Госдума готовится к рассмотрению федерального бюджета 2018-2020 в первом чтении

16 октября Комитет по бюджету и налогам приступил к работе над проектом главного финансового документа страны на ближайшую трехлетку. На следующей неделе парламентарии, по итогам детального анализа разделов законопроекта, который занимает более 10 тысяч страниц печатного текста, обозначат в сводном заключении основные направления доработки документа.

«Бюджетная реальность»: новации и возможности

Судя по прогнозируемой Министерством экономического развития динамике изменения макроэкономических показателей, задачи по выходу на траекторию устойчивого развития решены.

В частности, ожидается ускорение темпов роста ВВП с 2,1 % в по итогам текущего года до 2,3 % к 2020-му. Ожидается устойчивое повышение инвестиционной активности и, во многом благодаря выполнению «майских» указов главы государства, рост реальной заработной платы в размере 4,1 % уже в следующем году.

При этом ожидается укрепление положительной динамики в части роста расходов. Вложения в социально-экономическое развитие страны за три года возрастут с 16,5 триллиона рублей до более чем 17 триллионов. Параллельно федеральный бюджет будет становиться более сбалансированным. Так уже в следующем году дефицит – разрыв между доходами и расходами составит 1,6 % ВВП, а к 2020-му сократится до 0,8 % ВВП.  Важно, что соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов к окончанию трехлетнего периода достигнет 30 % к 70 % соответственно, что говорит о структурных преобразованиях в экономике.

Главным образом рост доходов будет обеспечен совершенствованием администрирования платежей ФНС и ФТС при сохранении стабильного уровня налоговой нагрузки.

Главной особенностью следующей «трехлетки» станет завершение перехода на новую конструкцию бюджетных правил, подразумевающих ограничение предельного объем расходов величиной нефтегазовых поступлений, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть Urals в 40 долларов за баррель, и прогнозных ненефтегазовых доходов (за вычетом средств, направляемых на обслуживание государственного долга).

При этом поступления, обеспеченные сырьем и полученные сверх запланированного объема, по новым нормам будут направляться в Резервный фонд. В свою очередь, средства суверенных фондов компенсируют недополученные нефтегазовых доходов в случае необходимости.

Депутат Государственной Думы от Воронежской области, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов  напомнил, что в целом проект корректировок федбюджета на 2017 год, одобренный в июне, по сути, базировался на том же принципе ограничения расходов. Дополнительно на развитие социальной сферы и экономики – свыше 360 миллиардов  – были направлены средства, полученные за счет  доходов, несвязанных с углеводородами. В частности, речь идет о поступлениях от уплаты акцизов,

НДС, налога на прибыль.

Как отмечает парламентарий, применение новой методики позволит, с одной стороны, вывести исполнение обязательств федерального центра из-под влияния внешней конъюнктуры (нефтяных котировок, цен на газ, валютных курсов), с другой – поможет России защитить себя от повторения ошибок прошлого, которые продолжительное время не позволяли уйти от сырьевой модели экономики. Теперь в периоды высоких цен на углеводороды не получится наращивать расходы за счет нефтегазовых доходов. Главным источником ресурсов должен стать экономический рост.

Важные акценты

Традиционно, еще на стадии внесения на рассмотрение Госдумы, проект федерального бюджета, первую редакцию которой готовит Правительство РФ, становится объектом пристального внимания региональных властей, экспертов и представителей деловых кругов. Поскольку в этом документе запрограммированы ключевые направления развития страны, тщательному анализу подвергаются варианты прогноза социально-экономического развития, динамика изменения основных бюджетных параметров, структура расходов и доходов. Сергей Чижов положительно оценил качество работы кабмина. Однако учитывая опыт – парламентарий более 10 лет защищает интересы нашего региона в профильном комитете – отмечает, что текущая версия документа не дает представления о бюджетных приоритетах. С этой точки зрения показателен пример работы над главным финансовым документом 2017-2019. Тогда по итогам широких дискуссий, организованных на базе Госдумы, депутатам в разрезе трехлетнего периода удалось перераспределить около триллиона рублей.

Задачи, решения которых предстоит выработать в течение ближайших нескольких недель, на этот раз единороссы сформулировали на фракционном заседании 17 октября. Как подчеркнул Сергей Чижов по итогам, по сути, рабочего совещания особое внимание будет уделено финансированию мероприятий, предусмотренных пятью «пилотными» государственными программами, и указов главы государства.

 В заседании фракции «Единая Россия», посвященном подготовке федерального бюджета 2019-2020  приняли участие министр финансов Антон Силуанов и председатель Счетной Палаты Татьяна Голикова

В частности, единороссы выступают за то, чтобы дополнительно направить 1,2 миллиарда рублей на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, повышение МРОТ, сохранение финансирования обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и поддержку социально-ориентированных общественных организаций.

Кроме того, уже на данном этапе очевидна необходимость в изыскании дополнительных средств – около 20 миллиардов – на поддержку аграрно-промышленного комплекса и преодоление разрыва в финансовой поддержке вузов Минобрнауки и отраслевых высших учебных заведений – в общей сложности 100 учреждений, недополучающих значительный объем средств.

«На особом контроле финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных партийными проектами, поскольку в их основе лежат наказы наших избирателей, - поясняет Сергей Викторович. – В частности, важно найти возможность восполнить пробел и предусмотреть бюджетные ассигнования на обеспечение детских школ искусств музыкальными инструментами, развитие познавательного туризма и детских театров – инициатив, реализация которых была одобрена по итогам партийного форума «Культура – национальный приоритет».

Также, по словам депутата, будет прорабатываться вопрос об увеличении финансирования партийных проектов «Местный дом культуры» и «Городская среда», принципиально важных с точки зрения повышения качества жизни в российских субъектах.

Регионы в поисках баланса

Краеугольным вопросом бюджетного планирования в этом году остается выбор подходов к поддержке регионов. Обязательства, связанные с исполнением президентского указа по доведению зарплат бюджетников до среднего уровня, а в некоторых случаях выше него к 2019 году – серьезная нагрузка для российских субъектов. Чтобы помочь региональным властям выполнить эти задачи, проектом главного финансового документа предусматривается 80 миллиардов – треть необходимых средств – в виде дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов и 30 миллиардов – на выравнивание бюджетной обеспеченности.

 «На данный момент «Единой Россией» и Правительством достигнута договоренность об увеличении объемов этих форм поддержки региональных бюджетов. Кроме того, на Трехстороннюю комиссию по вопросам межбюджетных отношений возлагаются задачи по обеспечению адресности этой помощи, - поясняет Сергей Чижов, работающий в ТСК.

СПРАВОЧНО:
22 марта Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам определен перечень государственных программ, которые со следующего года «переводятся» на механизмы проектного управления. В частности, это: «Развитие здравоохранения», «Развития образования», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие транспортной системы», а также госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» 

17 октября 2017 года