Заседание подкомитета по налоговому законодательству
22.04.2011
Заседание Комитета Государственной Думы по делам ветеранов
22.04.2011

Пленарное заседание Государственной Думы

Вопросы на повестке дня

531036-5 "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "В связи с 25-летием аварии на Чернобыльской АЭС" (зарегистрирован 14.04.11). Доклад члена Комитета по труду и социальной политике А.С. Иванова.

В заявлении отмечается, что в преддверии 26 апреля, когда все мировое сообщество отмечает Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. ГД обращается со словами искренней благодарности ко всем гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии, глубокого соболезнования к тем, чьи родные и близкие, друзья и товарищи безвременно ушли из жизни в результате этой трагедии. ГД и в дальнейшем будет принимать меры по улучшению материального положения и условий жизни граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.


526752-5 "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "В связи с проявлениями негативного отношения к народам России и единому историческому прошлому в ряде государств - бывших республик СССР" (зарегистрирован 06.04.11). Доклад депутата ГД В.В. Жириновского. Содоклад председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками А.В. Островского.

В заявлении отмечается, что в некоторых государствах звучат оскорбительные высказывания в адрес русского народа и других народов России, нагнетается русофобия, оскверняются кладбища, демонтируются памятники и мемориалы в честь воинов-освободителей. Депутаты ГД считают недопустимыми и вызывающими ситуации, когда подобные негативные явления прямо или косвенно поощряются официальными властями и политическими деятелями, что не способствует развитию добрососедских отношений, в т.ч. укреплению интеграции в рамках СНГ. Отмечается, что такие действия не могут быть оставлены без адекватной реакции руководства РФ, которое вправе принимать все необходимые меры политического и экономического характера в ответ на указанные факты.


503773-5 "О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я. Чайке "О нарушении Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (зарегистрирован 18.02.11). Доклад депутата ГД М.С. Рохмистрова. Содоклад председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Е.А. Фёдорова.

Проект запроса содержит просьбу к Генеральному прокурору РФ дать поручение провести проверку исполнения прокурором Рязанской области поручения Президента РФ, данного на совещании по поводу дополнительных мер по обеспечению правопорядка 16 декабря 2010 года в Рязани, о принятии мер реагирования и об усилении контроля за исполнением ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и проинформировать ГД о результатах проведенной проверки.

Справочно: отв. комитет считает нецелесообразным наличие в тексте запроса указаний на конкретную конфликтную ситуацию и неуместным указания на конкретных должностных лиц, т.к. факты подобных нарушений были зафиксированы и в других муниципальных образованиях РФ, но это не нашло отражения в тексте.


483563-5 внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (о дополнении оснований возникновения права на пенсию за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих) (принят во втором чтении 19.04.11). Доклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Ф.И. Гайнуллиной.

Закон предоставляет федеральным государственным гражданским служащим право на назначение пенсии за выслугу лет в случае их увольнения с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе до наступления возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости при условии наличия у них стажа федеральной гражданской службы не менее 25 лет и замещения должности федеральной гражданской службы не менее 7 лет непосредственно перед увольнением (в настоящее время такое "отложенное право" на назначение пенсии за выслугу лет действует только в отношении федеральных гражданских служащих, уволенных по независящим от них причинам - сокращение штата, упразднение государственного органа, состояние здоровья и т.д.).


431402-5 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" (о выплате гражданам Российской Федерации дополнительного материального обеспечения вне зависимости от места их жительства) (принят во втором чтении 19.04.11). Доклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Ф.И. Гайнуллиной.

Закон подготовлен в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 04.12.03 и направлен на реализацию гражданами РФ, выехавшими на постоянное место жительства за ее пределы, права на получение полагающегося им дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ вне зависимости от места их жительства.


414451-5 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (принят во втором чтении 19.04.11). Доклад заместителя председателя Комитета по собственности Е.И. Богомольного.

Закон направлен на дальнейшее сокращение лицензируемых видов деятельности в связи с наличием других методов регулирования – аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением технических регламентов.

Исключены из действия Закона следующие виды деятельности: 1) использование атомной энергии; 2) производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 3) защита государственной тайны; 4) кредитные организации; 5) организация биржевой торговли; 6) профессиональной деятельность на рынке ценных бумаг; 7) деятельность акционерных инвестиционных фондов и управление акционерными и паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами; 8) специализированные депозитарии инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; 9) негосударственные пенсионные фонды; 10) клиринговая деятельность; 11) страховая деятельность. Лицензирование указанных видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Федеральными законами могут устанавливаться особенности лицензирования следующих видов деятельности: 1) оказание услуг связи, телевизионного вещания и (или) радиовещания; 2) частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;3) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково"). Всего подлежит лицензированию 49 видов деятельности.

Уточняются полномочия Правительства РФ в области лицензирования и лицензирующих органов.Устанавливается бессрочное действие лицензии. Определяются: перечень документов, необходимых для получения лицензии; порядок и срок (не более 45 рабочих дней со дня приема заявления) принятия решения лицензирующим органом о предоставлении лицензии или об отказе; порядок переоформления лицензии и порядок организации и осуществления лицензионного контроля.

Вступление ФЗ в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования. Лицензии, предоставленные до вступления в силу настоящего ФЗ на установленные виды деятельности, действуют бессрочно. ФЗ от 08.08.01 "О лицензировании отдельных видов деятельности" признать утратившим силу.


448876-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" (в части введения дополнительных мер по противодействию терроризму) (принят во втором чтении 08.04.11). Доклад члена Комитета по безопасности А.М. Розувана.

