Ежегодный отчет Правительства России перед парламентом за 2010 год (В.В. Путин)
20.04.2011

Пленарное заседание Государственной Думы

Вопросы на повестке дня

№ 502299-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (принят во втором чтении 19.04.11). Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

В целях дифференциации ответственности за дачу взятки Закон определяет четыре вида взятки в зависимости от их размера: до 25 тыс. руб.; в значительном размере – от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб.;  в крупном размере - от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.; в особо крупном размере - свыше 1 млн. руб. В качестве основного наказания за получение взятки в размере до 25 тыс. руб. установить штраф в размере от 12-кратной до 60-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

За получение взятки в особо крупном размере, то есть более 1 млн. руб., установлено наказание в виде штрафа в размере от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

Вводится в качестве самостоятельного состава посредничество во взяточничестве, под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве - наказывается штрафом в размере от 15-кратной до 70-кратной суммы взятки или штрафом в размере от 25 тыс. до 500 млн. руб. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от 10-кратной до 60-кратной суммы взятки.

КоАП РФ, дополняется новой главой 29 "Правовая помощь по делам об административных правонарушениях", определяющей порядок производства на территории иностранного государства соответствующих процессуальных действий, а также увеличен с 1 года до 6 лет срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о противодействии коррупции.


465958-5 "О добровольной пожарной охране" (принят во втором чтении 08.04.11). Доклад члена Комитета по безопасности В.А. Востротина.

Закон направлен на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами – общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Определены основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, социальной и экономической поддержки деятельности добровольных пожарных, их права и обязанности. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления и иных средств, не запрещенных законодательством РФ. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны, а также осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных.


440227-5 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части введения дополнительного запрета для муниципального служащего) (принят во втором чтении 06.04.11). Доклад члена Комитета по вопросам местного самоуправления В.В. Якимова.

Закон устанавливает для муниципальных служащих, в чьи должностные обязанности входит взаимодействие с политическими партиями, другими общественными объединениями и религиозными объединениями, запрет принимать награды, почетные и специальные звания указанных организаций и объединений.


404041-5  внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления условий контракта для главы местной администрации внутригородского муниципального образования города федерального значения) (принят в первом чтении 25.02.11). Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления В.С. Тимченко.

Законопроектом предлагается распространить действующий порядок утверждения условий контракта для главы местной администрации на внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.


501810-5 О внесении изменений в статьи 236 и 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (о выделении в отдельное производство уголовного дела в отношении подсудимых, возражающих против рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей) (зарегистрирован 15.02.11). Доклад статс-секретаря – заместителя Министра юстиции РФ Д.В. Костенникова. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

Законопроект направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2010 года № 8-П. Устанавливается, что по результатам предварительного слушания судья вправе принять решение о выделении или невозможности выделения  уголовного дела в отдельное производство. Предусматривается обязанность суда при решении о выделении уголовного дела в отдельное производство в случае возражения подсудимых против рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей убедиться, что выделение уголовного дела не будет препятствовать всесторонности и объективности разрешения выделенного уголовного дела и уголовного дела, рассматриваемого в составе суда с участием присяжных заседателей.


481466-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (об уточнении полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения) (зарегистрирован 28.12.10). Доклад заместителя Министра внутренних дел РФ В.Н. Кирьянова. Содоклад председателя Комитета по транспорту С.Н. Шишкарева.

Законопроектом предлагается отнести к полномочиям органов местного самоуправления осуществление мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, включая улично-дорожную сеть, при осуществлении дорожной деятельности, в том числе принятие решения о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения (в границах населенных пунктов поселения, вне границ населенных пунктов поселений в границах муниципального района, в границах городского округа). В отношении муниципального района и городского округа предусмотрено также участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.


Об отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2010 год (12.00 – 15.00).

Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина.

Вопросы и выступления представителей фракций в Государственной Думе.


532272-5 «Об отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2010 год» (зарегистрирован 18.04.11). Доклад председателя Комитета по Регламенту и организации работы ГД О.И. Аршба.

Проектом постановления предлагается:

1. Признать целесообразной координацию усилий Правительства РФ, Совета Федерации  и Государственной Думы в решении задач по ускорению формирования нормативной правовой базы для обеспечения развития инновационной экономики РФ.

2. Комитетам ГД продолжить работу над приоритетными законопроектами, направленными на динамичное развитие российской экономики и решение вопросов стратегического характера, таких, как поддержка финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ, повышение уровня социальных гарантий государства.


