исключением    статей, предусматривающих ответственность за особо тяжкие преступления). Однако единая концепция построения санкций статей Кодекса отсутствует.

Наряду с этим, законопроектом предполагаются изменения, которые предоставят судам большую вариативность при назначении наказаний, не связанных с лишением свободы.

Так, санкции 11 составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф (в качестве основного вида наказания), 12 составов преступлений - исправительными работами.

Также в 115 составах преступлений исключен нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста.

Данные новеллы не затрагивают имеющие нижние пределы санкций составы преступлений, предусмотренных главой 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» (за исключением статей 128 «Незаконное помещение в психиатрический стационар» и 129 «Клевета»), главой 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних», статьями 188 «Контрабанда», 189 «Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники», главой 24 «Преступления против общественной безопасности» (за исключением статей 213 «Хулиганство», 214 «Вандализм», 215 «Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения», 2153 «Приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов» и 225 «Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»), главой 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (за исключением статей 231 «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества», 234 «Незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в целях сбыта» и 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»), главой 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», статьями 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», 286 «Превышение должностных полномочий», 290 «Получение взятки» и 291 «Дача взятки», некоторыми статьями глав 31 «Преступления против правосудия» и 32 «Преступления против порядка управления», а также главой 34 «Преступления против мира и безопасности человечества».

В соответствии с частью второй статьи 10 Кодекса, если уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.


Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

№ 409643-5 внесении изменений в статью 172 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (об уточнении порядка обращения за назначением единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью)

Закон предоставляет гражданам, имеющим право на получение единовременного пособия при передаче ребенка в семью и обратившимся за получением такого пособия, дополнительное время (до 6 месяцев) для предоставления документов, подтверждающих факт утраты ребенком родительского попечения. Днем обращения за таким пособием считать день приема (регистрации) уполномоченным органом заявления о назначении пособия (либо дату, указанную на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, в случае, если заявление высылается по почте).


Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 172 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 8 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2009 год, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1081 "О некоторых вопросах законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации".

Законопроектом предлагается внести изменение в статью 172 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предоставив гражданам, имеющим право на получение единовременного пособия при передаче ребенка в семью (далее - единовременное пособие) и обратившимся за получением единовременного пособия в течение установленного законом шестимесячного срока, дополнительное время для представления в орган, уполномоченный в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации производить назначение и выплату единовременного пособия, документов, подтверждающих факт утраты ребенком, переданным на воспитание в семью, родительского попечения.

Законопроектом предлагается установить порядок обращения за единовременным пособием, аналогичный порядку, предусмотренному статьей 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым днем обращения гражданина за трудовой пенсией (либо ее частью) считается день приема органом осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления гражданина со всеми необходимыми документами. При этом дата, указанная в заявлении гражданина, считается днем обращения за пенсией и в том случае, когда к заявлению приложены не все необходимые документы, но они были представлены гражданином впоследствии в течение определенного срока.

Внесение законопроекта обусловлено тем, что многочисленные обращения руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по данному вопросу и анализ правоприменительной практики свидетельствуют о невозможности в установленный срок (6 месяцев) представить необходимые для получения пособия документы (решения суда о лишении родителей родительских прав, об ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими, или об установлении факта оставления ребенка без попечения родителей).

Рассмотрение дел в судах часто затягивается на сроки более двух месяцев со дня поступления заявлений в суд по причинам, не зависящим от истцов, в связи с необходимостью предоставления доказательств, справок, обосновывающих фактические основания исковых требований. Процесс получения некоторых документов требует длительного периода времени, не всегда представляется возможным быстро получить необходимые документы для предоставления в судебные органы.

Принятие законопроекта позволит обеспечить гарантии соблюдения прав граждан на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.