Закон подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 22 января 2007 года. Устанавливаются уровни террористической опасности, предусматривающие принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, которые будут касаться деятельности федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: повышенный ("синий"), высокий ("желтый") и критический ("красный"). Право определять порядок их установления и содержание дополнительных мер предоставляется Президенту РФ. Дополнительные меры, ограничивающие права и свободы граждан при объявлении уровней террористической опасности не предусматриваются. Возложить руководство контртеррористической операцией на должностное лицо, принявшее решение о ее проведении, и установить, что в период проведения контртеррористической операции ее руководство может быть возложено на иное должностное лицо только руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Вводится запрет на вмешательство любого другого лица, независимо от занимаемой им должности, в управление подразделениями, входящими в состав группировки сил и средств, с момента, когда руководителем контртеррористической операции отдано боевое распоряжение (боевой приказ) о ее проведении.


404041-5 "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления условий контракта для главы местной администрации внутригородского муниципального образования города федерального значения) (принят во втором чтении 20.04.11). Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления В.С. Тимченко.

Закон распространяет действующий порядок утверждения условий контракта для главы местной администрации на внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.


446332-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу уточнения порядка рассмотрения споров о детях) (принят во втором чтении 19.04.11). Доклад председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П.В. Крашенинникова.

Закон вносит изменения в ГПК РФ и Семейный кодекс РФ, устанавливающие, что при рассмотрении споров о детях по требованию родителей (одного из родителей) в предварительном судебном заседании суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период рассмотрения судом соответствующего спора. По данным вопросам выносится определение при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей. При наличии обстоятельств, свидетельствующих, что изменение фактического места жительства детей на период рассмотрения спора противоречит интересам детей, суд определяет местом жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства фактическое место жительства детей.

Изменения, вносимые в КоАП РФ, предусматривают за соответствующие правонарушения штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб. Повторное нарушение в течение года – штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток.


297001-5 "О внесении изменений в статьи 377 и 407 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (о протоколе судебного заседания при рассмотрении уголовного дела судами кассационной и надзорной инстанций) (принят во втором чтении 06.04.11). Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

Закон устанавливает обязательное ведение протокола в ходе судебного заседания при рассмотрении уголовных дел в судах кассационной и надзорной инстанций.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего ФЗ, осуществляется за счет федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание судов общей юрисдикции.


500217-5 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части изменения срока полномочий членов Общественной палаты Российской Федерации) (принят во втором чтении 19.04.11). Доклад заместителя председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций А.В. Кузьминой.

Закон увеличивает срок полномочий членов Общественной палаты РФ с двух до трех лет. Определяет, что выбор представителей межрегиональных и региональных общественных объединений осуществляется членами Общественной палаты, утвержденными Президентом Российской Федерации, совместно с представителями общероссийских общественных объединений, принятыми в члены Общественной палаты, путем голосования из числа кандидатур, определенных на конференциях, проведенных в федеральных округах. Число представителей межрегиональных и региональных общественных объединений от каждого федерального округа определяется решением совета Общественной палаты не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий. При этом должно соблюдаться примерное равенство по числу представителей межрегиональных и региональных общественных объединений от каждого федерального округа. Число кандидатур, определенных на конференции, должно составлять не менее 10 человек.


506656-5 "О ратификации Третьего протокола о внесении изменений в Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии" (зарегистрирован 24.02.11). Доклад заместителя Министра иностранных дел РФ А.Н. Бородавкина. Содоклад члена Комитета по международным делам Р.В. Кондратова.

Договор подписан 23 июля 2010 г. в г.Ханое и направлен на обеспечение возможности присоединения к нему региональных организаций. Предусматривается, что Договор "открыт для присоединения государств, находящихся за пределами Юго-Восточной Азии, и региональных организаций, членами которых являются исключительно суверенные государства, при согласии всех государств Юго-Восточной Азии, а именно - Бруней-Даруссалама, Королевства Камбоджа, Республики Индонезия, Лаосской Народно-Демократической Республики, Малайзии, Союза Мьянма, Республики Филиппины, Республики Сингапур, Королевства Таиланд и Социалистической Республики Вьетнам".


492001-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях" (зарегистрирован 25.01.11). Доклады: заместителя Министра иностранных дел РФ А.Н. Бородавкина; заместителя генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Н.Н. Спасского. Содоклад члена Комитета по международным делам Р.В. Кондратова.

Соглашение подписано в г. Анкаре 6 августа 2009 года и направлено на обновление правовой основы научного, технического и экономического сотрудничества Российской Федерации и Турецкой Республики в области использования атомной энергии в мирных целях. В нем содержится развернутый перечень направлений и форм сотрудничества, в частности, научные исследования и разработки, управляемый термоядерный синтез, проектирование, строительство, эксплуатация и вывод из эксплуатации энергетических и исследовательских реакторов, поставки ядерных материалов, предоставление услуг ядерного топливного цикла, разведка и разработка урановых месторождений, ядерная безопасность, радиационная защита, защита окружающей среды и др.


509674-5  ратификации Статута Суда Евразийского экономического сообщества" (зарегистрирован 02.03.11). Доклад первого заместителя Министра иностранных дел РФ А.И. Денисова. Содоклад председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками А.В. Островского.

Статут Суда Евразийского экономического сообщества подписан 5 июля 2010 года в г. Астане на основе Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000 г. и Протокола о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 06.10.07. Определяются структура и состав Суда, порядок назначения судей, их полномочия, привилегии и иммунитеты судей, должностных лиц и сотрудников секретариата Суда, местопребывание Суда, механизм судопроизводства, а также условия финансирования деятельности.


514279-5  ратификации Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза" (зарегистрирован 14.03.11). Доклад статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной таможенной службы К.Л. Чайки. Содоклад заместителя председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками А.А. Корендясева.

Договор подписан 5 июля 2010 года в г. Астане и направлен на создание единого порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Предусматривает следующие требования:

1) не подлежат таможенному декларированию наличные денежные средства и (или) дорожные чеки при их единовременном ввозе (вывозе) на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долларов США;

2) подлежат таможенному декларированию путём подачи пассажирской таможенной декларации ввозимые (вывозимые) наличные денежные средства и (или) дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долларов США, а также денежные инструменты.

В целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливается перечень дополнительных сведений, указываемых в пассажирской таможенной декларации.