531503-5 «Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики за 2010 год» (зарегистрирован 15.04.11). Доклад председателя Комитета по бюджету и налогам Ю.В. Васильева.

В заключении Комитета отмечается, что антикризисные меры, принятые Правительством РФ и Банком России в 2010 году, в целом достигли намеченных результатов. На их реализацию 2010 года в федеральном бюджете предусмотрены средства в сумме 295 млрд. рублей. Кассовое исполнение расходов на реализацию антикризисных мер в отчетном периоде составило 281,1 млрд. рублей или 95,4 процента к утвержденным бюджетным ассигнованиям.

Правительству РФ необходимо продолжить работу по снижению инфляционных рисков, а также усилить контроль над монетарными факторами инфляции, а также безусловному выполнению взятых обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и выделению ассигнований из федерального бюджета в требуемом объеме.


513708-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в части стимулирования реализации региональных адресных программ и продления сроков проведения государственного кадастрового учета земельных участков, занятых многоквартирными домами) (зарегистрирован 11.03.11). Доклад председателя Комитета по строительству и земельным отношениямМ.Л. Шаккума.

Законопроектом вводится возможность приостановления предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в случае невыполнения субъектом РФ сроков достижения параметров реализации региональных адресных программ (количество переселенных граждан, количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт), заявленных при подаче заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда; предлагается продлить сроки проведения органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, занятых многоквартирными домами, включенными в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта, до 1 января 2012 года; исключается необходимость публикации годового отчета Фонда в СМИ.


468081-5 «О внесении изменения в статью 34 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в части исключения запрета установления в документации об аукционе требований к производителю товара, участнику размещения заказа) (зарегистрирован 08.12.10).

Законопроектом предлагается исключить норму базового ФЗ, согласно которой не допускается включать в документацию об аукционе требования к производителю товара, к участнику размещения заказа, а также требований к его деловой репутации, о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг. 


№ 477741-5 "О внесении изменения в статью 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части установления особенностей проведения аукционов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Чеченской Республики) (зарегистрирован 23.12.10). Доклад заместителя председателя Комитета по строительству и земельным отношениямЮ.В. Свердлова.

Законопроектом предлагается предоставить государственным заказчикам Чеченской Республики права до 1 января 2013 года размещать заказы путем проведения торгов в форме не только отрытого аукциона в электронной форме, но и открытого аукциона.

Справочно: отв. комитет отмечает, что предлагаемая норма не будет способствовать развитию добросовестной конкуренции и обеспечению прозрачности размещения государственных заказов.


№ 65965-5 "О внесении изменений в статьи 49 и 70-1 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части расширения случаев изъятия и резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд) (зарегистрирован 30.05.08). Доклад заместителя председателя Комитета по строительству и земельным отношениямЮ.В. Свердлова.

Законопроектом предлагается расширить основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотрев возможность изъятия в целях размещения объектов социальной инфраструктуры, в том числе многоквартирных домов, а также предусмотреть возможность резервирования земель для государственных и муниципальных нужд в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, в том числе многоквартирных домов, в отношении любых земель, включая застроенные и предоставленные гражданам и юридическим лицам.

Справочно: отв. комитет отмечает, что цель увеличения количества земельных участков для жилищного строительства таким способом достигнута не будет.


№ 466914-5 "О внесении изменений в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения процедуры выдачи разрешения на строительство) (зарегистрирован 07.12.10). Доклад заместителя председателя Комитета по строительству и земельным отношениямЮ.В. Свердлова.

Законопроектом предлагается возложить на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства обязанности по проверке проектной документации объектов капитального строительства, не подлежащей государственной экспертизе, на соответствие требованиям по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Справочно: отв. комитет отмечает, что для реализации потребуются дополнительные расходы бюджетных средств  на содержание соответствующих специалистов.


374800-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в части устранения пробелов, выявившихся при работе с обращениями граждан) (зарегистрирован 14.05.10, новая редакция от 16.11.10). Доклад депутата ГД А.А. Козерадского. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И. Захарьящева.

Законопроектом предлагается исключить следующие обязательные требования к письменному обращению гражданина: указание фамилии, имени, отчества гражданина, адреса электронной почты, почтового адреса; дополнить положением, регламентирующим, кому из авторов коллективного обращения направляется ответ; положением о подтверждении получения обращения путем проставления подписи уполномоченного лица и даты на втором экземпляре обращения.


430936-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (в части расширения сферы общественного контроля за местами принудительного содержания) (зарегистрирован 24.09.10). Доклад депутата ГД А.А. Козерадского. Содоклад председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попова.

