На защите детства: Госдума укрепляет институт уполномоченных по правам ребенка

На очередном пленарном заседании парламентарии приняли в первом чтении пакет из трех президентских законопроектов, направленных на расширение перечня задач и обязанностей детских омбудсменов. Документы унифицируют разрозненные региональные подходы к формированию важнейшего инструмента по защите прав несовершеннолетних.

Вопрос обеспечения здорового детства для подрастающего поколения, равно как и поддержка института материнства – является бесспорным приоритетом социальной политики и находится под пристальным контролем со стороны государства. Так, начиная с этого года, в нашей стране объявлено Десятилетие детства, в рамках которого утвержден целый комплекс мер, усиливающий гарантии по защите прав несовершеннолетних. 

Одним из направлений этой работы стало регулирование деятельности детских омбудсменов, в частности, определение их правового статуса и круга полномочий. Дело в том, что как таковой институт уполномоченных по правам ребенка в нашей стране функционирует уже довольно давно – с 2009 года. Однако статусы детских правозащитников в каждом субъекте РФ разнятся. В ряде регионов, в том числе нашем, назначения на эту должность производит глава администрации. В других – подобные решения принимает законодательный орган. Кроме того, в части субъектов, например, в Ивановской области эту функцию выполняет депутат заксобрания, наделенный дополнительными полномочиями в сфере защиты прав ребенка. Устранить существующие разногласия в этой сфере как раз призваны данные законопроекты. 

В частности, документами предполагается, что уполномоченных по правам ребенка на федеральном уровне будет назначать президент на срок 5 лет (не более двух раз подряд), в регионах порядок назначения будет определяться местными законами. При этом претендовать на должность смогут только граждане старше 30 лет, обладающие безупречной репутацией и имеющие высшее образование, а также опыт работы в качестве правозащитника. 

Что касается полномочий детских омбудсменов, то они смогут выступать с законодательными инициативами, как на уровне регионов, так и на уровне Государственной Думы, или предлагать поправки в действующее законодательство, если оно, по их мнению, не обеспечивает достаточную защиту прав несовершеннолетних.

Кроме того, теперь уполномоченные по правам ребенка будут по собственной инициативе обращаться в суд с административными исками в защиту законных интересов несовершеннолетних, а также участвовать в судебных разбирательствах по гражданским делам для предоставления заключения в целях защиты прав детей. При этом они освобождаются от уплаты госпошлины при подаче исковых заявлений в суд. Еще одно важное нововведение дает детским омбудсменам возможность направлять мотивированные предложения в госорганы с целью привлечения к уголовной ответственности лиц, нарушающих права ребенка. 

Как поясняет депутат от Воронежской области Сергей Чижов, на детского омбудсмена возложена крайне ответственная миссия – его главной задачей является не просто защита уже нарушенных прав детей, но, прежде всего, профилактика и недопущение беззакония в отношении несовершеннолетних. Поэтому государству важно обеспечить его всеми необходимыми для этого инструментами – в данном случае правами и полномочиями. 

«В то же время укрепление института детских омбудсменов не должно привести к тому, что на российской почве будет прививаться так называемая «ювенальная юстиция», когда уполномоченные госорганы безосновательно вмешиваются в семейные дела, процесс воспитания детей, и заканчивается это лишением родительских прав и передачей детей под опеку приемным семьям, – подчеркивает парламентарий. – Важно понимать, что уполномоченный по правам ребенка – не единственная инстанция, которая стоит на защите детства. Он лишь дополняет деятельность других институтов, работающих в этой же сфере».

15 ноября 2018 года