449613-5 "О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)" (принят в первом чтении 22.02.11). Доклад первого заместителя председателя Комитета по обороне Ю.А. Савенко.

Законопроект предусматривает, что дети военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и дети лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях), имеют право на ежемесячное пособие в размере 1597 руб. 50 коп. Выплата осуществляется 1) детям до достижения ими возраста 18 лет; 2) детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; 3) детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, до 23 лет. Предусматривается ежегодная индексация размера ежемесячного пособия исходя из прогнозного уровня инфляции и применение районного коэффициента. Порядок назначения и выплаты устанавливается Правительством РФ (в наст. время выплата этих пособий осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 29.10.09 № 1219).


482218-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (принят в первом чтении 11.03.11 с названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности").Доклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству А.П. Москалец.

Законопроектом предлагается за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте предусмотреть административный штраф на граждан в размере от 1,5 до 2-х тыс. руб. (действует от 0,5 до 1,0 тыс. руб.); на должностных лиц - от 4 до 5 тыс. руб. (действует от 1 до 2-х тыс. руб.).

Выделен в отдельный состав правонарушений невыполнение в срок законного предписания органа государственного пожарного надзора, а также его повторное невыполнение с увеличением штрафных санкций на граждан - от 4 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 15 до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3-х лет; на юридических лиц - от 150 до 200 тыс. руб.. Повышен размер штрафа за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений,  на должностных лиц от 4 до 5 тыс. руб. (действует - от 300 до 500 руб.).


465502-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О передаче прав на единые технологии" (в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка пользования официальным сайтом Российской Федерации) (принят в первом чтении 11.02.11). Доклад первого заместителя председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству В.А. Головнёва.

Законопроект направлен на обеспечение прозрачности проведения открытых конкурсов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии и развитие рынка инноваций. Предлагается наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению порядка пользования официальным сайтом РФ для размещения извещений о проведении открытых конкурсов или аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии, а также для размещения иной информации, указанной в базовом законе (в настоящее время предусмотрены полномочия Правительства РФ только по определению официального сайта РФ без предоставления полномочий по утверждению порядка пользования названным сайтом).


448864-5 "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 14.01.11). Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Н.В. Бурыкиной.

Законопроектом уточняется порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Определяется перечень статей расходов, относимых к расходам на НИОКР, предлагается порядок подтверждения соответствия НИОКР перечню, установленному Правительством РФ. Определяются различные налоговые льготы. Так, предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на НИОКР на срок, на который запланировано проведение соответствующих НИОКР, но не более 2-х лет. С 1 января 2011 года предоставляются льготы по налогу на имущество организаций сроком на 3 года в отношении вновь вводимых объектов высокой энергетической эффективности. Для применения с 1 января 2011 года налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 0 % организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, в течение 2-х месяцев с даты официального опубликования соответствующего Перечня видов образовательной и медицинской деятельности, установленного Правительством РФ, но не позднее 31 декабря 2011 года, вправе представить в налоговые органы соответствующие заявление и документы.


477564-5 "О внесении изменений в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (об изменении подследственности уголовных дел по сексуальным преступлениям в отношении несовершеннолетних) (принят в первом чтении 08.02.11). Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

Законопроектом предлагается исключить из подследственности следователей органов внутренних дел и передать в подследственность следователей Следственного комитета РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 134 ("Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста") и 135 ("Развратные действия") Уголовного кодекса РФ. По уголовным делам, находящимся в производстве органа предварительного следствия на день вступления в силу настоящего ФЗ, производство предварительного расследования оканчивается тем органом предварительного следствия, в производстве которого они находились до дня вступления в силу настоящего ФЗ.

Справочно: отв. комитет отмечает, что таким образом в подследственность следователей Следственного комитета РФ будет включены уголовные дела о всей группе преступлений сексуального характера, в том числе и совершенных в отношении малолетних детей, что повысит уровень расследования указанных преступлений.


504423-5 "О внесении изменений в статьи 28 и 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу частей 18, 19 и 21 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части уточнения положений о проведении электронных торгов) (принят в первом чтении 05.04.11). Доклад заместителя председателя Комитета по собственности Е.И. Богомольного.

Законопроектом предлагается уточнить полномочия регулирующего органа в сфере несостоятельности (банкротства) (Минэкономразвития России) по утверждению порядка проведения как закрытых, так и открытых торгов в электронной форме по реализации имущества должника, требований к электронным площадкам и их операторам при проведении торгов, а также порядка подтверждения соответствия электронных площадок и их операторов установленным требованиям. Уточняется порядок возмещения расходов, связанных с включением сведений об отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.


493028-5 внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (зарегистрирован 27.01.11). Доклад первого заместителя директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков В.А. Каланды. Содоклад члена Комитета по безопасности Э.В. Кульмухаметова.

Законопроектом предлагается установить дополнительные меры контроля в отношении прекурсоров, которые не используются в промышленности и не представлены в гражданском обороте, но могут быть незаконно произведены и использованы транснациональными организованными преступными группировками в качестве сырья для нарколабораторий, аналогичные предусмотренным в отношении наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. Для прекурсоров, внесенных в Список I, установить запрет на их оборот, за исключением использования их в научных и учебных целях, экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Установить, что государственная политика в сфере оборота прекурсоров, внесенных в список I, строится на принципе лицензирования всех видов деятельности, связанных с их оборотом.


498188-5 "О внесении изменения в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (о порядке хранения наркотических средств в качестве вещественных доказательств) (зарегистрирован 08.02.11). Доклад первого заместителя директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков В.А. Каланды. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

Законопроектом предлагается предоставить право следственным органам и органам дознания до вынесения приговора судом уничтожать наркотические средства, признанные вещественными доказательствами. Изъятые из незаконного оборота наркотические средства, психотропные вещества,растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества после проведения необходимых исследований передаются для их технологической переработки или уничтожаются по решению суда в порядке, установленном Правительством РФ. При этом к материалам уголовного дела должен приобщаться достаточный для сравнительного исследования образец изъятого.


