Изменения в резерве по сомнительным долгам обеспечат объективную оценку финансового положения налогоплательщика

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 266 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», соавтором которого выступил депутат Государственной Думы от Воронежской области Сергей Чижов, направлен на изменение порядка отнесения резервов по сомнительным долгам на расходы в целях налогообложения прибыли.

В ситуации продолжающегося роста просроченной задолженности по кредитам, в том числе по неуплаченным процентам, и одновременного снижения доходов банков, обусловленных неблагоприятной конъюнктурой и экономическим спадом, кредитные организации вынуждены дополнительно формировать резервы на возможные потери по ссудам и неполученным процентам, что в результате приводит к уменьшению их собственных средств (капитала).

Учитывая требования главы 25 НК РФ о применении кредитными организациями метода начисления при определении налоговой базы для уплаты на прибыль, все проценты, в том числе и неполученные в срок, приводят к увеличению доходов.

Существенным элементом при определении налогооблагаемой базы является формирование и отнесение к расходам резервов по сомнительным долгам, в частности, под начисленные, но неполученные в срок проценты. В этой связи у кредитных организаций возникает серьезная проблема при применении статьи 266 НК РФ, регламентирующей порядок отнесения на расходы сумм резервов, создаваемых по сомнительным долгам.

При определении расходов на формирование резервов по сомнительным долгам с суммой выручки отчетного периода, ограниченной 10%, сравниваются резервы, которые были сформированы по результатам образовавшейся просроченной задолженности по процентам как в текущем, так и в предыдущих отчетных периодах, и которые с учетом роста просроченной задолженности по процентам существенно превышает десятипроцентный лимит.

Очевидно, что таким образом происходит сравнение несопоставимых базовых величин. Так, если по результатам 2014 года сумма резервов по сомнительным долгам, сформированная банком не превышала 10% от выручки, то за первый квартал 2015 года выручка стала существенно меньше, чем за 12 месяцев 2014 года, а сумма непогашенных процентов существенно увеличилась. В результате у банка возникают значительные обязательства по уплате налога на прибыль за первый квартал 2015 года, совершенно не связанные с собственно экономической деятельностью.

Подобная ситуация обусловлена требованиями статьи 266 НК РФ, которыми предусмотрено равнение несопоставимых величин. Очевидно, что происходит сравнение несопоставимых базовых величин, увеличивается налоговая база,  что, не отражает экономического смысла финансовой деятельности банка.

Указанная проблема особенно остро стоит перед розничными банками, у которых увеличивается просроченная ссудная задолженность физических лиц. Выручка банковского сектора, формируемая у розничных банков главным образом на основе объема кредитного портфеля, растет существенно медленнее, чем объем непогашенных в срок процентов, формируемых в портфеле ссуд с просроченными платежами, что подтверждается статистикой требований по получению процентов, приводимой Банком России.

Несмотря на постепенное снижение Банком России ключевой ставки с 17,0 % (в декабре 2014 года) до 11,0 % (в августе 2015 года), практически во всех сегментах банковского потребительского кредитования наблюдается стагнация после существенного спада, что подтверждается статистикой Банка России.  Также очевидно, что при устойчивом снижении объемов кредитования растет задолженность физических лиц, в том числе просроченная.

Сохранение в нынешних условиях действующего порядка налогообложения приводит к существенной и экономически необоснованной дополнительной налоговой нагрузке на банковский сектор, что, в свою очередь, способствует созданию

условий для дальнейшего сокращения объемов кредитования, в том числе малого и среднего бизнеса. В такой ситуации особенно важна адекватная и справедливая оценка результатов

финансово-хозяйственной деятельности кредитных организаций в целях налогообложения прибыли.

В этой связи в Законопроекте предлагается предусмотреть следующее:

- сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 % от выручки текущего налогового периода;

- при исчислении резерва по сомнительным долгам в течении

налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не

может превышать большую из величин - 10 % от выручки за предыдущий налоговый период или 10 % от выручки за текущий отчетный период;

- сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату сравнивается с остатком резерва, который определяется как разница между резервом, исчисленным на предыдущую отчетную дату и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты.

В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Принятие Законопроекта позволит обеспечить объективную оценку финансового положения налогоплательщика и равномерный налоговый учет понесенных им финансовых потерь.

 

07 ноября 2016 года