Зачем россиянам цифровой двойник?

Государственная Дума приступила к работе над законопроектом, устанавливающим правовые основы института цифрового профиля граждан. Документ, созданный в соавторстве с депутатом от Воронежской области Сергеем Чижовым, связан с исполнением программы «Цифровая экономика» и призван создать единое пространство взаимодействия граждан и бизнеса с государством.

«Основное неудобство, с которым сталкиваются граждане при получении государственных услуг, – это, пожалуй, необходимость каждый раз собирать многочисленные справки, а потом тратить время в очередях, – комментирует Сергей Чижов. – К тому же, имеет место и человеческий фактор: ошибки в заполнении документов, их неполный пакет, затягивание сроков их рассмотрения по каким-то субъективным причинам…

Неоспоримый плюс внедрения цифровых технологий в том, что они позволяют решить большинство этих проблем. Оказание госуслуг в электронном виде происходит гораздо более оперативно и удобно для граждан, и при этом исключается риск ошибок и влияния конкретного служащего на результат. Это та модель взаимодействия с государством, к которой должны стремиться все цивилизованные государства.

К тому же, упрощение процедур и сокращение бумажной работы госорганов дает заметную экономию бюджетных средств, которые затем перераспределяются на социально-значимые цели.

Ряд ведомств уже сейчас предоставляет услуги в электронном виде. Например, не выходя из дома можно оформить загранпаспорт, записать ребенка в детский сад, зарегистрироваться по месту жительства, оформить налоговый вычет.

С целью внедрить эту практику в работу как можно большего количества ведомств и чтобы вся эта система была более целостной, мы приступили к проработке правовых основ создания цифрового профиля граждан. Это своего рода официальный аккаунт человека, в котором будет собрана вся имеющаяся о нем в госструктурах юридически значимая информация.

Зачем нам виртуальный «двойник»? Чтобы проще и быстрее взаимодействовать с государством. В том числе, автоматически получить все полагающиеся по закону льготы и меры соцподдержки, о которых человек мог даже не знать. Например, если сейчас для получения налогового вычета при покупке недвижимости необходимо собрать пакет документов, заполнить декларацию 3-НДФЛ и подать их в налоговую инспекцию, то благодаря цифровому профилю вычет будет оформлен автоматически при регистрации права собственности. И поскольку данные будут взяты из официальных источников, исключается вероятность ошибки и, соответственно, отказа в его предоставлении.

Плюс, граждане получат единую мобильную точку доступа к своим персональным данным и возможность управлять ими: при необходимости предоставлять информацию различным организациям. Таким образом, мы будем точно знать, кому и зачем даем доступ к информации о себе, а также сможем в любой момент отозвать свое согласие через мобильное приложение.

Сейчас подобие цифрового профиля имеют пользователи портала Госуслуг, где содержатся базовые персональные сведения (дата рождения, гражданство, номер СНИЛС, место регистрации) и, по своему желанию, можно внести дополнительные данные (контакты, ИНН, полис ОМС, водительское удостоверение).

Главное опасение, которое возникает при упоминании цифрового профиля – ощущение слежки и контроля. Однако отмечу, что законопроект, в разработке которого я принял участие, не предусматривает сбора никакой дополнительной информации. Цифровой профиль лишь позволит собрать в одном месте те сведения о человеке, которые уже есть в информационных системах государственных органов, актуализировать и упорядочить их.

Второе вполне обоснованное опасение – информационная безопасность. Именно в целях ее обеспечения разработчики системы и не планируют хранить всю базу данных в одном месте. В цифровом профиле будет содержаться ключевая информация, а остальные сведения – предоставляться в рамках межведомственного взаимодействия по запросу.

Наконец, вызывает опасение коммерческое использование персональных данных, поскольку крупные корпорации проявляют к ним большой интерес. Однако им каждый раз придется запрашивать согласие гражданина на доступ к информации при каждом обращении, которое к тому же может быть отозвано им в любой момент.

Инфраструктура для цифрового профиля должна появиться в России к концу декабря 2023 года, как это запланировано в паспорте национальной программы «Цифровая экономика». На первом этапе в профиле каждого гражданина будет храниться 57 видов персональных сведений о нем.

Старт пилотного проекта анонсирован уже в декабре этого года, а его результаты планируется огласить в апреле 2020-го. В его рамках на цифровом профиле будет опробована выдача кредитов, оформление КАСКО и ОСАГО. В пилотном проекте примут участие 16 банков, 3 страховые компании и 4 поставщика данных: Федеральная налоговая служба, Росреестр, МВД, Пенсионный фонд России».

23 июля 2019 года