501797-5 "О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросу формирования состава суда) (зарегистрирован 15.02.11). Доклад статс-секретаря - заместителя Министра юстиции РФ Д.В. Костенникова.Содоклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Д.Ф. Вяткина.

Законопроектом предлагается установить, что состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.


501833-5  внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (о расширении категорий граждан, имеющих приоритетное право на подготовку, переподготовку и повышение квалификации) (зарегистрирован 15.02.11). Доклад заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ М.А. Топилина. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике А.С. Иванова.

Законопроектом предлагается дополнить перечень категорий граждан, имеющих приоритетное право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, категорией безработных родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих детей-инвалидов.


483465-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части передачи полномочий по организации проведения геологического изучения недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, субъектам Российской Федерации) (зарегистрирован 31.12.10). Доклад заместителя Министра природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донского. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.В. Прозоровского.

Законопроект разработан в целях создания единого подхода к распоряжению участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Предлагается отнести к компетенции органов государственной власти субъекта РФ осуществление полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, предусмотренных законодательством РФ о недрах. Статью Закона РФ "О недрах", которой определены полномочия органов местного самоуправления, предлагается признать утратившей силу. Субъектам РФ предоставляется право самим определять объем делегируемых органам местного самоуправления полномочий в сфере регулирования отношений недропользования. Исключается из перечня государственных полномочий, не подлежащих передаче на уровень местного самоуправления, полномочие, определяющее правоотношения в области недропользования. Предоставление права пользования участками недр для разведки и добычи возможно только в отношении тех видов полезных ископаемых открытого месторождения, в отношении которых проводилось геологическое изучение, и изучение которых было установлено условиями лицензии на пользование недрами.


511235-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросам изменения границ участков недр, предоставленных в пользование" (зарегистрирован 05.03.11). Доклад заместителя Министра природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донского. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.В. Прозоровского.

Законопроектом устанавливается, что в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены. При изменении границ участков недр, пользователем недр выплачивается разовый платеж. Порядок такого изменения и размер платежа устанавливается Правительством РФ. ФЗ вступает в силу по истечении 6 месяцев после официального опубликования.


511219-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросу выделения участков недр местного значения" (зарегистрирован 05.03.11). Доклад заместителя Министра природных ресурсов и экологии РФ С.Е. Донского. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.В. Прозоровского.

Законопроектом устанавливается, что к участкам недр местного значения относятся: 1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; 2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением участков недр, используемых для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов.

Участки недр местного значения предоставляются в пользование органом государственной власти субъекта РФ: первые - на основании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым; вторые - по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.


408228-5 "Технический регламент о безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов" (зарегистрирован 17.07.10). Доклад заместителя Министра энергетики РФ С.И. Кудряшова. Содоклад председателя Комитета по транспорту С.Н. Шишкарёва.

Законопроект разработан в целях: 1) защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 2) охраны окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений; 3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; 4) обеспечения энергетической эффективности. Устанавливаются:

- дополнительные к предусмотренным "Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений" требования к магистральному трубопроводу как к единому производственно-технологическому комплексу, включающему в себя линейную часть магистрального трубопровода и иные объекты, предназначенные для обеспечения транспортировки, хранения и (или) перевалки на другой вид транспорта, измерения жидких или газообразных углеводородов, соответствующих требованиям законодательства РФ в области технического регулирования;

- правила идентификации магистрального трубопровода;

- правила и формы оценки соответствия магистрального трубопровода.

Определяется понятие "охранные зоны" и устанавливаются основы возникновения и требования охранных зон магистральных трубопроводов.


447367-5  внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части уточнения особенностей расторжения служебного контракта) (зарегистрирован 29.10.10, новая редакция от 15.02.11). Доклад депутата ГД С.В. Иванова. Содокладпервого заместителя председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Г.С. Изотовой.

Законопроектом предлагается установить возможность увольнения государственного гражданского служащего в случае "неявки на работу в течение более 4-х месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За гражданскими служащими, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности".


348198-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (о повышении экономической безопасности государства, контроле за оборотом денежных банкнот Банка России) (зарегистрирован 14.10.06). Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам С.И. Штогрина.

Законопроектом предлагается установить, что на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применяются контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, а также технические средства контроля подлинности денежных знаков Банка России.


331574-5 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (об изменении сроков назначения трудовой пенсии) (зарегистрирован 18.02.10). Доклад депутата ГД О.Л. Михеева. Содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Ф.И. Гайнуллиной.

Законопроектом предлагается установить, что назначение трудовых пенсий производится со дня возникновения права на указанную пенсию, если обращение за ней последовало не позднее 6 месяцев с этого дня (для трудовых пенсий по старости) или 12 месяцев со дня признания лица инвалидом (для трудовых пенсий по инвалидности). Назначение трудовых пенсий по случаю потери кормильца предполагается со дня возникновения права на нее независимо от срока обращения.

Справочно: отв. комитет отмечает, что действующим законодательством в достаточной степени урегулированы сроки назначения трудовой пенсии с учетом интересов граждан.


222199-4 "О внесении изменений в статьи 3 и 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросам уточнения процедуры избрания члена Совета Федерации, а также сроков его полномочий) (зарегистрирован 10.10.05). Доклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству А.П. Москалец.

Законопроектом предлагается: конкретизировать процедуру вынесения на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ альтернативных кандидатур для избрания представителя в СФ в зависимости от состава этого органа - однопалатного или двухпалатного; конкретизировать срок принятия решения Советом Федерации о подтверждении полномочий члена СФ; установить процедуру подтверждения полномочий члена СФ, если Совет Федерации не принимает решения о таком подтверждении в установленный тридцатидневный срок и регламентировать порядок рассмотрения этого вопроса.

