Пленарное заседание Государственной Думы

Работа в Государственной Думе на 09.03.2011

Вопросы на повестке дня

369212-5 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" (принят во втором чтении 25.02.11). Доклад председателя Комитета по строительству и земельным отношениям М.Л. Шаккума.

Закон направлен на оптимизацию и упрощение процедур территориального планирования. Предусмотрено создание федеральной государственной информационной системы территориального планирования, определен перечень сведений, которые должна содержать эта система. Введено понятие объектов федерального, регионального и местного значения. Документы территориального планирования утверждаются – 10 лет, при размещении линейных объектов - 20 лет, генеральные планы поселений и городских округов - не менее 20 лет. Упрощен порядок подготовки схем территориального планирования РФ. До 1 сентября 2011 года схемы территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов, а также их проекты и материалы по их обоснованию подлежат размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований. Исключены нормы о государственной экспертизе проектов документов территориального планирования. Уточнены условия, при которых сельские поселения вправе не разрабатывать генеральные планы. Введена возможность подготовки проектной документации линейных объектов на основании документации по планировке территории без разработки градостроительного плана земельного участка. Перенесен на 1 год (до 31 декабря 2012 года) срок вступления в силу запрета на резервирование, перевод, изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, на предоставление земельных участков для строительства в случае отсутствия документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.


112417-5  внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (о допросе свидетеля и потерпевшего в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи) (принят во втором чтении 25.02.11). Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

Закон разрешает проводить допрос свидетеля и потерпевшего в суде путем использования систем видеоконференц-связи. УПК РФ дополняется новой статьей, устанавливающей особенности допроса свидетеля путем использования систем видеоконференц-связи. При этом суд, рассматривающий уголовное дело, выносит определение или постановление об отложении судебного разбирательства на срок, необходимый для организации проведения допроса свидетеля путем использования систем видеоконференц-связи.


47860-5  внесении изменений в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (об участии осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы, в судебном заседании) (принят во втором чтении 25.02.11). Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

Закон предусматривает, что при наличии ходатайства осужденного об участии в судебном заседании суд обязан обеспечить его непосредственное участие в судебном заседании либо предоставить возможность изложить свою позицию путем использования систем видеоконференц-связи. Вопрос о форме участия осужденного в судебном заседании решается судом. Ходатайство осужденного об участии в судебном заседании может быть заявлено одновременно с его ходатайством по вопросам, связанным с исполнением приговора, либо в течение 10 суток со дня получения осужденным извещения о дате, времени и месте судебного заседания.


Проект постановления Государственной Думы № 509152-5 "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (проект № 149566-5, принят ГД 02.06.10, отклонен СФ 09.06.10 с предложением о создании согласительной комиссии). Доклад зам. председателя Комитета по безопасности В.И. Колесникова.

Предлагается создать согласительную комиссию в составе депутатов ГД А.М. Розувана (сопредседатель комиссии), В.ВБобырева, А.НВолкова (ЕР) и А.К. Лугового (ЛДПР). Установить срок работы комиссии до 31 марта 2011 года.


№ 471726-5 "О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов" (принят в первом чтении 25.01.11). Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигина.

Законопроектом предусматривается, что не менее половины депутатских мандатов  в представительном органе муниципального района или городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяется между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта РФ может предусматриваться необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 5% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом он должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Депутаты, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (фракции). Регистрация кандидатов, выдвинутых политической партией, осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что  официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. Регистрация осуществляется на основании решения о выдвижении, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением.


"О назначении Государственной Думой пяти членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" (16.30). Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигина.

Предлагается рассмотреть 5 кандидатур для назначения членов ЦИК РФ от Государственной Думы:

1. Крюков Валерий Александрович, член ЦИК РФ действующего состава (от фракции ЕР);

2. Воронова Татьяна Геннадьевна, депутат ГД (от фракции ЕР).

