Экспертно-консультативный совет фракции «Единая Россия» в Государственной Думе
10.03.2011

Заседание подкомитета по налоговому законодательству


Вопросы на повестке дня

1. О проекте федерального закона № 448864-5 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности», внесенном Правительством Российской Федерации (второе чтение)

2. О проекте федерального закона № 426605-5 «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц доходов, получаемых налогоплательщиками от продажи продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах), внесенном депутатами Государственной Думы Г.В.Куликом, В.В.Толстопятовым, Р.В.Кармазиной, В.Я.Пекаревым, С.Г.Иткуловым, В.И.Тараниным, М.Л.Шаккумом, Н.В.Пугачевой, Б.В.Михалевым, Е.А.Самойловым, Н.С.Максимовым, В.А.Лекаревой, В.В.Рязанским, В.А.Головневым, И.А.Яровой» (второе чтение)

3. Разное


Актуальные вопросы

1. Законопроект № 448864-5 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности», внесенном Правительством Российской Федерации (второе чтение)


Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности" разработан в соответствии с положениями послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года.

Законопроект направлен на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации.

Законопроектом уточняется порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В частности, предусматривается, что расходы на НИОКР равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).

В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (далее -Кодекс) не предусмотрен перечень расходов, относимых к расходам на НИОКР. В связи с тем, что с 1 января 2009 г. предоставляется возможность применять повышающий коэффициент 1,5 к расходам на НИОКР по направлениям, утверждаемым Правительством Российской Федерации, этот вопрос представляется особенно актуальным. Предоставление налоговой субсидии по таким расходам без четкого определения перечня их статей в законодательстве о налогах и сборах может привести к злоупотреблениям, выражающимся в отнесении части общепроизводственных и общехозяйственных расходов (косвенных расходов) к расходам на НИОКР, что в свою очередь приведет к созданию неверных стимулов и дискредитации самой льготы. Неопределенность состава расходов на НИОКР для целей налогообложения создает не только риски неправомерного сокращения налоговых обязательств, но и риски для добросовестных налогоплательщиков, связанные с такой неопределенностью. В связи с этим законопроектом определяется перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизационные начисления, материальные и прочие расходы), относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций.

В целях создания механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, учитываемых в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, предусматривается, что налогоплательщики, использующие указанный законопроектом механизм, должны будут представлять в налоговый орган по месту своего учета отчет о выполненных НИОКР, оформленный в соответствии требованиями, установленными национальным стандартом (Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.32-2001).

Учитывая, что проверка соответствия выполненных НИОКР перечню, установленному Правительством Российской Федерации, требует специальных познаний в области науки и техники, налоговым органом может быть назначена экспертиза представленного налогоплательщиком отчета в порядке, предусмотренном статьей 95 Кодекса. С целью обеспечения возможности проведения указанной экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки соответствующее изменение вносится в пункт 3 статьи 95 Кодекса.

В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщику предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на НИОКР. При этом предусматривается, что налогоплательщик на основании разработанных и утвержденных им программ самостоятельно принимает решение о создании резерва, отражая соответствующее решение в учетной политике для целей налогообложения. При этом расходы налогоплательщика, осуществляемые им при реализации указанных программ, производятся за счет такого резерва.

Законопроектом предлагается освободить от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходы, полученные при реализации акций российских организаций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг в секторах инновационных отраслей экономики, при условии, что на дату реализации или иного выбытия, в том числе погашения, таких ценных бумаг они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более 5 лет.

Порядок отнесения ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики будет установлен Правительством Российской Федерации. В  настоящее время к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики могут быть отнесены ценные бумаги, допущенные к торгам в биржевом секторе "Рынок инноваций и инвестиций" ЗАО "Международная межбанковская валютная биржа".

Данные меры направлены на стимулирование долгосрочного венчурного финансирования и повышения привлекательности частных инвестиций в развитие инновационной деятельности.

В целях стимулирования модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования с 1 января 2011 года предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.


2. Законопроект № 426605-5 «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц доходов, получаемых налогоплательщиками от продажи продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах), внесенном депутатами Государственной Думы Г.В.Куликом, В.В.Толстопятовым, Р.В.Кармазиной, В.Я.Пекаревым, С.Г.Иткуловым, В.И.Тараниным, М.Л.Шаккумом, Н.В.Пугачевой, Б.В.Михалевым, Е.А.Самойловым, Н.С.Максимовым, В.А.Лекаревой, В.В.Рязанским, В.А.Головневым, И.А.Яровой» (второе чтение)


В результате реализации приоритетных программ развития Агропромышленного комплекса в России  сложилась многоукладная система сельского хозяйства.

Работают более 20 тыс. крупных сельскохозяйственных предприятий и холдингов, более 265 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и свыше 13 млн. сельских семей занимаются сельским подворьем.

Мелкий бизнес и личное подворье граждан производят сегодня более 50 % общего объема сельскохозяйственной продукции, а в производстве картофеля, овощей, плодов и ягод их доля превышает 80 %.

Аграрная политика государства строится на равной поддержке всех форм организации сельского производства. В законе "О развитии сельского хозяйства" в статье 3 сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются не только крупные организации, но и граждане, ведущие личное подворье. На них распространяются все льготы и условия государственной поддержки, установленные указанным законом.

За годы действия закона, им выдано более 700 тыс. льготных кредитов на общую сумму около 56 миллиардов рублей, оказывается финансовая поддержка из бюджетов всех уровней на приобретение сельскохозяйственной техники,  племенных и товарных сельскохозяйственных животных, на производство реализуемой ими продукции животноводства и растениеводства, на услуги по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, на закладку и уходные работы по выращиванию садов,  столовых и технических сортов винограда, на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта и другие нужды.

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство ряда регионов обращаются к депутатам Государственной Думы Российской Федерации с просьбой разъяснить, почему на получаемую государственную поддержку,  в последнее время, налоговые органы  начисляют налоги, как на дополнительно полученные доходы.

Как показали проверки, это связано с тем, что в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации не четко прописан порядок налогообложения указанных средств, получаемых гражданами на ведение сельского хозяйства.

В связи с этим предлагаем изложить  первый абзац пункта 13 статьи 217 в следующей редакции: " доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации,  продуктов животноводства, (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства, (как в натуральном, так и в переработанном виде), а так же средства, полученные из бюджетов всех уровней при целевом использовании их на развитие и поддержку ведения личного подсобного хозяйства: приобретение  семян и посадочного материала, кормов, горючего, минеральных удобрений, средств защиты растений, закладку многолетних насаждений и виноградников и уход за ними, молодняка скота и племенных животных, птицы, пчёл и рыбы, содержание сельскохозяйственных животных, покупку оборудования по строительству теплиц, хранению и переработки продукции,  сельскохозяйственной техники, запасных частей и ремонтных материалов,  реализацию произведенной продукции, страхование посевов и многолетних насаждений при условии, что общая площадь земельных участков, которые одновременно находятся на праве собственности и (или) ином праве граждан  ведущих личное подсобное хозяйство, не превышает максимального размера, установленного законом субъекта Российской Федерации".

Указанная поддержка введена с целью повысить заинтересованность граждан в развитии сельского хозяйства и увеличения производства продукции.

Принятие указанного Федерального закона позволит стабилизировать складывающуюся ситуацию в личных подворьях, когда многие граждане начали сворачивать личное хозяйство и как результат, в последнее  время  в этом секторе  сократилось поголовье скота,  площади посадки овощей и картофеля.