Справочно: отв. комитет отмечает, что с 1 января 2011 года базовым ФЗ установлен новый порядок исчисления срока полномочий члена СФ, подтверждения его полномочий и некоторые другие вопросы процедурного характера.


497208-5 "О внесении изменений в статьи 33 и 82 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования порядка заготовки елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников) (зарегистрирован 05.02.11). Доклад члена Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.А. Мальчихина.

Законопроектом предлагается установить, что порядок и форма документа, разрешающего гражданам заготовку елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников, для собственных нужд устанавливается законами субъектов РФ (в н./вр. - такая деятельность может осуществляться только индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании договоров аренды лесных участков, а в исключительных случаях - купли-продажи лесных насаждений. Граждане для собственных нужд имеют право заготавливать и собирать иные недревесные лесные ресурсы).

Справочно: отв. комитет отмечает, что действующий порядок позволяет достигнуть удовлетворения потребностей общества в хвойных деревьях для новогодних праздников на профессиональной основе без нанесения ущерба окружающей среде, и его изменение не поддерживается.



Актуальные вопросы

25-летие аварии на Чернобыльской АЭС
№ 531036-5 "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "В связи с 25-летием аварии на Чернобыльской АЭС" (зарегистрирован 14.04.11). Доклад члена Комитета по труду и социальной политике А.С. Иванова.

В заявлении отмечается, что в преддверии 26 апреля, когда все мировое сообщество отмечает Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. ГД обращается со словами искренней благодарности ко всем гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии, глубокого соболезнования к тем, чьи родные и близкие, друзья и товарищи безвременно ушли из жизни в результате этой трагедии. ГД и в дальнейшем будет принимать меры по улучшению материального положения и условий жизни граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Подробнее о законопроекте…


Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая двадцать пять лет назад, стала величайшей трагедией в истории человечества. Она породила невиданное по объему и сложности количество проблем научного, технического, медицинского и нравственного характера. Ликвидация последствий аварии потребовала беспрецедентного для мирного времени привлечения сил и средств. 

В результате чернобыльской аварии радиоактивному загрязнению подверглись значительные территории Cеверного полушария. В Российской Федерации объектами наибольшего радиоактивного загрязнения стали отдельные районы Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. Авария нанесла огромный материальный урон и ущерб здоровью и благополучию людей. Десятки тысяч семей лишились жилья, утратили источник существования, им пришлось изменить привычный образ жизни.

Последствия аварии на Чернобыльской АЭС могли стать неизмеримо большими, если бы не  мужество и самоотверженность сотен тысяч участников ликвидации ее последствий. Рискуя жизнью, здоровьем, они выполнили свой долг и защитили  людей от пагубного воздействия и дальнейшего распространения радиации.

В преддверии 26 апреля, когда все мировое сообщество отмечает Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обращается со словами искренней благодарности ко всем гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии, глубокого соболезнования к тем, чьи родные и близкие, друзья и товарищи безвременно ушли из жизни в результате этой трагедии. Государственная Дума и в дальнейшем будет принимать меры по улучшению материального положения и условий жизни граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Прошедшие годы показали, что преодоление столь масштабной радиационной аварии невозможно без многостороннего сотрудничества, объединения интеллектуальных и материальных ресурсов различных государств, международных организаций, научных центров, благотворительных учреждений и фондов, общественных организаций, самоотверженных усилий многих граждан. Главные уроки чернобыльской аварии являются крайне актуальными и сегодня, о чем свидетельствуют события, произошедшие в Японии. Этот опыт должен быть использован в интересах всего мирового сообщества, служить повышению безопасности мирного атома.




О противодействии терроризму
№ 448876-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" (в части введения дополнительных мер по противодействию терроризму) (принят во втором чтении 08.04.11). Доклад члена Комитета по безопасности А.М. Розувана.

Закон подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 22 января 2007 года. Устанавливаются уровни террористической опасности, предусматривающие принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, которые будут касаться деятельности федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: повышенный ("синий"), высокий ("желтый") и критический ("красный"). Право определять порядок их установления и содержание дополнительных мер предоставляется Президенту РФ. Дополнительные меры, ограничивающие права и свободы граждан при объявлении уровней террористической опасности не предусматриваются. Возложить руководство контртеррористической операцией на должностное лицо, принявшее решение о ее проведении, и установить, что в период проведения контртеррористической операции ее руководство может быть возложено на иное должностное лицо только руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Вводится запрет на вмешательство любого другого лица, независимо от занимаемой им должности, в управление подразделениями, входящими в состав группировки сил и средств, с момента, когда руководителем контртеррористической операции отдано боевое распоряжение (боевой приказ) о ее проведении.

Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 600 и протокольного решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 26 мая 2007 г.

Законопроектом предусматривается возможность установления в Российской Федерации уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, и предоставляется Президенту Российской Федерации право определять порядок установления таких уровней и содержание указанных дополнительных мер.

Указанные дополнительные меры будут касаться деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимающих участие в противодействии терроризму. Установление новых мер, ограничивающих права и свободы граждан при объявлении уровней террористической опасности в условиях угрозы совершения террористических актов не предусматривается.

Необходимость введения в стране уровней террористической опасности связана с тем, что совокупность разрабатываемых на случай террористической угрозы и применяемых при этом профилактических мер должна носить комплексный характер и учитывать все возможные варианты развития событий. Это позволит субъектам противодействия терроризму своевременно реагировать на угрозы совершения террористических актов.

Предполагается, что при отсутствии угрозы террористического акта федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления будут действовать в повседневном режиме и осуществлять мероприятия по противодействию терроризму в пределах предоставленных им соответствующих полномочий.

При возникновении угрозы террористического акта в пределах отдельных территорий (объектов) Российской Федерации планируется устанавливать следующие уровни террористической опасности: повышенный ("синий"), высокий ("желтый") и критический ("красный"). В рамках указанных уровней террористической опасности, деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму будет осуществляться с учетом дополнительных мер принимаемых в соответствии с порядком, определенном Президентом Российской Федерации.