Законопроектом предлагается расширить перечень мест принудительного содержания, подлежащих общественному контролю, включив в него конвойные помещения в зданиях судов, специальные транспортные средства, предназначенные для перевозки подсудимых и осужденных, психиатрические стационары специализированного типа, в том числе с интенсивным наблюдением; снизить возраст, при достижении которого гражданин РФ может быть членом общественной наблюдательной комиссии, с 25 лет до 21 года, а также исключить требования к наличию у него опыта работы в области защиты прав человека.

Справочно: отв. комитет отмечает, что законопроект не содержит положений, определяющих порядок и условия осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в указанных местах.


448879-5  внесении изменения в статью 431 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления порядка организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации) (зарегистрирован 02.11.10). Доклад члена Комитета по вопросам местного самоуправления М.К. Банщикова.

Законопроектом предлагается предоставить возможность субъектам РФ устанавливать порядок организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов не только законом, но и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Справочно: отв. комитет отмечает, что предлагаемое является излишним, поскольку существующий порядок не препятствует регулированию правоотношений, связанных с осуществлением исполнительно-распорядительных полномочий по ведению данного регистра.


№ 151005-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (по вопросу усиления уголовной ответственности за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации и установления уголовной ответственности за совершение подобных преступлений в отношении несовершеннолетних) (зарегистрирован 16.01.09, новая редакция - 22.10.09). Доклад депутата ГД П.В. Тараканова. Содоклад заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.В. Бобырева.

Законопроектом предлагается изложить в новой редакции соответствующую статью УК РФ, предусмотрев за указанное преступление, совершенное с применением насилия или угрозой его применения, наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет (в действ. ред. - до 3 лет). То же деяние, совершенное в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет (в действ. ред. - до 5 лет). Такое же наказание предусматривается установить за указанное преступление в отношении несовершеннолетних, а также совершенное группой лиц. Наказание по данной статье устанавливается с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Справочно: отв. комитет отмечает, что предлагаемые изменения не содержат достаточных обоснований неэффективности действующих санкций.

Верховный Суд РФ (02.02.10) возражений по законопроекту не имеет.


№ 435351-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу изменения действующего законодательства по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти) (зарегистрирован 06.10.10). Доклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Н.В. Гончарова.

Законопроектом предлагается усилить уголовную ответственность за совершение ряда преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Так в статью 105 УК РФ «Убийство» предлагается ввести новую часть 3, предусматривающую уголовную ответственность за убийство, совершенное по указанным мотивам (срок от 8 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы), исключить аналогичный квалифицирующий признак (срок от 8 до 20 лет с ограничением свободы на срок от 1 до 2 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь). Повышаются на 1 - 4 года верхние границы санкций в виде лишения свободы за другие преступления, совершенные по указанным мотивам, а также преступления экстремистской направленности.

Справочно: отв. комитет отмечает, что судопроизводство с участием присяжных имеет особую конституционно-правовую значимость, не допускающую необоснованного отказа от этой формы судопроизводства.


№ 500337-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" (о разграничении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по спасению людей и имущества, локализации и ликвидации пожаров в границах сельских населенных пунктов) (зарегистрирован 11.02.11). Доклад члена Комитета по безопасности В.А. Востротина.

Законопроектом предлагается уточнить полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по созданию муниципальной пожарной охраны, содержащейся за счет местного бюджета по принятию мер по локализации пожара, спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы с использованием только первичных средств пожаротушения. Предлагается предусмотреть возмещение затрат подразделениям частной пожарной охраны, принимавшим участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Справочно: отв. комитет отмечает, что предлагаемые новации создадут неопределенность при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по созданию муниципальной  пожарной охраны.


355248-5 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (в части установления ставок налога на имущество физических лиц) (зарегистрирован 07.04.10). Доклад депутата ГД О.Л. Михеева. Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам С.И. Штогрина.

Законопроектом предлагается исключить требование об установлении ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования, и предусматривается устанавливать их в зависимости от инвентаризационной стоимости каждого из объектов обложения этого налога.


360981-5 «О внесении изменений в статьи 391 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об уменьшении налоговой базы по земельному налогу) (зарегистрирован 19.04.10). Доклад депутата ГД О.Л. Михеева. Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Г.В. Кулика.

Законопроектом предлагается уменьшение налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, а также освобождение от обложения земельным налогом некоторых категорий налогоплательщиков.