3. Даниленко Сергей Андреевич, член ЦИК действующего состава (от фракции СР);

4. Колюшин Евгений Иванович, член ЦИК РФ действующего состава (от фракции КПРФ);

5. Лавров Олег Васильевич, помощник депутата ГД (от фракции ЛДПР);

Справочно: срок полномочий действующего состава ЦИК РФ истекает 27 марта 2011 года


502299-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (зарегистрирован 16.02.11). Доклад полномочного представителя Президента РФ в ГД Г.В. Минха. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

В целях дифференциации ответственности за дачу взятки предлагается закрепить четыре  вида взятки в зависимости от их размера:  до 25 тыс. руб.; в значительном размере – от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб.;  в крупном размере - от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.; в особо крупном размере - свыше 1 млн. руб. В качестве основного наказания за получение взятки в размере до 25 тыс. руб. установить штраф в размере от 12-кратной до 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

За получение взятки в особо крупном размере, то есть более 1 млн. руб., установить наказание в виде штрафа в размере от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

Кроме того, проектом вводится в качестве отдельного самостоятельного состава посредничество во взяточничестве, под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

КоАП РФ дополняется новой главой 29 "Правовая помощь по делам об административных правонарушениях", определяющей порядок производства на территории иностранного государства соответствующих процессуальных действий.


№ 508694-5 "О даче согласия на исполнение судебного решения об избрании в отношении депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Егиазаряна Ашота Геворковича меры пресечения в виде заключения под стражу" (зарегистрирован 01.03.11). Доклад председателя Комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики А.И.Гурова.

Предлагается по представлению Следственного комитета РФ дать согласие на исполнение постановления Басманного районного суда г. Москвы от 31 января 2011 года об избрании в отношении депутата ГД А.Г. Егиазаряна (ЛДПР), объявленного в международный розыск, меры пресечения в виде заключения под стражу по уголовному делу, предусматривающему наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет.


№ 442340-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в части повышения эффективности исполнения актов судов, иных органов и должностных лиц о взыскании штрафов, принимаемых по делам об административных правонарушениях) (зарегистрирован 19.10.10). Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигина.

Законопроектом предлагается увеличить нижний предел административного штрафа за неуплату административного штрафа в срок до 1 000 рублей (в н/вр. нижний предел не установлен, размер штрафа составляет двукратный размер суммы неуплаченного в срок штрафа). Определяется порядок наложения такого штрафа.


300997-5 внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части совершенствования системы реабилитации инвалидов) (зарегистрирован 16.12.09). Доклад депутата ГД А.В. Ломакина-Румянцева. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике К.Н. Новиковой.

Законопроектом предлагается: пересмотреть полномочия федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ), возложив на них принятие решения о разработке индивидуальных программ реабилитации; исключить ряд полномочий федеральных учреждений МСЭ - изучение уровня и причин инвалидности населения, участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и соц. защиты инвалидов, а также определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего (при этом указанные полномочия не предлагается передать другим учреждениям или организациям); передать Правительству РФ полномочия по определению порядка, размера и условий выплаты компенсаций расходов на оплаченные инвалидом за собственный счет реабилитационные средства и услуги.


492488-4 "О внесении изменения в статью 335 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части уточнения места постановки на учет налогоплательщика при уплате налога на добычу полезных ископаемых) (зарегистрирован 12.11.07).

Законопроектом предлагается установить, что местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория муниципального района (муниципальных районов), городского округа (городских округов), субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр (в наст. время – территория субъекта РФ).


78139-5 О внесении изменения в пункт 1 статьи 335 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об установлении порядка уплаты налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр в муниципальных образованиях) (зарегистрирован 01.07.08). Доклад депутата ГД Н.В. Пугачевой.

Законопроектом предлагается исключить положение, определяющее место нахождения участка недр, предоставленного плательщику налога на добычу полезных ископаемых  в пользование (таким местом признается  территория субъекта РФ, на которой расположен участок недр).