Дополнительно законопроектом устраняется коллизия ряда норм Федерального закона "О противодействии терроризму", определяющих порядок принятия решения о проведении контртеррористической операции и руководства ею, а также порядок организации и проведения контртеррористических операций, выявленных в  ходе его реализации при осуществлении деятельности оперативных штабов в субъектах Российской Федерации.

В частности, законопроектом предлагается возложить руководство контртеррористической операцией на должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, и устанавливается, что в период проведения контртеррористической операции ее руководство может быть возложено на иное должностное лицо только руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Кроме того, законопроектом предусматривается установление запрета на вмешательство любого другого лица, независимо от занимаемой им должности, в управление подразделениями, входящими в состав группировки сил и средств, с момента, когда руководителем контртеррористической операции отдано боевое распоряжение (боевой приказ) о применении данной группировки сил и средств.

Таким образом, принятие данного закона позволит нормативно закрепить возможность установления в стране уровней террористической опасности как профилактической меры противодействия терроризму, а также устранить неточности отдельных норм закона, касающихся организации проведения контртеррористических операций.

Все это должно создать условия, способствующие повышению эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия терроризму.




Усиление ответственности за нарушения требований пожарной безопасности
№ 482218-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (принят в первом чтении 11.03.11 с названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности"). Доклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству А.П. Москалец.

Законопроектом предлагается за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте предусмотреть административный штраф на граждан в размере от 1,5 до 2-х тыс. руб. (действует от 0,5 до 1,0 тыс. руб.); на должностных лиц - от 4 до 5 тыс. руб. (действует от 1 до 2-х тыс. руб.).
Выделен в отдельный состав правонарушений невыполнение в срок законного предписания органа государственного пожарного надзора, а также его повторное невыполнение с увеличением штрафных санкций на граждан - от 4 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 15 до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3-х лет; на юридических лиц - от 150 до 200 тыс. руб.. Повышен размер штрафа за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, на должностных лиц от 4 до 5 тыс. руб. (действует - от 300 до 500 руб.).

Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № Пр-3021 (подпункт "б", пункт 1).

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в части увеличения размеров сумм административных штрафов за нарушения требований пожарной безопасности (статья 20.4), за нарушения требований пожарной безопасности в лесах (статья 8.32), за нарушения требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (статья 11.16), за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений (статья 19.6).

Увеличение штрафных санкций за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных статьями 8.32,  11.16  и  20.4 КоАП, неисполнение в срок предписаний органов государственного пожарного надзора, а также за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений (статья 19.6 КоАП) связано с тем, что действующие в настоящее время размеры административных штрафов не позволяют эффективно решать вопросы обеспечения пожарной безопасности, так как не стимулируют нарушителей выполнять требования пожарной безопасности из-за несопоставимости размеров штрафов с затратами, связанными с осуществлением мероприятий, направленных на выполнение требований пожарной безопасности капитального характера.

Законопроектом также предлагается дополнить новыми частями статью 19.5 КоАП, в части установления ответственности, за невыполнение в срок законного предписания органа государственного пожарного надзора, в том числе предписаний, вручаемых в отношении объектов образования, здравоохранения и социальной сферы, а также за невыполнение законного предписания органа государственного пожарного надзора в срок, вновь установленный должностным лицом органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, после выявления факта невыполнения законного предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного пожарного надзора предусматривается административная ответственность в виде штрафа для граждан в размере от 1,5 до 2 тыс. рублей, должностных лиц от 3 до 4 тыс. рублей, для юридических лиц

от 70 до 80 тыс. рублей.

За невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного пожарного надзора на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тыс. рублей, на должностных лиц

от 5 до 6 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, на юридических лиц от 90 до 100 тыс. рублей.

Повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного пожарного надзора влечет наложение штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц

от 15 до 20 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет, на юридических лиц от 150 до 200 тыс. рублей.

Законопроектом вносится изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП, в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности, до одного года.

Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП) за нарушение законодательства о пожарной безопасности до одного года обусловлено тем, что рассмотрение дел данной категории может быть связано с проведением сложных экспертных исследований по нарушениям требований пожарной безопасности, приведшим к возникновению пожара.

Одновременно законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определяющее право бесплатного представления информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, по запросу органа государственного пожарного надзора на территории, находящейся в его юрисдикции.

Реализация предлагаемых изменений в указанные законодательные акты позволит более эффективно регулировать общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности в Российской Федерации.




О формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности
№ 448864-5 "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 14.01.11). Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Н.В. Бурыкиной.

Законопроектом уточняется порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Определяется перечень статей расходов, относимых к расходам на НИОКР, предлагается порядок подтверждения соответствия НИОКР перечню, установленному Правительством РФ. Определяются различные налоговые льготы. Так, предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на НИОКР на срок, на который запланировано проведение соответствующих НИОКР, но не более 2-х лет. С 1 января 2011 года предоставляются льготы по налогу на имущество организаций сроком на 3 года в отношении вновь вводимых объектов высокой энергетической эффективности. Для применения с 1 января 2011 года налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 0 % организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, в течение 2-х месяцев с даты официального опубликования соответствующего Перечня видов образовательной и медицинской деятельности, установленного Правительством РФ, но не позднее 31 декабря 2011 года, вправе представить в налоговые органы соответствующие заявление и документы.


Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности" разработан в соответствии с положениями послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года.

Законопроект направлен на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации.

Законопроектом уточняется порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В частности, предусматривается, что расходы на НИОКР равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).