Актуальные вопросы

№ 502299-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (принят во втором чтении 19.04.11). Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

В целях дифференциации ответственности за дачу взятки Закон определяет четыре вида взятки в зависимости от их размера: до 25 тыс. руб.; в значительном размере – от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб.;  в крупном размере - от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.; в особо крупном размере - свыше 1 млн. руб. В качестве основного наказания за получение взятки в размере до 25 тыс. руб. установить штраф в размере от 12-кратной до 60-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

За получение взятки в особо крупном размере, то есть более 1 млн. руб., установлено наказание в виде штрафа в размере от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

Вводится в качестве самостоятельного состава посредничество во взяточничестве, под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве - наказывается штрафом в размере от 15-кратной до 70-кратной суммы взятки или штрафом в размере от 25 тыс. до 500 млн. руб. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от 10-кратной до 60-кратной суммы взятки.

КоАП РФ, дополняется новой главой 29 "Правовая помощь по делам об административных правонарушениях", определяющей порядок производства на территории иностранного государства соответствующих процессуальных действий, а также увеличен с 1 года до 6 лет срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о противодействии коррупции.


Подробнее о законопроекте…

Изменения, вносимые проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (далее - проект), направлены на решение следующих концептуальных проблем.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК России) дополняется положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более пятисот миллионов рублей.

Перечень преступлений, в результате совершения которых полученное имущество подлежит конфискации, дополнен за счет преступлений корыстной направленности, включенных в уголовный закон в последние годы. В этот перечень не вошли мошенничество и присвоение или растрата (статьи 159 и 160 УК России) в связи с принципиальной позицией, в соответствии с которой имущество, полученное в результате любых видов хищений, подлежит возврату законному владельцу, а не обращается в доход Российской Федерации. Отнесение к числу конфискационных преступлений мошенничества и присвоения или растраты серьезно усложнило бы положение потерпевшего. Также в указанный перечень преступлений не включена дача взятки (статья 290 УК России), так как имущество или иные выгоды имущественного характера, получаемые взяткодателем, изымаются у него в иных правовых режимах и не подлежат обращению в доход Российской Федерации.

Общественная опасность взяточничества во многом обусловлена размером взятки. Однако УК России не в должной мере отражает данное положение дел. В нем предусматривается ответственность за простую взятку (до 150 тысяч рублей) и взятку в крупном размере (свыше 150 тысяч рублей).

В целях дифференциации ответственности в УК России закрепляется четыре вида взятки в зависимости от их размера:

простая взятка - до 25 тысяч рублей;

взятка в значительном размере - от 25 тысяч рублей до 150 тысяч рублей;

взятка в крупном размере - от 150 тысяч рублей до 1 миллиона рублей;

взятка в особо крупном размере - свыше 1 миллиона рублей.

В качестве основного наказания за получение взятки в размере до 25 тысяч рублей устанавливается штраф в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

За получение взятки в особо крупном размере, то есть более 1 миллиона рублей, предлагается установить наказание в виде штрафа в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Кроме того, проектом вводится в качестве отдельного самостоятельного состава посредничество во взяточничестве, под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Проектом также предлагается уточнить положения, касающиеся уголовной ответственности за взяточничество (подкуп) иностранных должностных лиц и должностных лиц иностранных публичных организаций. При этом в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции под иностранным должностным лицом понимается любое

назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Для повышения эффективности административной ответственности, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения.

В соответствии с данными изменениями за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, передачу иных имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением, на юридических лиц налагается штраф.

Кроме того, вводится институт правовой помощи по делам об административных правонарушениях. При необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на началах взаимности. Устанавливается, что запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности арбитражных судов Российской Федерации;

Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.



№ 465958-5 "О добровольной пожарной охране" (принят во втором чтении 08.04.11). Доклад члена Комитета по безопасности В.А. Востротина.

Закон направлен на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами – общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Определены основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, социальной и экономической поддержки деятельности добровольных пожарных, их права и обязанности. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления и иных средств, не запрещенных законодательством РФ. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны, а также осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных.


Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона "О добровольной пожарной охране" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № 2817.

Законопроектом предлагается урегулировать общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью добровольной пожарной охраны.

Положениями законопроекта определены аспекты социальной и экономической поддержки деятельности добровольных пожарных, установлены права, обязанности и ответственность добровольных пожарных.

Законопроектом установлено, что добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе граждан и юридических лиц, объединившихся для участия в деятельности по профилактике и тушению пожаров.

Расходы на материально-техническое обеспечение добровольной пожарной охраны предлагается возложить на их учредителей или предусматривать за счет собственных средств.

Одновременно законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "О пожарной безопасности", в части уточнения редакций отдельных статей, регламентирующих деятельность добровольной пожарной охраны.