375177-5 О внесении изменения в статью 335 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об определении места нахождения участка недр для целей налогообложения) (зарегистрирован 15.05.10). Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам С.И. Штогрина.

Законопроектом предлагается установить, что местом нахождения участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, признается территория муниципального образования, на котором расположен участок недр.


Актуальные вопросы

Совершенствование государственного управления в области противодействия коррупции

502299-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (зарегистрирован 16.02.11). Доклад полномочного представителя Президента РФ в ГД Г.В. Минха. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

В целях дифференциации ответственности за дачу взятки предлагается закрепить четыре  вида взятки в зависимости от их размера:  до 25 тыс. руб.; в значительном размере – от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб.;  в крупном размере - от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.; в особо крупном размере - свыше 1 млн. руб. В качестве основного наказания за получение взятки в размере до 25 тыс. руб. установить штраф в размере от 12-кратной до 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

За получение взятки в особо крупном размере, то есть более 1 млн. руб., установить наказание в виде штрафа в размере от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

Кроме того, проектом вводится в качестве отдельного самостоятельного состава посредничество во взяточничестве, под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

КоАП РФ дополняется новой главой 29 "Правовая помощь по делам об административных правонарушениях", определяющей порядок производства на территории иностранного государства соответствующих процессуальных действий.

Подробнее о законопроекте…

Изменения, вносимые проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (далее - проект), направлены на решение следующих концептуальных проблем.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК России) дополняется положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более пятисот миллионов рублей.

Перечень преступлений, в результате совершения которых полученное имущество подлежит конфискации, дополнен за счет преступлений корыстной направленности, включенных в уголовный закон в последние годы. В этот перечень не вошли мошенничество и присвоение или растрата (статьи 159 и 160 УК России) в связи с принципиальной позицией, в соответствии с которой имущество, полученное в результате любых видов хищений, подлежит возврату законному владельцу, а не обращается в доход Российской Федерации. Отнесение к числу конфискационных преступлений мошенничества и присвоения или растраты серьезно усложнило бы положение потерпевшего. Также в указанный перечень преступлений не включена дача взятки (статья 290 УК России), так как имущество или иные выгоды имущественного характера, получаемые взяткодателем, изымаются у него в иных правовых режимах и не подлежат обращению в доход Российской Федерации.

Общественная опасность взяточничества во многом обусловлена размером взятки. Однако УК России не в должной мере отражает данное положение дел. В нем предусматривается ответственность за простую взятку (до 150 тысяч рублей) и взятку в крупном размере (свыше 150 тысяч рублей).

В целях дифференциации ответственности в УК России закрепляется четыре вида взятки в зависимости от их размера:



  • простая взятка - до 25 тысяч рублей;

  • взятка в значительном размере - от 25 тысяч рублей до 150 тысяч рублей;

  • взятка в крупном размере - от 150 тысяч рублей до 1 миллиона рублей;

  • взятка в особо крупном размере - свыше 1 миллиона рублей.


В качестве основного наказания за получение взятки в размере до 25 тысяч рублей устанавливается штраф в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

За получение взятки в особо крупном размере, то есть более 1 миллиона рублей, предлагается установить наказание в виде штрафа в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Кроме того, проектом вводится в качестве отдельного самостоятельного состава посредничество во взяточничестве, под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Проектом также предлагается уточнить положения, касающиеся уголовной ответственности за взяточничество (подкуп) иностранных должностных лиц и должностных лиц иностранных публичных организаций. При этом в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции под иностранным должностным лицом понимается любое

назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Для повышения эффективности административной ответственности, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения.

В соответствии с данными изменениями за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, передачу иных имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением, на юридических лиц налагается штраф.

Кроме того, вводится институт правовой помощи по делам об административных правонарушениях. При необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на началах взаимности. Устанавливается, что запрос о производстве процессуальных действий направляется через:



  • Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности арбитражных судов Российской Федерации;

  • Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

  • Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.