В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (далее -Кодекс) не предусмотрен перечень расходов, относимых к расходам на НИОКР. В связи с тем, что с 1 января 2009 г. предоставляется возможность применять повышающий коэффициент 1,5 к расходам на НИОКР по направлениям, утверждаемым Правительством Российской Федерации, этот вопрос представляется особенно актуальным. Предоставление налоговой субсидии по таким расходам без четкого определения перечня их статей в законодательстве о налогах и сборах может привести к злоупотреблениям, выражающимся в отнесении части общепроизводственных и общехозяйственных расходов (косвенных расходов) к расходам на НИОКР, что в свою очередь приведет к созданию неверных стимулов и дискредитации самой льготы. Неопределенность состава расходов на НИОКР для целей налогообложения создает не только риски неправомерного сокращения налоговых обязательств, но и риски для добросовестных налогоплательщиков, связанные с такой неопределенностью. В связи с этим законопроектом определяется перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизационные начисления, материальные и прочие расходы), относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций.

В целях создания механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, учитываемых в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, предусматривается, что налогоплательщики, использующие указанный законопроектом механизм, должны будут представлять в налоговый орган по месту своего учета отчет о выполненных НИОКР, оформленный в соответствии требованиями, установленными национальным стандартом (Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.32-2001).

Учитывая, что проверка соответствия выполненных НИОКР перечню, установленному Правительством Российской Федерации, требует специальных познаний в области науки и техники, налоговым органом может быть назначена экспертиза представленного налогоплательщиком отчета в порядке, предусмотренном статьей 95 Кодекса. С целью обеспечения возможности проведения указанной экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки соответствующее изменение вносится в пункт 3 статьи 95 Кодекса.

В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщику предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на НИОКР. При этом предусматривается, что налогоплательщик на основании разработанных и утвержденных им программ самостоятельно принимает решение о создании резерва, отражая соответствующее решение в учетной политике для целей налогообложения. При этом расходы налогоплательщика, осуществляемые им при реализации указанных программ, производятся за счет такого резерва.

Законопроектом предлагается освободить от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходы, полученные при реализации акций российских организаций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг в секторах инновационных отраслей экономики, при условии, что на дату реализации или иного выбытия, в том числе погашения, таких ценных бумаг они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более 5 лет.

Порядок отнесения ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики будет установлен Правительством Российской Федерации. В  настоящее время к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики могут быть отнесены ценные бумаги, допущенные к торгам в биржевом секторе "Рынок инноваций и инвестиций" ЗАО "Международная межбанковская валютная биржа".

Данные меры направлены на стимулирование долгосрочного венчурного финансирования и повышения привлекательности частных инвестиций в развитие инновационной деятельности.

В целях стимулирования модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования с 1 января 2011 года предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.




Совершенствование контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ
№ 493028-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (зарегистрирован 27.01.11). Доклад первого заместителя директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков В.А. Каланды. Содоклад члена Комитета по безопасности Э.В. Кульмухаметова.

Законопроектом предлагается установить дополнительные меры контроля в отношении прекурсоров, которые не используются в промышленности и не представлены в гражданском обороте, но могут быть незаконно произведены и использованы транснациональными организованными преступными группировками в качестве сырья для нарколабораторий, аналогичные предусмотренным в отношении наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. Для прекурсоров, внесенных в Список I, установить запрет на их оборот, за исключением использования их в научных и учебных целях, экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Установить, что государственная политика в сфере оборота прекурсоров, внесенных в список I, строится на принципе лицензирования всех видов деятельности, связанных с их оборотом.

Подробнее о законопроекте…

Важной составляющей противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ является организация строгого контроля за оборотом их прекурсоров - веществ, используемых при производстве, изготовлении и переработке наркотиков.

Существующая в настоящее время система правового регулирования оборота прекурсоров позволяет транснациональным организованным преступным группировкам получать сырье для нарколабораторий за счет его утечки из легального оборота.

Анализ ситуации, связанной с оборотом прекурсоров, а также нормативной правовой базы в указанной сфере, свидетельствует о необходимости введения дополнительных мер государственного контроля за их оборотом.

В отношении прекурсоров, которые не используются в промышленности, но могут быть использованы при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, представляется целесообразным установить меры контроля, аналогичные установленным в отношении наркотических средств и психотропных веществ, включенных в список I перечня наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - список I).

Например, к таким веществам можно отнести 1-фенил-2-пропанон (бензилметилкетон), который не используется в промышленности, но при этом является сырьем для изготовления синтетических наркотиков амфетаминового ряда.

Проектом федерального закона предусматривается внести изменения в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", дополнив список I разделом "прекурсоры", что подразумевает запрет оборота прекурсоров, внесенных в список I, за исключением их использования в научных и учебных целях, экспертной деятельности, а также оперативно-разыскной деятельности. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 1 законопроекта государственная политика в сфере оборота прекурсоров, внесенных в список I, строится на принципе лицензирования всех видов деятельности, связанных с их оборотом (за исключением случаев, предусмотренных статьями 35 и 36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах").

Принятие федерального закона повлечет необходимость внесения изменений в ряд постановлений Правительства Российской Федерации в части установления порядка оборота прекурсоров, внесенных в список I, в связи с чем статьей 2 законопроекта предлагается предусмотреть вступление в силу федерального закона по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.




О порядке хранения наркотических средств в качестве вещественных доказательств
№ 498188-5 "О внесении изменения в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (о порядке хранения наркотических средств в качестве вещественных доказательств) (зарегистрирован 08.02.11). Доклад первого заместителя директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков В.А. Каланды. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству В.С. Груздева.

Законопроектом предлагается предоставить право следственным органам и органам дознания до вынесения приговора судом уничтожать наркотические средства, признанные вещественными доказательствами. Изъятые из незаконного оборота наркотические средства, психотропные вещества, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества после проведения необходимых исследований передаются для их технологической переработки или уничтожаются по решению суда в порядке, установленном Правительством РФ. При этом к материалам уголовного дела должен приобщаться достаточный для сравнительного исследования образец изъятого.

Подробнее о законопроекте…

Законопроектом предлагается предоставить следственным органам и органам дознания возможность уничтожения наркотических средств, психотропных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (далее - наркотики), признанных вещественными доказательствами по уголовным делам, до вынесения приговора судом.

Зачастую при изъятии наркотиков возникают существенные сложности и значительные расходы по обеспечению условий хранения наркотиков, в том числе обеспечивающих сохранение их свойств.

Анализ правоприменительной практики показывает тенденцию роста числа изъятий из незаконного оборота наркотиков. Так, только органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ изъято в 2005 году 18 506 кг, в 2006 году - 19 981 кг, в 2007 году - 19 744 кг, в 2008 г. - 22 023 кг, 2009 году - 28 150 кг, а за 11 месяцев 2010 г. - 27 805 кг наркотиков.

Кроме того, при длительном хранении ряда видов наркотиков теряются их свойства. В наибольшей мере это касается наркотиков растительного происхождения (маковой соломы, марихуаны), которые в течение короткого периода времени подвергаются процессу разложения. В результате повторное химическое исследование ряда наркотиков, как правило, невозможно.

В законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения, предоставляющие следственным органам и органам дознания возможность уничтожения наркотиков, признанных вещественными доказательствами по уголовным делам, до вынесения приговора судом.

Вместе с тем возможность уничтожения вещественных доказательств по уголовным делам до вынесения приговора судом предусмотрена частью второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в отношении скоропортящихся товаров и продукции, пришедшей в негодность, изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья.

В связи с изложенным законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статью 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При этом в целях обеспечения возможности проведения повторной или дополнительной судебной экспертизы законопроектом предлагается установить, что к материалам уголовного дела приобщается образец изъятого наркотика.

Принятие федерального закона повлечет необходимость внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным", в связи с чем статьей 2 законопроекта предлагается предусмотреть вступление в силу федерального закона по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.




О расширении категорий граждан, имеющих приоритетное право на подготовку, переподготовку и повышение квалификации
№ 501833-5 "О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (о расширении категорий граждан, имеющих приоритетное право на подготовку, переподготовку и повышение квалификации) (зарегистрирован 15.02.11). Доклад заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ М.А. Топилина. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике А.С. Иванова.

Законопроектом предлагается дополнить перечень категорий граждан, имеющих приоритетное право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, категорией безработных родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих детей-инвалидов.

Подробнее о законопроекте…

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № Пр-988 (пункт "а") и в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жукова от 31 декабря 2008 г. № АЖ-П12-7757 по реализации Комплекса мер по развитию гибких форм занятости, в том числе надомной занятости лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а также по организации обучения этих лиц методам реабилитации на

2008 - 2010 годы.

Проект федерального закона подготовлен в целях установления приоритетного права признанных в установленном порядке безработными родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих детей-инвалидов, на прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) правом в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации наделены безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

Вместе с тем одним из основных факторов, сдерживающим возможность граждан, воспитывающих детей-инвалидов, совмещать работу и воспитание ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, является несоответствие их уровня профессиональной подготовки структуре рабочих мест.

Учитывая изложенное, проектом федерального закона предлагается дополнить перечень категорий безработных граждан, наделенных правом в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, установленный пунктом 3 статьи 23 Закона о занятости населения, включив в данный перечень безработных родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих детей-инвалидов.

Кроме того, проектом федерального закона предлагается пункт 3 статьи 23 Закона о занятости населения изложить в новой редакции по следующему основанию.

Действующая редакция пункта 3 статьи 23 Закона о занятости населения, в части определения категорий граждан, которым в приоритетном порядке оказывается государственная услуга по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, имеет неоднозначную трактовку, предполагающую возможность прохождения в приоритетном порядке профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации гражданами, уволенными с военной службы, женами (мужьями) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускниками общеобразовательных учреждений, а также гражданами, впервые ищущими работу (ранее не работавшими) и при этом не имеющими профессии (специальности).

Вместе с тем в соответствии с абзацем пятым подпункта 3 пункта 1 статьи 71, а также названия статьи 23, пункта 1 и 2 статьи 23 Закона о занятости населения государственная услуга по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости, средства на осуществление которой предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, оказывается безработным гражданам, которыми согласно статье 3 Закона о занятости населения признаются органами службы занятости трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Таким образом, поскольку государственная услуга по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости оказывается безработным гражданам, то и право на приоритетное получение данной государственной услуги могут иметь только безработные граждане.

На основании изложенного в целях исключения неоднозначной трактовки пункта 3 статьи 23 Закона о занятости населения и изложения данного пункта согласно действительному содержанию государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, оказываемой органами службы занятости в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Закона о занятости населения, проектом федерального закона предлагается изложить пункт 3 статьи 23 Закона о занятости населения в новой редакции, предусматривающей предоставление права в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации признанным в установленном порядке безработными: инвалидам, родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), воспитывающим детей-инвалидов, гражданам по истечении шестимесячного периода безработицы, гражданам, уволенным с военной службы, женам (мужьям) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускникам общеобразовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим профессии (специальности).

При этом предлагаемые проектом федерального закона изменения статьи 23 Закона о занятости населения не повлекут нарушения (отмены или умаления) прав граждан, а наоборот, приведут к предоставлению нового права безработным родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), воспитывающим детей-инвалидов.



Заседание экспертно-консультационного совета фракции «Единая Россия»

На заседании под руководством первого заместителя руководителя фракции Владимира Пехтина будут рассматриваться законодательные инициативы о внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и проект закона об оптовых сельскохозяйственных рынках.

Законодательная инициатива устанавливает правовое регулирование отношений, связанных с организацией оптовых сельскохозяйственных рынков, оборотом сельхозпродукции через специализированные оптовые рынки, права и обязанности сторон. Отечественных производителей поддержат посредством организации гарантированного и надежного сбыта произведенной продукции, оптимизации временных и материальных затрат предпринимателей в процессе продвижения продукции к конечному потребителю, а также сокращения количества торговых посредников.

Принятие закона создаст правовые условия для развития малого предпринимательства в сельской местности, защиты прав сельхозпроизводителей, реализующих собственную продукцию на оптовых рынках на принципах свободной торговли и конкуренции.